ЗОЛОТАЯ ЧЕРЕПАХА - 2009
мои предпочтения (пост первый)
"Земля - воздух", (с) Игорь Барташов
Держу в руках альбом финалистов фотоконкурса «Золотая черепаха-2009». Весь «разбор полётов» (ниже) - мои личные оценки и предпочтения. В этом посте разговор о съёмке птиц и зверей, т.е. в основном о телесъёмке, хотя в альбоме кадры из номинаций «Птицы» и «Звери» (собственно работа «телевиками») почему-то перемешаны с кадрами из номинаций «Гармония» и «Портрет». Конечно некоторые из кадров могут смотреться в книге иначе, чем на выставке (особенно в плане ощущения света в полутонах), но также нужно отметить, что полиграфия в альбомах ЗЧ хорошая и дизайнерский подход Виктора Никитенко мне тоже нравится, - отмечаю это уже второй год.
1.Номинации ЗВЕРИ И ПТИЦЫ.
1.1.В Альбоме представлено 87 фотографий птиц и зверей. Из этих кадров из номинации «Гармония» 17 кадров (как минимум), так что без них остается 70. Из этих 70 кадров 16 (грубо - 1\4-я, чуть меньше) - слабая сюжетная документалистика и портреты, проваленные прежде всего по композиции и свету, - попросту «никакие кадры», хотя иногда с претензией на «приколистость». Это много и по этому показателю ЗЧ-2009 более напоминает ЗЧ-2007, чем ЗЧ-2008. Здесь нет претензии к авторам (в любом фотоконкурсе таких кадров подается немало, а иногда и очень много), это вопросы к экспертам предотбора и жюри. Но это не главное. Идём дальше.
1.2..Ещё около 20 кадров я отношу к разряду «технической фотоанималистики». Это не стиль съёмки, а скорее отражение менталитета снимающего, - как он видит природу и что его привлекает в фотосъёмке природы. Технически все эти кадры грамотные (и эксперты предотбора обязаны были пропустить их до жюри, что они и сделали), но они мне не интересны. Уж не знаю, когда наш зритель «наестся», наконец, всем этим фото-популизмом, как когда-то западный зритель «наелся» поточной съёмкой медведей-рыболовов в парке Катмаи на Аляске или монстров-крокодилов и вальяжных львов в парках Африки (впрочем, «крупняка» Африки стало заметно меньше). Как написал мне один давний знакомый, очень опытный менеджер английского фотоагенства, стоявший у истоков конкурса BBC Wildlife Photography of the Year (и написал это в отношении «настроя» жюри после раундов 2008-2009 гг) - мы хотели бы видеть в финале не «sensational, but beautiful shots”. В общем, коротко и «по английски».
1.3.Теперь о том, что нравится. Среди 70 кадров один кадр выделяется на общем фоне также, как когда-то «Boxing hares” Манфреда Даннеке. Этот кадр, - “Земля-воздух” Игоря Барташова. Он вне конкуренции даже при том, что тетеревов на токах снимают у нас много. Вне сомнения это лучший кадр в телесъёмке поведения и первый в номинации «Птицы» и, думаю, он вполне мог бы быть среди призеров BBC Wildlife Photography of the Year (BBC-конкурс, для краткости) в номинации Birds:Behavior. Здесь и динамичность, - схваченная скоротечность момента (важнейшие критерии в номинациях телесъёмки поведения) и хороший ровный свет, и гармоничная композиция, - всё уравновешено в кадре. И при всём при этом кадр осмыслен. Это не просто «вот я шёл, увидел, и сфоткал», это продуманная работа фотографа над объектом съёмки с намерением поймать в кадре, - подсмотреть и отобразить красиво - какой-то жизненно значимый, интересный, необычный и скоротечный фрагмент поведения как процесса (а не просто какое-то движение объекта, пусть и «приколистое»). Кадр «Последний раунд» (бой жуков-оленей) Андриана Колотилина в ЗЧ-2007 из той же серии. Только вот кадр И.Барташова не получил никакого приза и никак не отмечен жюри.
1.4.Идём дальше. Конечно нельзя не отметить динамичные и технически сложные кадры (за ними опять же стоит большая работа) нашего известного фото-анималиста Арсения Кречмара («Ловкость» - бурундук в прыжке, и «Зимним вечером» - горностай). Хотел бы также остановиться (в плане примера) на кадре «Спурт» (бегущая по снегу лиса, автор - Сергей Жданов, спец. отметка жюри). Это может быть лучший из кадров «охотничей фотоанималистики», которая мне не близка, и в общем это всё варианты «технической фотоанималистики», на которую у нас большой крен в последние годы. Кадр запоминается, потому что есть динамика, схвачено движение. С другой стороны, естественного поведения в таких кадрах по существу нет: кормящийся зверь был обеспокоен и рванул прочь с места кормежки от снегохода. А вот таких «beautiful shots» в съёмке зверей, как «Топот» и «Между прошлым и будущим» («проводка» с бегущими гну; оба кадра, - Игорь Гущин, ЗЧ-2007 и 2008) и «Колючий спринтер» (ёжик в «полёте», синхронизация вспышки по задней шторке; Николай Шпиленок, ЗЧ-2007), за которыми видна действительно творческая работа фотографа (поиск, эксперименты, работа с фоном и композицией) за исключением кадров А.Кречмара я в альбоме 2009 г. не увидел.
1.5.Из «Птиц» (Поведение) также запоминаются «Дуэлянты» (ссора пингвинов, автор - Игорь Гущин), «Ночная жизнь дупелей» (автор - Вячеслав Забугин), «Удачливый жонглёр» (удод с личинкой, автор - Нурлан Кальчинов). Из них лишь последний кадр удостоен «специальной отметки жюри». Кому-то возможно нравятся (из динамичных кадров) - «Низколетящий охотник» (бородатая неясыть, - Игорь Шилохвост), «Схватка» (орлы, тот же автор), «Летний дождь» (скопа у гнезда, - Сергей Плыткевич), «Ворон» (Евгениус Каваляускас), «Два охотника» (Сергей Доля). Всё это, несомненно, технически грамотные кадры, но всё это, в общем, опять же из разряда «фотострельбы по мишеням» - просто поймать птицу в полёте, - «тройной луц» сам по себе, оцениваемый по технике исполнения и не связанный с какой-то общей идеей танца. Впрочем, в кадре «Два охотника» запечатлён уж очень редкий момент (одновременно жертву схватили чайка и щука) и в силу оригинальности, нетривиальности этого момента кадр заслуживает спец. отметки жюри (он её и получил).
1.6.Несомненно запоминается своей экспрессией яркий кадр Николая Конюхова («За занавесом брызг» - бегущие от лодки линные гуси). И всё-таки на месте Николая, опытного полевика, я бы не подавал такие кадры на конкурс и на выставку. Любому работавшему на севере орнитологу понятно, что на линных гусей лодка часто выскакивает неожиданно, однако в наше «смутное время» для какого-то далёкого от природы фотографа это может стать соблазном к намеренным действиям. И о том, что это «очень может быть», говорит расположенный рядом с гусями кадр «Синхрон» (потревоженные самолётом розовые пеликаны, снятые на взлёте на озере Маныч). Биологическую оценку подобной практики съёмки уже дал наш орнитолог Алексей Караваев. Для меня же этот кадр, наконец, прояснил многое в той продуманной кампании шельмования моего имени, которую развернули «двое из ларца» сразу на многих форумах всвязи с обнародованием моего эссе («Куда движется отечественная фотоанималистика»), под которым готовы расписаться большинство знакомых мне зоологов и в котором нет ничего оскорбительного даже для начинающего фотографа-натуралиста, ещё не знающего природы, но искренне желающего учиться тому, что «плохо» и что «хорошо». Именно неадекватность реакции (в плане возмущения и прямых оскорблений в мой адрес) была мне непонятна. Теперь же всё ясно. Прав был Константин Федосеев, сразу же написавший, что в эссе «каждый увидел немного себя». Наверное не каждый, но кое-кто точно увидел, и не немного. Но не будем о грустном. Бог им судья.
2.Номинация «ПОРТРЕТ».
2.1.Не знаю, в какую номинацию подавался кадр «Схватка» Юрия Артюхина (японские макаки на снегу), подозреваю, что в «Звери», но это очень хороший портрет. Номинация «Портрет» зачастую неясная по своим границам и нередко «сорная», поскольку в неё попросту сбрасывают «статику» и «кадры головы». На самом деле портрет, - это прежде всего работа со светом и во вторых, - охота за эмоциями. В первом аспекте это аналог постановки света в студийной съёмке, а понимание света - это «всё» или почти всё в фотографии, в том числе и в фотографии природы. Кадр «Схватка» ничего особенного не представляет в плане отражения поведения (японские макаки - избитый объект съёмки), но свет на лицах замечательный. Добавим эмоции, летящий с головы снег (косвенный элемент движения) и пластику фона, и кадр смотрится как «хорошая картинка» и просится на стену. В ЗЧ-2008 такой же замечательный - по пойманной свето-тени - портрет обезьянки («Все на одного» Игоря Гущина) заслуженно стал кадром-победителем. Так же именно в плане «охоты за светом» мне очень нравится кадр-портрет «Орлан-белохвост» (автор - Евгениус Каваляускас; специальная отметка жюри). Конечно не потому нравится, что изображён орлан (я больше люблю воробьиных птиц), а потому что чётко пойман-сфокусирован косой свет (он и создаёт всю прелесть «картинки»), плюс эмоции птицы и общая композиция.
2.2.Среди собственно портретных кадров (явно поданных на «Портрет») немало тех, что чистые «дрова», но есть и яркие работы, где создан художественный образ «объекта», как например портрет выпи («Удивлённый шар», автор - Татьяна Зарубо; никакой отметки жюри). Оригинальна по схваченному моменту работа Дмитрия Коробова «Бабочка» (молодой воробьиный сычик; специальная отметка жюри) и Юрия Артюхина «Да здравствует мыло душистое» (топорок, вынырнувший из пены; но здесь просто «оригинальный момент» и не более того - для меня это «второй эшелон» по значимости в номинации «Портрет»). Наверняка многим понравилась и работа Валерия Мосейкина «Дед Пихто» (спец. отметка жюри). Но здесь моё восприятие может быть несколько затушёвано из-за того факта, что я лично слишком избалован (зрительно), портретной съёмкой сов, в том числе выглядывающих из дупла, в исполнении Юрия Шибнева. Ну и наконец, кадр «На ходулях» (силуэт ходулочника), - снова Юрий Артюхин! Отмечаю уже третий кадр этого автора, причём всё разные по подходам и манере съёмки. Есть ещё его работа-победитель в номинации «Птицы» («Яичница по чаячьи»), но она мне нравится меньше всего: излишняя «биологизация» при пониженной эстетичности (цветовой и смысловой фокус на желтке не впечатляет), плюс кадр статичен (несложен для исполнения) и в общем тривиален с точки зрения образа жизни крупных чаек. В общем для меня это просто хороший рабочий кадр для книги о чайках\птицах. Есть ещё несколько портретов птиц (в общем «статика») независимо от того, куда они подавались. Всё это грамотные хорошие работы, которые годятся для любой серьёзной иллюстрированной книги, но в них нет никакой «изюминки» и в том или ином аспекте (те же ситуации, - на гнезде, в воде, поедании добычи и т.д., с теми же группами птиц, те же композиции) они встречаются во многих книгах и на многих фотосайтах. Такая фотоанималистика, как «На ходулях» (как и «Схватка») мне нравится больше и перекликается с такими художественными картинками птиц, как «Одинокий бегун» (Дамянов Иво, ЗЧ-2008) и похожий кадр кулика (по моему поручейника) Сергея Урядникова в ЗЧ-2006.
3.Номинация «ГАРМОНИЯ» (звери и птицы).
3.1.Здесь есть кадр-шедевр, который вполне мог бы быть в призёрах похожей номинации в BBC-конкурсе. Это в «Некотором царстве» (спрингбоки в пустыне Намибия) - снова Игорь Гущин! И снова никакой отметки жюри. Кадр-картина, удивительный по своему цветовому + световому решению. Эта чересполосица освещения, пересекаемая чёрными силуэтами сухих деревьев, и антилопы в узкой освещённой полосе! Мне только не понятны пятна на тёмном фоне (наверное это осыпающийся песок по склону дюны?). Кадр, за которым видится работа и поиск решения (светового, цветового), а не только удача (пришли антилопы). Это работа мастера, и не просто фотоохотника, а фотохудожника. Конечно запоминаются обе работы Владимира Медведева (из Приморья) (обе эти работы - суть ландшафтная анималистика, если кому-то не понятно, что это за жанр), и в плане гармонии, лиричности сцены, мне особенно нравится «Охотоморье» (вторая работа - «Остров Св. Ионы»), как и обе работы Евгения Поликарпова («Переход из света в тень» и «Птицы в облаках»). Специальным призом жюри отмечены «Птицы в облаках» и «Остров Св. Ионы».
3.2.Я выделил только то, что мне нравится однозначно. Чем любуешься. Конечно в этой номинации есть и другие интересные лиричные работы (скажем, «Тетеревиные толкования», - Борд Несс, «Речной патруль», - Игорь Шпиленок, «Глашатай ночи» Евгений Мосейкин, «Маскировка» - Андриан Колотилин), но всем им «чего-то не хватает» - либо света и цвета (не дождались, не пришёл), либо что-то не то с композицией, а главное, - объект-животное уж слишком мал и теряется в кадре поскольку не выделен светом или цветом (опять же не сложилось, не пойман свет). В эту категорию попадает для меня и кадр-победитель («Там где начинается небо», автор - Алексей Безруков). Кадр несомненно лиричен, но неба слишком много, а главный живой объект (белый медведь) «неочевиден» (не выделен светом и цветом - не дождался этого фотограф, ну не повезло, - не проглянул луч или медведь ушёл раньше). И в то же время без этого «объекта» сам кадр (одно небо) уже резко теряет в своём ландшафтном контексте (в отличие, например, от кадра И.Гущина, но там и главный объект в световом и цветовом фокусе внимания). То же относится и к такому кадру (уже не из жанра ландшафтной анималистики) как «На закате» (львицы) Александра Феофанова. Конечно, «Там где начинается небо» (и подобные кадры) можно значительно усилить в Фотошопе («подав свет» на смысловой объект кадра), но для конкурсов Дикой природы это неприемлемо. Допускаю также, что ландшафтные кадры в полутонах на больших картинах (на выставке) смотрятся несколько по иному. Но наверное это относится ко всем картинам.
"Охотоморье". (с) Владимир Медведев (Приморье)
На этом заканчиваю обзор съёмки птиц и зверей, как он дан в альбоме ЗЧ-2009. Продолжение следует