Схватка за Кавказ. Конец XVI - XVII вв

Oct 12, 2015 10:00

Правление государя Фёдора Ивановича

В 1590-е годы Россия начала восстанавливать свои позиции на Кавказе. На реке Сунже, на месте, где ранее стоял Терский городок, возвели новый городок. Крымское ханство попыталось восстановить прежнюю ситуацию, заставив русских уйти с Северного Кавказа. В 1591-1592 гг. крымские татары совершили набеги на русские области, но без особого успеха. Московское правительство не собиралось уходить с Сунжи.


В 1594 году государь Фёдор Иванович направил османскому султану Мураду III грамоту. В ней сообщалось, что кабардинские племена, «горские черкасы», шамхалы являются подданными Русского царства, что крепости «в кабардинской земле и шевкальской», на Тереке и Сунже поставлены по «челобитью» местного населения и для их сбережения. Таким образом, Москва после Ливонской войны восстанавливала свои позиции и на Северном Кавказе. Правда, московское правительство не хотело конфликтовать с могущественной Османской империей, поэтому оставило османам право свободного прохода через подконтрольные русским земли в Дербент, Шемаху, Баку и другие закавказские земли «безо всякого задержания и зацепки». В то же время крымских татар русские отказывались пропускать. Конница крымского хана несколько раз пыталась пробиться в тыл Персии по берегу Каспийского моря, но была остановлена русскими укреплениями. Идти на штурм крымские татары не решились, ограничившись «дипломатическими протестами» и разорением окрестных земель.

Надо сказать, что в это время турки добились больших успехов на Кавказе. Во время правления Мурада III (1574-1595) османская армия, имеющая значительное численное и техническое превосходство над персидскими войсками, оккупировала области Грузии и Армении (1579 год), южное и западное побережье Каспийского моря (1580 год). В 1585 году были разгромлены основные силы персидской армии и турки заняли территории современного Азербайджана. Опустошительные походы турецко-татарских войск в Закавказье продолжались до 1589 года. Южный Кавказ обезлюдел. Значительную часть местного населения была перебита или угнана в рабство, часть бежала. Множество городов и селений, включая такие центры как Тебриз, Гандж, Шемаху подверглись сильному разорению. В 1590 году между Турцией и Персией был подписан Константинопольский мирный договор. Согласно нему к Османской империи перешли обширные области - большая часть Азербайджана и Закавказья, в том числе бывшая иранская столица Тебриз, Курдистан, Луристан и Хузестан.

Русское царство в эти годы закрепляется не только на Сунже. В 1588-1589 гг., по просьбе Кабарды и грузинской Кахетии, близ устья Терека была возведена крепость Терки. Эту крепость не следует путать со старыми Терками, которые были основаны в 1563 году выше по течению Терека, вблизи Кабарды. Отстроив новые Терки, русские войска начали действовать против шамхала Тарковского, который в этот период стал ориентироваться на Турцию. Русские войска пытались пробить путь через владения шамхала (титул правителей Дагестана) в Закавказье, чтобы оказать помощь Восточной Грузии. Но с началом Смутного времени и интервенции такие действия был свёрнуты.

В правление Фёдора Ивановича начались и первые значительные столкновения с горцами. Высочайшим указом на Терек были посланы войска для защиты подданных, т. е. Кабарды, которую беспокоили набегами горцы. Кроме того, борьба с горцами была связана с просьбами о помощи Кахетии. При царе Фёдоре Ивановиче в русское подданство попросился кахетинский царь Александр II (1574-1601, 1602-1605). Кахетия находилась в сложном положении, маневрируя между Османской империей и Персией. Кроме того, грузины сильно страдали от набегов горцев. В 1587 году был оформлен грузино-русский союз. В 1589 году кахетинский царь получил от русского государя официальное подтверждение о поддержке.

В 1594 году русское правительство приняло решение укрепить Терки. На Терек была направлена дружина князя Андрея Хворостинина. Прибыв на место, русские войска взяли столицу шамхальства город Тарки. Однако удержать город не смогли. Дагестанцы и кумыки перерезали коммуникации, что вызвало нехватку продовольствия. Непривычный климат ещё более ухудшил ситуацию, начались массовые болезни. В строю осталось не более половины отряда. Хворостинин начал отводить воинов и отряд вышел к своим, но потерял три четверти состава.

Необходимо сказать, что наступление на шамхальство должно было идти с двух направлений, со стороны русских владений и Кахетии, но грузины не выполнили своих обязательств. Грузинские послы в Москве сообщили, что «дорога тесная», «место крепкое», за горами, поэтому людей Кахетия посылать не будет.


Правление Бориса Годунова. Караманская битва 1605 года

Борис Годунов продолжил политику постепенного укрепления русских позиций на Кавказе. Русские успешно воевали на Сулаке и Тереке. Однако новая масштабная экспедиция против шамхальства завершилась тяжёлым поражением и гибелью тысяч воинов. Кахетия снова попросила помощи у русского государя: «просяще от него (Бориса Годунова) помощи на Горских Черкас, что им (кахетинцам) от них великое утеснение». Москва отправила в Дагестан рать под началом воевод Ивана Бутурлина и Осипа Плещеева. Кахетинцы снова пообещали вспомогательное войско.

Начало похода было удачным: 10-тыс. русское войско (3 стрелецких полка, терские казаки и ногаи) захватили Тарки. Бой был ожесточённым, городские улицы были усеяны вражескими телами. Перед сражением войска слушали речь, в которой им напомнили о братьях павших здесь и русской крови, вопиявшей об отмщении. Шамхал Сурхай II бежал к аварскому хану. Русские начали строить крепости в Тарках, на Сулаке (Койсу) и Акташе. Отдельные русские отряды, не встречая серьёзного сопротивления, собирали продовольствие, отгоняли табуны и стада. Однако русские войска оказались не готовыми к длительной войне в горных условиях, воеводы не смогли решить вопрос с регулярным снабжением корпуса. Кумыки спрятали весь хлеб в тайниках, начали партизанскую войну против русских, нападая на малые отряды, посланные в поисках провианта. Кахетинцы снова обманули и не выслали вспомогательные войска.

Тогда русские воеводы поздней осенью, не имея возможности прокормить всё войско, отослали около половины корпуса - примерно 5 тыс. воинов, на зимовку в Астрахань. Русская рать по пути в Астрахань была атакована крупными силами кумыков. Однако после кровопролитного сражения, нападающие были разбиты и отступили, потеряв около 3 тыс. человек.

В это время ситуация окончательно сложилась не в пользу русского отряда. Шамхал «послаша к Турскому (турецкому) царю (султану), просяху от него помощи; он же присла к ним на помощь многое воинство». Младший брат шамхала Сурхая - Солтан-Мут сумел к подходу турецких подкреплений поднять, практически, все дагестанские народы против вторжения «неверных». Ранней весной дагестано-турецкое войско осадило русские укрепления на Сулаке. Возглавлявший небольшой отряд воевода В. Т. Долгоруков сжег укрепление и морем ушёл на Терек. Таким же образом поступил малый гарнизон на Акташе. Гарнизон Бутурлина в Тарках оказался в одиночестве. Солтан-Мут с турецкими пашами предложили русским воеводам капитулировать, но они отказались. Тогда турки и горцы пошли на штурм. Часть стены и башня были взорваны, русский гарнизон понёс большие потери. Янычары и дагестанцы попытались ворваться в крепость, но в ходе яростного боя русские воины отразили все атаки. Обе стороны понесли большие потери. Однако ситуация была критической, возможности оборонять полуразрушенную крепость не было. Главный турецкий паша и шамхал сделали вторичное предложение о сдаче крепости, гарантируя Бутурлину беспрепятственный проход в русские владения. Кроме того, шамхал взял на себя обязательство обеспечить уход за тяжелобольными и ранеными русскими, которых пришлось оставить в Тарках. По выздоровлению их обязались отпустить на Терек.

Караманская битва. Сильно поредевший русский отряд двинулся к Сулаку. Шамхал, в обеспечение гарантий предоставил русским заложника-аманата, якобы ― своего сына. Один из источников сообщает, что это был приговоренный к смерти преступник. Шамхал также требовал от Бутурлина оставить своего сына и отличившихся в бою боярских детей. Но русский воевода был тверд и шамхал был вынужден отказаться от своих притязаний.

Оставив больных и раненых на попечение шамхальцев, русский отряд с песнями потянулся к Сулаку. У дагестанцев также был праздник - окончание поста в месяц Рамадан (ураза-байрам). В тот же день произошла свадьба шамхала и дочери аварского хана. В ходе празднества мусульманские священнослужители решили украсить день благим для мусульман делом - освобождением шамхала и его сподвижников от клятвы данной «неверным». Мусульманские воины, горевшие желанием отомстить за гибель своих соратников, тут же бросились в погоню.

20-тыс. войско разбилось на несколько отрядов и настигло русских за Озенскими болотами в устье реки Шура-озень. Атака была внезапной, русские воины не успели организовать укреплённый лагерь и встретить врага «огненным боем». Начался яростный рукопашный бой. В результате исход битвы решило численное превосходство воинов шамхала. Русский отряд был расчленён на отдельные группы, которые дрались с ожесточением обречённых. Одним из первых, на глазах отца - воеводы Бутурлина, погиб его молодой сын Фёдор.

Горцы, предвидя большие потери, предлагали русским воинам бросить оружие. «Русские единодушно обрекли себя на славную гибель; бились с неприятелем злым и многочисленным в рукопашь, человек с человеком, один с тремя, боясь не смерти, а плена». Кровавая битва продолжалась несколько часов, прежде почти все русские воины пали убитыми или тяжелоранеными. В сражении погибли воеводы Иван Бутурлин с сыном Фёдором, Осип Плещеев с сыновьями Богданом и Львом, Иван Полева, Иван Исупов и другие командиры. Большую часть тяжелораненых, которые попали в плен, перебили. Лишь несколько раненых оставили в живых - князя Владимира Бахтеярова, сын И. Бутурлина - Пётра и стрелецких начальников Афанасия Благого и Смирного Маматова. Больных и раненых русских, которые остались в Тарках, подвергли пыткам и они «погибли мучительною смертью».

Это были первые серьёзные столкновения русских с народностями Дагестана и они ничего хорошего ни предвещали. К тому же действия Русского царства на Северном Кавказе вызвали серьёзное раздражение персидских правителей и Блистательной Порты. Персия и Турция не желали видеть на Кавказе новых противников, к тому же ещё и «неверных». Османская империя и Персия в этот период имели на Кавказе слишком сильные позиции, чтобы Россия могла противостоять им на равных. Кавказ ещё был далёким Югом для Русского государства, где имелся только один серьёзный плацдарм для дальнейшего продвижения - Астрахань. Это и предопределило поражение 1605 года. Нужны были годы тяжёлой работы по подготовке позиций, укреплённых линий, налаживанию контактов с местными владыками, дипломатии по принципу «разделяй и властвуй», «кнута и пряника». Нужно было привлечь большие финансово-материальные, людские ресурсы, чтобы замирить этот огромный край и выбить оттуда турков и персов. У России конца 16 начала 17 столетий просто не было объективных возможностей для присоединения значительной части Кавказа. Они появятся намного позже, уже в конце 18 начале 19 столетий.

Необходимо учесть и фактор Смутного времени. Смута на долгое время отвлекла все силы Русского государства на внутренние проблемы. А после завершения Смутного времени, России пришлось решать в первую очередь внешнеполитические проблемы, связанные с западнорусскими землями и Речью Посполитой. Поэтому Россия на долгие десятилетия прекратила на Кавказе значительные военные мероприятия. Но при этом Русское царство не прерывало своих культурных контактов с единоверцами, в первую очередь с христианской Грузией. Хотя активной помощи, в силу указанных причин оказать не могла. Продолжалось развитие и взаимовыгодных экономических связей с регионом.

Экспансия Турции и Персии

В это время значительно усилил свою экспансию на Кавказе Османская империя и Крымское ханство. Турки и крымские татары старались подчинить себе адыгейцев и кабардинцев, насадить среди них ислам. Однако больших успехов в этом деле турки не достигли. Ислам приняла только феодальная верхушка адыгейцев, которая склонялась к этой религии ещё во времена Золотой Орды. Основная масса «черкесов» продолжала придерживаться полухристианских-полуязыческих верований. Бахчисараю и Стамбулу не удалось достичь и полной покорности адыгских племен, часть князей сотрудничали с турками и татарами, но только в своих интересах, чтобы использовать их в борьбе с соседями.

Как уже отмечалось выше, турки при султане Мураде III достигли больших успехов, к 1590 году поставив под свой контроль большую часть Южного Кавказа. Однако вскоре персы возьмут реванш. Персидский шах Аббас I (правил в 1587 - 1629 годы) упорядочит финансовую систему, отстранит от управления страной кызылбашей (тюрков), сформировав свою личную охрану исключительно из гулямов (воспитанных в исламских традициях пленных юношей из числа армян, грузин или черкесов). Аббас с помощью британских инструкторов создаст регулярную армию, большей частью вооружённую огнестрельным оружием и имеющую даже артиллерию. Это позволит одержать ему ряд побед над кочевыми узбеками, изгнав их из Северо-Восточного Ирана и афганскими племенами. Он подчинит Хорасан, Герат, Гилян, Мазандеран, Лурестан и Кандагар, распространив своё владычество на большую часть Афганистана. После этого Аббас Великий повернёт армию против Турции.

В ирано-турецкой войне 1603-1612 гг. одержат вверх уже персы. Обстановка для войны была благоприятной: тылы были зачищены, а турки были связаны войной с Австрией. Персы уничтожат турецкие гарнизоны в Азербайджане, завоюют Восточную Армению. Были захвачены также Луристан, Восточная Грузия и Южный Курдистан. Понятно, что местное кавказское население снова сильно пострадает, оказавшись между «молотом и наковальней». Так, персы из Армении переселят вглубь Ирана более 300 тыс. человек. Аббас проявлял к местному населению невероятную жестокость, удивительную даже в те далекие от гуманности времена. Турецкая армия совершит несколько вторжений в Азербайджан, но потерпит неудачу. Стамбульский мирный договор от 20 ноября 1612 года утвердил завоевания Персии. Турции придётся признать поражение, но только на время, вскоре борьба будет продолжена.

Господство турков в Закавказье сменилось не менее жестоким игом персов. Правителем Шемахи был назначен Зульфигар-шах Караманлы. По воле шаха было образовано Дербентское наместничество, которое стало плацдармом для проникновения в Дагестан. Из Дербента персидские войска стали совершать набеги на дагестанские селения. Царь Кахетии Александр прислал русским воеводам в Терки грамоту, где сообщил, что лезгинские и шевкальские люди бьют челом и»хотят быть в вековых холопах под его царскую рукою».

Продолжение
Автор Самсонов Александр

история, Кавказ

Previous post Next post
Up