Накал борьбы режиссера Никиты Михалкова с Ельцин-центром продолжает нарастать. На фоне полного безразличия к этой борьбе со стороны властей. Для власти все давно ясно и с Ельцин-центром, и, что особенно важно, с самим Никитой Сергеевичем. Но, хотя наскоки киномэтра все больше напоминают попытки устроить бурю в стакане воды, на некоторые нюансы обратить внимание все-таки стоит.
В этом смысле, занятен аргумент из последнего заявления Никиты Михалкова, в котором тот призвал задуматься, почему «наши друзья», объявляющие России санкции, выбрали именно этот музей для премирования. По словам кинорежиссера, это связано с тем, что «Ельцин Центр» несет идеологию, устраивающую именно тех, кто объявляет санкции российскому государству. «Чем фактически занимается «Ельцин Центр» сегодня - искажает историю, либо фальсифицируя факты, либо их просто скрывая. (...) Другими словами, в «Ельцин Центре» фальсифицируются история и воспевается время разрушения нашего Отечества».
В какой-то степени это так и есть, поскольку версия политических событий в России начала 90-х, излагаемая музеем, действительно не так однозначна и не так уж безобидна, как представляют это наши либерально ориентированные граждане. Но чего можно было ожидать от музея, смысл которого в популяризации памяти Бориса Ельцина?
Все подобные именные музеи занимаются абсолютно тем же. И если у кремлевской стены все еще стоит памятник Сталину, а в Мавзолее лежит тело Ленина, то почему бы не появиться "ельцинской" трактовки того, как на карте бывшего СССР появилась Россия, в которой мы сейчас живем. Никто ведь не мешает Никите Михалкову снять фильм, в котором он мог бы изложить свое понимание происходящего.
Ельцин-центр с первых же дней своего существования перерос статус музея и превратился в большое и очень нужное Екатеринбургу культурное пространство, где, между прочим, встречаются люди самых разных политических убеждений. Закрыть центр - нанести большой удар по городу, екатеринбуржцы, многие из которых далеко не поклонники Ельцина, вряд ли останутся к таким попыткам равнодушными.
Но самое интересное даже не в этом, а в том, что сам Никита Михалков с удовольствием получал призы от "наших друзей", которых он считает врагами нашего Отечества. Фильм "Утомленные солнцем", награжденный Оскаром от Америки, далеко не шедевр как с точки зрения искусства, так и в вопросах трактовки истории страны. Еще дальше от реальной истории страны "Цитадель" и "Предстояние", где победители в Великой Отечественной представлены уголовниками разных мастей, собранными в штрафбаты, а офицеры Красной Армии - алкоголиками, трусами и идиотами. Именно такая армия разгромила фашизм, с точки зрения Никиты Михалкова, в самой страшной войне в истории человечества.
"Цитадель" выдвигалась на тот же самый американский Оскар. То есть, создав картину, категорически неприемлемую для потомков героев войны, Никита Сергеевич немедленно попросил за нее американскую награду. От тех "наших друзей", которые ненавидят Россию.
Тут, как говорится, что-то одно - или патриотизм и требования закрыть музей, или непрерывные мольбы об американских наградах.
Самое плохое не то, что Михалков борется с Ельцин-центром. Корова может бодаться с дубом сколько угодно - это ее дело, если уж не рожает и не выкармливает новых телят. Проблема в лицемерии. Здесь гораздо серьезнее. И противнее тоже...