Двадцать миллионов наших людей погибло в Великой Отечественной, как говорил Хрущев, или 27 миллионов, как утверждал Горбачев - не принципиально, с точки зрения статистики. В любом случае, речь идет о национальной катастрофе. Но нам все равно нужны точные данные. Потому что они ложатся в основу теорий, пересматривающих историю Великой Отечественной. Очень опасно пересматривающих.
В самом деле, территория Советского Союза перед войной заметно расширилась и входят ли потери на этих территориях в общий трагический зачет - неясно. Считаются ли в огромном списке потерь те, кто воевал за фашистов - таких было очень много, та же власовская армия - большой контингент, который либо погиб, либо был репрессирован. Угнанные в Германию, а их было очень много - они попали с списки погибших?
И вообще, как составляются такие списки и на каких основаниях даются оценки.
Не надо ни преуменьшать, ни преувеличивать. Надо знать правду.
В материале "Взгляда":
Зачем нужна правда о потерях в Великой Отечественной войне?
Андрей Рудалёв, публицист, литературный критик
Всем известна набившая оскомину фраза, про ложь, наглую ложь и статистику. А все потому, что цифры - оружие спекуляции. В последнее время целые спекулятивные фронты развернулись по двум основным историческим направлениям: потери Советского Союза в Великой Отечественной войне и количество жертв репрессий.
Мертвые не отвечают. В пропагандистских бухгалтериях их суммируют, прибавляют и пасуют, руководствуясь исключительно благими намерениями. С одной стороны, большие цифры поражают воображение, а с другой - внушают комплекс вины и неполноценности, форматируют историю.
Так, чем дальше от события, тем больше росли оценки потерь СССР в Великой Отечественной войне.
Во времена Союза общество практически свыклось с гигантской цифрой - 20 миллионов. Но дальше объяснили, что все кругом было неправдой, и большевики скрывали реальные потери. Определенный консенсус был достигнут 27 миллионами, о которых сказал в свое время Горбачев, но с уточнением, что это далеко не окончательный вердикт.
Буквально недавно, будто из рукава фокусника вытащили новую цифру потерь - 42 миллиона. Стратегия на увеличение якобы должна заслуживать доверие. Логика проста: раньше скрывали правду, и вот она постепенно просачивается.
Эту «уточненную» цифру в интервью «Новой газете» комментировал
Далее:
https://vz.ru/opinions/2017/5/8/869240.html