Jun 28, 2011 03:19
25 июня 2011 года в 14.00 на Богословском факультете Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета состоялся Круглый стол на тему "Развитие отечественного религиоведения в советский период: проблемы исследования".
Во вступительном слове зав. кафедрой Философии религии и религиозных аспектов культуры БФ ПСТГУ д.филос.н. К.М. Антонов остановился на значении изучения истории отечественного религиоведения вообще и истории религиоведения советского времени в особенности для современного этапа развития этой науки.
Зав. кафедрой Философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ д.филос.н. проф. И.Н. Яблоков И.Н. в докладе: «О периодах развития религиоведения в Советском Союзе» - дал общую характеристику отечественной науки о религии и выделил основные этапы ее развития: XIX век - начало 20-х годов XX века, 1920-е - 1930-е годы, 1940-е - начало 1990-х годов, 1990-е годы - первое десятилетие XXI века. Дистанцировавшись от рассмотрения связей науки и идеологии, автор подробно остановился на структуре религиоведческого знания и основных направлениях религиоведческих исследований периода 1960-х - 1970-х гг. Развернувшаяся после доклада дискуссия сосредоточилась на понятии «методологического атеизма».
В своем докладе «История религиоведения советского времени как проблема современного отечественного религиоведения (на пути к деперсонализации и деэтизации истории науки)» К.М. Антонов выделил основные современные подходы к изучению советского религиоведения, он указал на существование корреляции между отношением к религиоведению советского периода, программами изучения его истории и программами дальнейшего развития этой науки. Указав на то, что общей предпосылкой всех существующих подходов является акцентирование личной позиции и идей тех или иных ученых, что существенным образом ограничивает исследовательские возможности, автор предложил, опираясь на идею М. Фуко о «смерти автора», обратиться к изучению более общих структур и предпосылок, организующих эпистему советской науки о религии. В ходе обсуждения докладчик ответил на уточняющие вопросы о соотношении эмпирических и методологических аспектов ее изучения.
Зав. кафедрой Философии и религиоведения Владимирского Государственного Университета, д.филос.н., проф. Е.И. Аринин в своем докладе: «Культурологические и междисциплинарные аспекты религиоведения (советские и постсоветский контексты)» - указал на рост интереса к религиоведению советского времени в научной среде, наблюдающийся в последние годы, и основные позиции, сформировавшиеся в научной среде на настоящий момент. Он особо подчеркнул необходимость формирования позиции мировоззренческого диалога в науке о религии и изучении ее истории, описал культурный контекст различных этапов развития отечественного религиоведения. В качестве первоочередных задач изучения советского религиоведения автор указал необходимость тщательного фактологического анализа, написание параллельной, неофициальной истории религиоведения. В рамках дискуссии были рассмотрены проблемы развития современного религиоведения в российских провинциях, вопрос соотношения и взаимодействия Церкви и науки о религии.
В развернутой реплике зам. декана БФ ПСТГУ прот. Н. Емельянов остановился на проблеме соотношения идеологии и науки в системе университетского знания и образования, и отметил значение Церкви как «заказчика» религиоведческого знания.
С.н.с. кафедры Философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ П.Н. Костылев в докладе: «Термин "религиоведение" в России в первой половине ΧΧ века» - дал общую характеристику религиоведения как отдельной гуманитарной эмпирической науки и представил основные позиции в современной дискуссии о характере религиоведческого знания. Автор предложил периодизацию истории религиоведения, кратко остановился на истории термина «религиоведение» в различных языках, более подробно остановившись на становлении русскоязычной терминологии, в частности, функционировании термина «религиоведение» у Л.Н. Толстого, в 30-е годы XX века, послевоенную эпоху.
В последовавшей дискуссии приняли участие: председатель Московского религиоведческого общества И.Х. Максутов, к.филос.н. Дмитрий Узланер, аспиранты философского факультета МГУ Ксения Колкунова, Татьяна Малевич, студенты ПСТГУ: Мария Голуб, Александр Кольцов.
Это официальный отчет. Впечатления коротенько завтра
религиоведение,
советскость,
Церковь,
атеизм,
ПСТГУ