Дьявол обитает в мелочах.
При изучении боевой стартовой позиции первого дивизиона
60-го ракетного полка, расположенного в Пултовцах, были найдены сваленные в нескольких местах стеклопластиковые кабины. Также на территории части выявлены сооружения, представляющие собой боксы для значительного, более полусотни единиц, количества машин.
Вроде бы, что тут странного? В комплексе с ракетой Р-12 используется много тяжелой техники, которой для стоянки нужны отапливаемые боксы. Вот остатки техники, вот остатки мест ее хранения. Но все оказалось, конечно же, далеко не так просто.
1.
Один из рядов боксов. Во-первых, они выглядят более новыми, чем остальные сооружения позиции. Во-вторых, расположены на территории бывших складов компонентов ракетного топлива. А там паркогаражная группа дивизиона размещаться не могла.
2.
Стрелкой обозначены боксы из другого ряда. Они вплотную примыкают к зданию нейтрализационной, откуда выходит человек. Опять же, на месте боксов во время размещения тут ракетного комплекса Р-12 были четыре цистерны. Они вместе с нейтрализационной образовывали "сооружение №15" - склад окислителя.
Значит, боксы достроены позже. Но зачем? После ракетного дивизиона тут была часть ВВС. Странно, авиаторам вроде бы много техники не нужно. Причем, заметьте, настолько много, что она не помещалась в сооружения паркогаражной группы бывшего ракетного дивизиона, которая находится тут же, неподалеку. И мало того, авиаторы остались за забором до сих пор, а боксы оказались брошенными.
Во время
полевого выхода на территорию другого дивизиона этого же полка разговорился со сборщиком металлолома. По его словам, он знал "одного из ракетчиков, командовавшего частью в Пултовцах". Звали этого командира Павел Ильич Рак. К сожалению, выйти на него не удалось. Тогда поиск истины закончился бы быстрее.
С другой стороны, при восстановлении списка командиров полка и ремонтно-технической базы никаких следов П.И. Рака не обнаружилось. Ошибка того, с кем разговаривал? Как показало время, не совсем. Даже совсем не ошибка.
В процессе работы над историей полка получил информацию, будто на территории боевой стартовой позиции в Пултовцах базировались ракетные подразделения Сухопутных войск. Там используются пусковые установки 9П117 на базе машины МАЗ-543. Машин со сходными кабинами на другой базе нет.
3.
Пусковая установка 9П117 комплекса 9К72. (
Источник фото)
Теперь все сошлось? Найденные кабины принадлежат МАЗ-543, в боксах стояли машины сухопутчиков, командовал ими Павел Ильич Рак. Так?
А вот не так. Во-первых, поиск по всем ракетным бригадам не дал никакого упоминания ни Винницы, ни Пултовцев в качестве места базирования. А во-вторых, если внимательно присмотреться к кабинам, можно открыть много нового.
4.
На фото обозначены левая и правая кабины. Они одноместные. На шасси МАЗ-543 такие не встречаются.
5.
Правая кабина двухместная. (
Источник фото)
6.
На других машинах правой кабины может и не быть. Но одноместной не бывает. На фото агрегат 15В148 из состава ракетного комплекса "Тополь", принадлежащего РВСН. Левая кабина двухместная, так как базовое шасси МАЗ-543. (
Источник фото)
Что же за кабины свалены в ямах на территории брошенной части? Где искать ответ? Правильно, в тех же ямах.
7.
Где мы видели одноместную правую кабину с прямым лобовым стеклом?
8.
На агрегате 15Т316, предназначенном для технического замыкания колонн ракетного комплекса "Пионер". Машина используется и для обучения водителей пусковых установок, так как полностью идентична им по массе и габаритам.
Кроме того, такая кабина применена на транспортно-перегрузочном агрегате 15Т116 все того же комплекса "Пионер". (
Источник фото)
"Пионер" состоял на вооружении 60-го ракетного полка, только не здесь. После получения материальной части комплекса в Нижнем Тагиле ее сразу же доставили на места дислокации в Житомирской области. Ищем дальше.
9.
Очень характерная кабина. Фото
Posterrr.
10.
Она или такая же в другое время.
11.
Пусковая установка комплекса "Пионер".
12.
Пусковая установка 15У128.1 комплекса 15П158.1 семейства "Тополь". Базовое шасси МАЗ-7912. (
Источник фото)
13.
Это тоже правая и тоже одноместная кабина, но другого типа. Она похожа на кабину с фото №7, но расстояние от заднего среза двери до задней стенки меньше. Окно возле двери правильной прямоугольной формы.
14.
Такие используются в пусковой установке 15У168 комплекса "Тополь". Базовое шасси МАЗ-7917. (
Источник фото)
15.
Такое же шасси и у боевой машины сопровождения 15Т382, изображенной на фото. Ее функции те же, что у аналога в комплексе "Пионер" - техническое замыкание колонн и обучение водителей. И кабина такая же. (
Источник фото)
О "Пионере" было прочитано в свое время немало, но никаких упоминаний наших краев в контексте базирования подвижных ракетных комплексов не замечено. Зато есть новая зацепка: комплексы "Тополь".
Форум
http://russianarms.mybb.ru/ вывел на две замечательных цитаты:
"Приказом Главнокомандующего РВСН № 314 от 15 июня 1983 года создана школа техников РВСН, с целью подготовки высококвалифицированных механиков-водителей многоосных шасси для подвижных ракетных комплексов, оснащенных ракетами РСД-10 «ПИОНЕР». Местом дислокации школы был определен пгт Капустин Яр Астраханской области. <...>
В декабре 1984 года Главнокомандующим РВСН принимается решение о передислокации школы в город Елгаву Латвийской ССР на фонды расформированного ракетного полка Р-12. Весной 1985 года начальником школы назначается полковник Ефимов Р.К. В январе-феврале 1991 года в связи со сложной общественно-политической ситуацией в Прибалтике состоялся вывод школы техников РВСН на территорию Украинской ССР в город Винница. В это время школой командовал полковник Рак П.И. В связи с распадом СССР, командованием РВСН принимается решение о расформировании школы техников РВСН - в/ч 40901 и создании школы техников РВСН - войсковая часть 75376 на территории РФ". Это с
сайта Министерства обороны Российской Федерации.
"Школу создали на полигоне «Капустин Яр» в 1983 году. В ней готовили механиков-водителей для тягачей МАЗ-547, перевозящих ракетный комплекс РСД-10 «Пионер». В 1985-м школу перевели в Латвию, в Елгаву. В этом же году вышли первые специалисты в звании прапорщика. В Прибалтике подготовили 13 выпусков, это почти полторы тысячи механиков.
В 1991-м школа перебазировалась на Украину, в Винницу. Там вовсю осваивали новый тягач МАЗ-7912, таскавший ракетные комплексы «Тополь» четвертого поколения.
Тем временем СССР распался, и школу на Украине расформировали. Но потребность в механиках осталась, поэтому в 1992 году 161-я школа возрождается вновь на полигоне «Капустин Яр». Курсантов учат уже на новых машинах МАЗ-7917". Это с
сайта журнала "За рулем".
16.
(
Источник фото)
Теперь все сходится. В Пултовцах стояли машины 161-й школы техников РВСН. Найденные кабины подходят ко всем упомянутым агрегатам и комплексам, дислокация учебного заведения в 1991-м году совпадает, личность П.И. Рака также не вызывает вопросов.
С развалом СССР школа техников в Украине осталась, а вот готовить стало некого: "Пионеры" сняли с вооружения еще в 1990-м, а "Тополя" остались на территории Белоруссии. Позже их вывели в Российскую Федерацию. Судьба материальной части оказалась незавидной. Судя по оставшимся кабинам из стеклопластика, технику сдали в металлолом. Кирпичные боксы разбирают. Бывший командир школы Павел Ильич Рак, по информации на осень 2013 года, трудился инженером по технике безопасности в одной из частей МЧС. Также расположенной на месте одного из дивизионов 60-го ракетного полка.
Upd. Данная история имеет неожиданное продолжение. Оно доступно по ссылке
http://komariv.livejournal.com/50465.html.
_