Ставка Геринга "Steinbruch". Подробное описание.

Sep 16, 2012 13:25

До недавнего времени о существовании ставки Геринга "Штайнбрух" мало кому было известно. И уж точно никто не знал о ее устройстве в подробностях. Группа винницких историков-энтузиастов в составе Павла Усатого, Виталия Скибенко, и Вашего покорного слуги несколько лет изучала эту ставку. В результате появился документ, который в несколько измененном виде опубликован ниже. Мы надеемся, что это поможет винничанам глубже познать историю родного края, а историкам-профессионалам - историю фортификации Второй Мировой войны.



Далее - собственно документ, подкрепленный фотографиями и схемами. Он является интеллектуальной собственностью авторов, и при цитировании или использовании фотографий либо схем ссылка на блог komariv.livejournal.com обязательна.



I. Географическое расположение ставки
_

Ставка Геринга "Steinbruch" (Штайнбрух) размещалась в 1 км севернее платформы Гулевцы в лиственном лесу, который находится в 5 км справа от шоссе Винница - Житомир.

II. Общее описание ставки
_

Объект был выполнен в виде стоянки для поездов командования. Его облик формируется вокруг трех железнодорожных путей, соединенных с подводящей веткой. Управление войсками происходило из поезда Геринга либо штабного поезда Люфтваффе, а сооружения ставки служили для обеспечения жизнедеятельности персонала в этих поездах.

Для подъезда к лесу, где находилась ставка Геринга, от железнодорожной магистрали Винница-Казатин была подведена железнодорожная ветка. Автодорога с территории ставки выходила на шоссе Винница-Житомир.



1. Общая схема размещения ставки



2. Подводящая ветка. Справа магистраль Жмеринка-Казатин.

III. Железнодорожные ветки
_
Железнодорожные ветки ориентированы с юга на север и расположены на искусственных насыпях, в составе которых присутствуют галька и щебень.

Западная насыпь короче остальных двух, имеет длину около 300 м от входа подводящего пути в лес, является его продолжением по прямой. Заканчивается бункером-бомбоубежищем.

_


3. Схема центральной зоны ставки
_

От данной насыпи, западнее, отходит небольшое ответвление. Также параллельно ей западнее проходит насыпь из щебня, а восточнее из гальки. Данные насыпи уже железнодорожных, они относятся к автодорогам либо пешеходным дорожкам.

Центральная насыпь самая длинная из трех,  около 500 м. Заканчивается платформой длиной 75 м. На платформе имелось сооружение из кирпича. Ближе к платформе, с восточной стороны насыпи, расположены остатки бункера. Южнее бункера с восточной стороны насыпи к ней примыкают восемь кабельных вводов с интервалом между ними от 4 до 15 м.
_



4. Остатки платформы. Фото posterrr

Восточная насыпь имеет в длину около 350 м и проходит близко к центральной. Заканчивается тупиком, недалеко от которого расположен кабельный приямок.
_
IV. Бункера ставки

На территории ставки обнаружены остатки двух бункеров, заглубленных в землю. Они были связаны между собой телефонным кабелем.

Западный бункер расположен у тупика западной насыпи, имел входной блок сложной конструкции. Толщина стен 2,5 м. Толщина перекрытия 2,6-2,8 м. Перекрытие оснащено жесткой противооткольной защитой, состоящей из двутавровых балок высотой 24 см, шириной основания 11 см и расположенных с шагом 33-34 см, а также  металлического листа толщиной 4 мм.

На входном блоке высота балки 20 см, ширина коридора меняется от 1,2 до 1,6 м.

В непосредственной близости от западного бункера обнаружена воронка диаметром примерно 10 м, в которой находится кусок перекрытия. Это свидетельствует о том, что сначала произошел подрыв, вызвавший появление данной воронки, а уже потом был подорван бункер. На  месте воронки находилось легкое сооружение, его следов не осталось.
_



5. Остатки западного бункера
_
Второй бункер расположен у центральной насыпи. От него сохранился угловой кусок основания и двух стен. В основании, на расстоянии примерно 20 см от верхней грани находится отрезок трубы диаметром 10 см: выход кабеля или водяная труба к составу на насыпи. В воронке на месте бункера обнаружены камни и куски кирпича.



6. Остатки восточного бункера
_
V. Сооружения на территории ставки
_

На юго-западной окраине центральной зоны найдены две площадки, посыпанные щебнем, возможно, автостоянки. Возле них находится фундамент из двух небольших (около 1,5 м ) Т-образных бетонных крестовин с расстоянием между ними 5 метров.

В непосредственной близости от входа железной дороги в лес имеется фундамент размерами 1,5 х 12 м с приливами, оснащенными анкерными болтами под агрегаты. Наличие рядом современных очистных сооружений свидетельствует о том, что тут располагалась насосная станция.

Севернее данного фундамента обнаружены остатки небольшого кирпичного сооружения  и сооружения с кирпичным фундаментом размером 10 х 15 м.

Восточнее тупика западной насыпи расположена воронка с кусками кирпича и бетона. На ее месте находилось наземное сооружение, которое было взорвано.
_



7. Фундамент насосной
_
Примерно у середины западной насыпи обнаружен бетонный фундамент небольшого (12 х 5,25 м) кирпичного сооружения, разделенного на три помещения. В одном из них есть кусок сливной трубы, что подтверждает наличие на ставке системы канализации.

Между западной и центральной насыпями находилось помещение с подвалом. Учитывая отходящие от него кабеля и близость кабельного приямка, это помещение относится к связным.

От кабельного приямка траншеи отходят к одной из площадок на юго-западной окраине ставки и к площадке в непосредственной близости от него. К этой площадке от дороги имеется подъезд с галечным покрытием.

На расстоянии примерно 260 м от точки вхождения подводящего пути в лес у центральной насыпи располагалось небольшое кирпичное строение, размеры 6 х 8-11 м.

Восточная насыпь заканчивается тупиком, недалеко от него  расположен кабельный приямок, от которого кабельная траншея ведет к подземному сооружению связи.
_



8. Кабельная траншея и вход в помещение связи
_
Данное сооружение представляет собой прямоугольник размерами 7 х 3 м, ориентировано перпендикулярно насыпям. Стены выполнены из кирпича, перекрытие бетонное, его толщина 0,25 м. В помещении 5-6 секций, разделенных кирпичными перегородками. Внутренние стены оштукатурены, покрыты обмазочной гидроизоляцией. В перекрытии два люка, один размерами 1,3 х 0,6 м, другой 1,9 х 0,6 м. Наверху находилась постройка из кирпича либо из дерева. Из данного сооружения кабель расходился в трех направлениях: к насыпям, к описанному выше кабельному приямку, в сторону железнодорожной магистрали.
_


9. Внутри подземного сооружения
_
Около кабельной траншеи между вышеописанным сооружением и насыпью находилось наземное сооружение из кирпича. По всей видимости, также имевшее отношение к связи.

Юго-восточнее найден земляной бугор, похожий на насыпь с колодцем. Возможно, тут располагалось техническое сооружение.

Вдоль восточного края ставки располагалось несколько (найдено cемь) типовых сооружений, от которых остались следы ленточного фундамента размерами 7х7 м.

На юго-восточной окраине найдено помещение, по конструкции аналогичное сооружению у тупика восточной насыпи, однако меньших размеров, примерно 2 х 4 м. От данного сооружения кабеля отходят в сторону села Гулевцы и в сторону железнодорожной магистрали.
_



10. Малое подземное сооружение
_
VI. Автомобильные дороги

_

Автомобильные дороги предназначены для обеспечения деятельности ставки и обслуживания штабных поездов. По периметру ставки проложена кольцевая автодорога. Внутри периметра центральная автодорога ориентирована север-юг, проходит между центральной и восточной насыпями. Ею можно пользоваться вне зависимости от наличия поездов на насыпях. Недалеко от разветвления железнодорожных насыпей у центральной дороги имеется две щебневые площадки. Предположительно, стоянки для автомобилей

От кольцевой дороги у западного бункера до центральной проложена дорога, пользоваться которой также можно вне зависимости от наличия поездов. Внутри периметра есть еще две дороги, сориентированные  восток-запад. Ими можно было воспользоваться только если поездов на насыпях не было.

Также на территории ставки имелась сеть подъездных путей и дорожек, которые в настоящее время утеряны.
_



11. Фундамент наземного сооружения
_
VII. Телефонная и радиосвязь в ставке
_
В основном, связное оборудование располагалось в специализированных железнодорожных вагонах. Находящиеся на территории ставки подземные сооружения предназначались для поддержки связной аппаратуры поездов.

Согласно акту обследования ставки Гитлера группой Рогатнева, связь ставки Гитлера с городом Винницей и главной квартирой Геринга, находившейся в 22 км к северу от ставки Гитлера, осуществлялась также 20-парным кабелем, подвешенным на столбах. Кабель, подходящий с Винницы, снижался по столбу и под землей подходил к телефонной станции ставки Гитлера, откуда возвращался на соседний столб, подвешивался на столбах вдоль шоссе с направлением на Житомир.

На ставку Геринга от ставки Гитлера были подведены: один 20-парный бронированный кабель, два телефонорадиокабеля размером 10x2x0,7 и одна пара воздушных проводов.

Один или несколько вагонов личного поезда Геринга и поезда штаба Люфтваффе были оборудованы мощными для своего времени радиостанциями.



12. Фрагмент перекрытия бункера. Видна противооткольная защита.
_
VIII. Силовое хозяйство ставки
_
Согласно акту Рогатнева, в результате допроса арестованного органами НКГБ директора электростанции г. Винницы, установлено, что от Винницкой электростанции ставки Гитлера и Геринга потребляли электроэнергию мощностью до 60 кВт при высоком напряжении в 6500 вольт и токе 6 ампер.

Трансформаторная подстанция ставки Геринга находилась южнее леса, о чем было сказано выше. Согласно книге "Секретные ставки Гитлера":" Трансформаторные подстанции были оснащены 60 и 90 кВт оборудованием. Аварийными источниками питания были два 175 кВА дизель-генератора с 40 кВА резервным, в защищенном от осколков помещении".

По свидетельствам местных жителей, южнее ставки, у подводящего пути, имелась станция зарядки аккумуляторов. Около указанного места ее расположения имеется железобетонный фундамнет с анкерными болтами. Вероятно, обнаруженный фундамент является фундаментом генераторной или трансформаторной.

Также, по свидетельству местного жителя, рядом с указанным фундаментом имелся еще один, также предназначенный для электротехнических агрегатов. Этот фундамент был удален после войны.



13. Фундаменты у подводящей ветки.

Источники информации:

Frans W. Seidler & Dieter Zeigert  Hitler’s secret headquaters: the fuhrer’s wartime bases from the invasion of France to the Berline bunker / translated by Geoffrey Brooks, London, Greenhill books
Яровой А.Ф. Волчьи логова: Адольф Гитлер на войне, в политике, в быту. - М.: Детектив-Пресс, 2002

Справка о результатах оперативного обследования бывшей ставки Гитлера близ г. Винницы оперативной группой НКГБ СССР под командованием Рогатнева

Свидетельства местных жителей
Собственные наблюдения участников исследования

steinbruch

Previous post Next post
Up