отличие науки от публицистики

Apr 26, 2012 22:18

Это я где-то увидел, но для себя зафиксирую своими словами, и вообще полезно, чтобы не утонуть в дилентатизме или лженауке или полном фричестве, которых сейчас море разливанное. Это самый надежный критерий отбора - первичного, по крайней мере.

То есть некто высказывает нечто в какой угодно области - от истории до физики. Все что угодно - что теория ( Read more... )

манипуляции

Leave a comment

Comments 201

intatin April 26 2012, 19:29:50 UTC
Есть ещё путь косвенной аргументации, когда ты сам не историк, но знаешь, на какой источник сослаться по принципу "за что купил, за то и продаю". Я вот лично не являюсь профессиональным исследователем военной системы Византии - уже хотя бы потому, что не владею тогдашним греческим и латынью. Но в споре с одной дамой о том, что Пётр позаимствовал из их системы военною юстиции - я был больше прав, так как знал, на какие материалы опереться. Это не гарантирует моей правоты "вообще", но в рамках отдельной дискуссии лучше иметь пруфлинк, чем не иметь его.

Reply

kommari April 26 2012, 19:34:19 UTC
Это все-таки частный случай. И я даже не откзываю Вам в праве написать интересную книгу по истории Византии, и даже прочту ее с удовольствием.
Но если Вы выскажете мысль, например, идущую вразрез с научным мэйнстримом - ну, что все византийские императоры были криптоиудеями, например, то я Вам не поверю, как бы Вы не доказывали свою концепцию.

А вот если если ее выскажет профессионал-византолог, то для меня она будет уже пруфлинком.

Понимаете, о чем я?

Reply


gosh100 April 26 2012, 19:39:48 UTC
Отличный критерий, сам таким пользуюсь.

Но знаете что для вас, как любителя Сталина, должно быть обидно?

Сталина защищают сплошные непрофессионалы.
Журналисты, публицисты и писатели.
Среди любителей Сталина проф. историка найти крайне трудно, если они вообще есть.

Не заметили такую закономерность?

Reply

kommari April 26 2012, 19:47:05 UTC
Да, заметил.
Хотя одно исключение есть - историк Юрий Жуков.
Впрочем, возможно есть и другие, но в голову не приходит по причине крайне паршивого гриппа.

Reply

gosh100 April 26 2012, 19:51:51 UTC
Да, Жуков более менее похож, хотя насчет его научной деятельности есть сомнения.
Учитывая что он работал журналистом больше.

Reply

kommari April 26 2012, 20:00:07 UTC
Я не говорю, что профессионализм есть абсолютная панацея от неправды и кривды. Это только первичный критерий, который позволяет не целиком, но во многом отделять дилетантов, особенно когда последние выдвигают какие-то мегаоригинальные концепции.

Опять же - Вы путаете политические оценки и историческую науку.

Когда Икс пишет, что Троцкий был агентом гестапо и вообще говнюком - это политика, но если Игрек - даже если он не историк - представит найденный им документ, в котором отражены контакты Троцкого с Мюллером - и этот документ пройдет проверку профессионального исторического сообщества - то Игреку уже можно верить.

Reply


(The comment has been removed)

kommari April 26 2012, 19:47:47 UTC
А по какой области он специализируется?

Reply

(The comment has been removed)

shadow_of_raven April 27 2012, 17:57:53 UTC
Диссер, индекс цитирования, конференции? Нет? Тогда очередное жжо с документами.

Reply


comprosvet April 26 2012, 19:44:55 UTC
С одной стороны - множество фриков отсеять можно, с другой же - классики профессорами ни в экономике, ни в философии не были, и их отношение к тогдашнимм профессорам от философии известно.

Собирать информацию, безусловно, лучше умеют профессиональные историки - но с анализом у них часто бывает швах потому, что сама методология неправильна. В предельном случае - гуманитарные науки вообще провозглашаются "не науками", которые изучают конкретные явление, но не могут вывести никаких закономерностей (с этим взглядом еще Плеханов боролся, но менее живучим он не стал).

Reply

kommari April 26 2012, 19:52:17 UTC
Это Маркс-то не был профи в философии?

А Ленина я - не ругайтесь матом, пожалуйста, - я считаю больше все-таки идеологом, чем философом.
У Мао тоже была работа в области диалектики - но как-то язык у меня не поворачивается называть его философом.

Reply

comprosvet April 26 2012, 20:16:57 UTC
>А Ленина я - не ругайтесь матом, пожалуйста, - я считаю больше все-таки идеологом, чем философом.

Неужели "МиЭ" - не классическая философская работа?

Reply

kommari April 26 2012, 20:23:03 UTC
Я не настолько философ, чтобы давать ей оценку.
Некоторые проффилософы (даже некоммунистические) считают ее хорошей философией, некоторые - нет.
Мы говорим о том, можно ли считать Ленина философом в узком смысле этого слова (каким Маркс, безусловно являлся).

Reply


bigbeast_kd April 26 2012, 20:16:22 UTC
Увы... не помогает ))) Достаточно вспомнить Эйнштейна с его "бог не играет в кости", затяжные баталии фиксистов с мобилистами, норманистов с антинорманистами, чтобы понять для себя раз и навсегда

Наука - это стремление выяснить истинное положение вещей научными методами.

Все остальное - это политика, деньги, борьба за власть и влияние, титулы и звания, философия, публицистика, художественная литература, религия... тысячи их.

Reply

kommari April 26 2012, 20:24:08 UTC
Абсолютно не помогает, да. Но как первичный фильтр, особенно в наше время, я считаю работает.

Reply

bigbeast_kd April 26 2012, 20:36:36 UTC
Ну, мем "британские ученые" родился именно в наше время )))

А уж в гуманитарных науках, где косяками кормятся люди, идеологически обслуживающие нужную точку зрения, пользы от такого "выявления" я тем более не вижу.

Так что спасение только одно - самому проверять, насколько данный субъект занимается наукой, а насколько исполняет роль батюшки от науки.

Reply

shark_ru April 27 2012, 07:10:14 UTC
Что не так с Эйнштейном? Его полемика с копенгагенцами была абсолютно научной.

Reply


Leave a comment

Up