10 лет моей книге об истории усадеб Боратынских. Воспоминания

Mar 02, 2017 11:31

Оригинал взят у marina_klimkova в 10 лет моей книге об истории усадеб Боратынских. Воспоминания
В октябре 2006 года в Петербурге, в издательстве «Искусство-СПБ», вышла в свет научно-популярная книга - «Край отеческий. История усадьбы Боратынских»: 623 страницы с черно-белыми и цветными иллюстрациями. Она связана с дорогими для меня людьми, которых уже нет на этом свете.




Сегодня трудно представить, что книгу о Боратынских писала 8 лет. Тогда преподавала в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С.В. Рахманинова 8 часов в неделю, поэтому могла много времени посвящать науке и творчеству: работать в архивах Тамбова, Петербурга и Москвы, писать статьи в журналы, участвовать в научных конференциях. В книге об усадебах Боратынских впервые опубликовала более 500 архивных документов, которые ранее не были востребованы.



Монографию посвятила памяти учителя - искусствоведа, профессора МГАХИ имени В.И. Сурикова Николая Николаевича Третьякова, который поддерживал меня в работе. После окончания института мы с ним не прервали связь, а общались по телефону, обменивались обычными письмами (электронной почты тогда ни у него, ни у меня не было). В институте Николай Николаевич читал у нас, искусствоведов, лекции по древнерусскому искусству. У него я писала диплом по иконе Дионисия. Третьяков очень любил искусство, работу, молодежь. С некоторыми студентами он сближался, дружил, помогал, приглашал к себе домой, знакомил с интересными людьми, давал редкие книги из своей личной библиотеки. Нам с мужем довелось попасть в число таких счастливцев, которые ощутили на себе поддержку Николая Николаевича.



Вернувшись после окончания ВУЗа в Тамбов, мне трудно было найти тему по своей специализации, поскольку ничего древнерусского здесь не было в помине. Одно время занялась изучением коллекции церковной деревянной скульптуры в фондах моршанского музея, опубликовала ряд статей, но потом встретилась с художником, коллекционером Владимиром Георгиевичем Шпильчиным, который «перевербовал» меня, направив внимание на усадебную культуру, на Боратынских. Не знаю, что именно разглядел во мне Владимир Георгиевич, но он стал каждую неделю приезжать к нам домой. Всегда не с пустыми руками, а с каким-нибудь экспонатом из своей коллекции - фотографией или книгой. Часами рассказывал, рассказывал, рассказывал. Поначалу я заинтересовалась не столько Боратынскими, сколько самим Шпильчиным - удивительным по увлеченности и стремлению к правде  человеком. Однако постепенно внимание стало переключаться с Владимира Георгиевича на усадьбы, сам собой возник вопрос: «Почему бы не посмотреть в архиве документы?» Тем более, что архив находится в квартале от нашего дома. Какова же была радость, когда в описях без труда нашла документы Боратынских! И потянулось одно за другим: нахожу документ, изучаю, списываю, рассказываю подробности Владимиру Георгиевичу, который ранее не подозревал, что можно так много узнать о предмете своей любви.  А потом были московские, петербургские архивы и масса новой информации.



Когда Николай Николаевич Третьяков узнал о том, что я «изменила» древнерусскому искусству, переключившись на усадебную культуру, он вдруг меня поддержал. Как оказалось, неслучайно. Через некоторое время он рассказал, что его отец был выпускником Татевской народной школы С.А. Рачинского - племянника поэта Евгения Боратынского. Не только рассказал, но и показал фотографию художника Николая Богданова-Бельского, с которым его отец вместе учился. На фото есть автограф: «Николаю Третьякову от Николая Богданова-Бельского». Вот так неожиданно отвлеченная история через судьбы людей разных поколений вошла в реальную жизнь.



В тот период познакомилась с интереснейшими людьми - профессором МГУ, боратыноведом Алексеем Михайловичем Песковым и хранителем фонда А.С. Пушкина рукописного отдела Пушкинского дома Александром Владимировичем Дубровским. С кем бы я тогда ни встречалась, все помогали. А больше всех - мой муж Александр, который ходил со мной в архив, ездил в Москву и Петербург, списывал документы. Иногда брали с собой в поездки и дочь Настасью, школьницу, которая, то сидела с нами в архиве, то самостоятельно гуляла по Васильевскому острову, пока мы работали в Пушкинском доме.



Книгу издала на средства гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Помню, как удивительно было себя ощущать, когда опубликовали список книг, одобренных для издания, и мне стали звонить из московских и петербургских издательств, предлагая услуги. Могла бы выбрать любое из них или предложить тамбовское, но остановилась на «Искусстве-СПБ».

К тому времени, когда книга вышла, ни Николая Николаевича Третьякова, ни Владимира Георгиевича Шпильчина с нами уже не было. И теперь, когда смотрю на издание, всегда вспоминаю их и скучаю, потому что не могу поделиться с ними радостью новых открытий, получить совет или помощь, просто услышать знакомые голоса. Правда иногда кажется, что они все-таки говорят со мной - через ту книгу, которую издала 10 лет назад…






























книги, Россия, Российская Империя, история, аннотации, историческое наследие, искусство, репост, библиография, Российская культура, Боратынский, искусствоведение, история Российской Империи, история быта

Previous post Next post
Up