Спрашивают тут - кто прав, Кеннеди или Греф?
Отвечаю - абстрагируясь от того, что Кеннеди данные слова никогда не говорил, и эта "цитата" является одной из множества
фейковых цитат восхваляющих Сталина и СССР, приписываемых изветсным людям (Кеннеди,
Черчиллю, Де Голлю,
св. Луке (Воино-Ясенецкому) и
т.п.), на коих "цитатах" держится львиная доля неосоветской и неосталинистской мифологии - оба правы.
Вообще советская система образования - это по сути упрощённая и выхолощенная система дореволюционного образования. Главное изменение, которое привнесли в советскую версию, помимо общей вульгаризации, это коренное изменение целеполагания образовательной парадигмы. В дореволюционной школе главным было поощрение успевающих с безжалостным отсевом отстающих (например, из поступивших в дореволюционную гимназию, до выпуска "доживало" как правило около половины, а то и треть). А в советской главным стало вытягивание за уши отстающих, под учебный темп которых успевающие должны были подстраиваться, а часто и брать их "на буксир"; кое уродливое положение по наследству от советской школы получила и нынешняя российская школа, практикуя этот негативный отбор до сих пор.
Фейковая "цитата" Кеннеди права на момент правления этого американского президента - потому что российская дореволюционная образовательная система действительно была лучшей в мире, и даже её советская редуцированная версия держала марку; кроме того, вплоть примерно до периода правления Кеннеди в советской школе кадровым костяком, особенно в высшей школе, всё ещё оставались люди получившие образование до революции, либо воспитанные учителями и преподавателями получившими образование до революции. Да и указанная советская система предпочтения отстающих успевающим не сразу внедрилась, сначала довольно долго сохранялись в существенной части дореволюционные традиции державшиеся на дореволюционных кадрах.
А Греф прав на момент 70-х и до сих пор, потому что та система негативного отбора, которая существовала в советской школе и существует до сих пор, когда отличники в рамках образовательного процесса задвигаются в угол на фоне вытягиваемых за уши из класса в класс, и с курса на курс троечников-двоечников (причём в постсоветское время ситуация, в связи с некоторыми нововведениями в области финансирования учебных учреждений, когда финансирование напрямую определяется количеством учеников/студентов, делая отчисление неуспевающих невыгодным для школы/ВУЗа, ещё более ухудшилась), уже к 70-м годам окончательно исчерпала положительную инерцию дореволюционного образовательного потенциала, в купе с уходом коренившихся в нём кадров, заменяемых уже полностью советским продуктом воспитания и образования. Именно этой системой были воспитаны те десятки миллионов советских граждан, которые заряжали воду у Чумака, мотали головами у Кашпировского, строили жизнь по астрологическим прогнозам и вкладывали всё своё состояние в "МММ".
В период 90-х ситуация по известным причинам ещё более ухудшилась, в первую очередь потому, что, помимо прочего, советская система негативного образовательного отбора сохранилась и даже укрепилась; и, увы, продолжает тянуть современную российскую школу в болото. Хотя некоторые заметные
тенденции к улучшению так же имеются, что, например, проявилось в том, что российские школьники и студенты в последние годы раз за разом берут призовые места на большинстве научных и образовательных международных олимпиадах (поколение ЕГЭ, оно самое).