Заметки на манжетах. Перехватчики Императорского флота Японии. ВМВ. Часть первая

Jan 17, 2014 07:32

Расшифровка кодовых обозначений японских самолётов.

Например A6M2a-K
1 позиция - заглавная латинская литера обозначает класс самолёта. (Для самолётов особого назначения могли встречаться комбинации двух латинских литер.) Некоторые классы, встречающиеся далее по тексту.
A - палубные истребители.
C - палубные разведывательные самолёты.
J - истребители-перехватчики берегового базирования.
K - учебно-тренировочные самолёты флота.
N - поплавковые истребители-гидропланы.
R - разведывательные самолёты берегового базирования.
S - ночные истребители-перехватчики.

2 позиция - цифра, обозначающая абстрактный тип самолёта внутри данного класса. Чёткое соответствие типов отсутствует.

3 позиция - заглавная латинская литера, указывающая на фирму-разработчика. Основные компании-разработчики самолётов флота.
A - «Аичи»
D - «Сёва»
K - «Каваниси»
M - «Мицубиси»
N - «Накадзима»
P - «Ниппи»
Y - «Йокосука-Кугисё»
W - «Ватанабе» (переименована в «Кюсю»)

4 позиция - цифра, обозначающая абстрактный номер модели внутри данного типа. Подразумевает внесение существенных изменений в конструкцию основных узлов данного типа по отношению к базовой модели. Например, изменение двигателя, планера, основного вооружения.

5 позиция - строчная латинская литера, подразумевающая дополнения, без внесения значительных изменений в конструкцию, то есть в рамках данной модели. Например, установка подвесного вооружения. (Как правило, ограничивается литерами a, b, c, d.)

6 позиция - заглавная латинская литера, идущая через дефис, обозначает основной класс самолёта. В данном случае 1 позиция не имеет значения и указывает только на тот класс самолётов, который стал базовым при разработке данного. Таким образом, пример расшифровывается следующим образом: A6M2a-K - учебно-тренировочный самолёт (K), созданный на базе палубного истребителя (A), шестого типа в данном классе (в данном конкретном случае цифра 6 соответствует типу 0), производства компании «Мицубиси» (M), и являющийся второй моделью данного типа (2), с незначительными изменениями относительно базовой модели (a).

Полный перечень всех моделей истребителей-перехватчиков, разрабатывавшихся для японского флота.

A7M3-J - прототип одномоторного перехватчика на базе экспериментального палубного истребителя «Реппу», соответствующего флотской спецификации 18-Си-Оцу.
J1N1-C-Каи - прототип двухмоторного ночного истребителя-перехватчика «Гекко».
J1N1-S - серийный двухмоторный ночной истребитель-перехватчик «Гекко».
J2M1 - прототип одномоторного истребителя-перехватчика «Райден».
J2M2 - серийный одномоторный истребитель-перехватчик «Райден» модель 11.
J2M3 - серийный одномоторный истребитель-перехватчик «Райден» модель 21.
J2M3a - серийный одномоторный истребитель-перехватчик «Райден» модель 21А.
J2M4 - прототип одномоторного истребителя-перехватчика «Райден» модель 32.
J2M4a - проект одномоторного истребителя-перехватчика «Райден» модель 32А.
J2M5 - серийный одномоторный истребитель-перехватчик «Райден» модель 33.
J2M5a - проект одномоторного истребителя-перехватчика «Райден» модель 33А.
J2M6 - прототип одномоторного истребителя-перехватчика «Райден» модель 31.
J2M6a - проект одномоторного истребителя-перехватчика «Райден» модель 31А.
J2M7 - проект одномоторного истребителя-перехватчика «Райден» модель 23.
J2M7a - проект одномоторного истребителя-перехватчика «Райден» модель 23А.
J3K1 - проект одномоторного перехватчика «Зинпу» соответствующего флотской спецификации 17-Си-Оцу.
J4M1 - прототип одномоторного перехватчика «Сенден» соответствующего флотской спецификации 17-Си-Оцу.
J5N1 - прототип двухмоторного ночного перехватчика «Тенрай» соответствующего флотской спецификации 18-Си-Оцу.
J6K1 - прототип одномоторного перехватчика «Зинпу» соответствующего флотской спецификации 18-Си-Оцу.
J7W1 - прототип одномоторного перехватчика «Синден» соответствующего флотской спецификации 18-Си-Оцу.
J7W2 - проект одномоторного реактивного перехватчика «Синден-Каи» соответствующего флотской спецификации 18-Си-Оцу.
J8M1 - прототип одномоторного ракетного перехватчика «Сюсуй» соответствующего флотской спецификации 19-Си.
J8N1 - прототип экспериментального двухмоторного реактивного перехватчика «Кацука» («Кикка»).
N1K1-J - серийный одномоторный истребитель-перехватчик «Сиден» модель 11.
N1K1-Ja - серийный одномоторный истребитель-перехватчик «Сиден» модель 11А.
N1K1-Jb - серийный одномоторный истребитель-бомбардировщик «Сиден» модель 11Б.
N1K1-Jc - серийный одномоторный истребитель-бомбардировщик «Сиден» модель 11Ц.
N1K1-Jc-Каи - проект экспериментального одномоторного перехватчика «Сиден» модель 11Ц-Каи.
N1K2-J - серийный одномоторный истребитель-перехватчик «Сиден-Каи» модель 21.
N1K2-Ja - серийный одномоторный истребитель-бомбардировщик «Сиден-Каи» модель 21А.
N1K2-K- серийный одномоторный учебно-тренировочный самолёт «Рензен» на базе перехватчика «Сиден-Каи» модель 21.
N1K3-J - прототип одномоторного истребителя-перехватчика «Сиден-Каи-1» модель 31.
N1K3-A- прототип одномоторного палубного истребителя «Сиден-Каи-2» модель 41.
N1K4-J - прототип одномоторного истребителя-перехватчика «Сиден-Каи-3» модель 32.
N1K4-A - прототип одномоторного палубного истребителя «Сиден-Каи-4» модель 42.
X1 - проект одномоторного истребителя-перехватчика компании «Каваниси», разработанный в инициативном порядке.
Без кодового обозначения - проект одномоторного истребителя-перехватчика компании «Мицубиси», соответствующего флотской спецификации 15-Си.

Государства Оси, изначально проповедовавшие атакующую доктрину тотального превосходства в воздухе, не уделили должного внимания целому классу самолётов, такому, как истребитель-перехватчик, и не создали себе необходимого задела в их производстве накануне начала боевых действий. Впоследствии эта ошибка стала для них фатальной. Все попытки «перекроить» структуру авиационной промышленности на оборонный лад без необходимой производственной базы закончились провалом, а в итоге и поражением в войне. Однако не стоит думать о том, что командование Императорского флота с сильным запозданием приняло решение о выдаче спецификации на новый истребитель-перехватчик берегового базирования. Первые же неудачи японцев на Тихом океане дали повод задуматься о необходимости создания самолёта подобного класса, ещё задолго до того, как налёты американской авиации на японские острова стали массовыми.

Ещё в октябре 1938 г главным конструктором «Мицубиси» Дзиро Хорикоси совместно со специалистами флота была рассмотрена возможность строительства высокоскоростного истребителя малого радиуса действия с высокими показателями скороподъёмности. Однако тогда эта идея не могла получить соответствующего развития, поскольку все конструкторские мощности «Мицубиси» были загружены разработкой «Зеро». Только в сентябре 1939 г техническая комиссия флота выдала компании задание на одномоторный истребитель-перехватчик, соответствовавшее официальной флотской спецификации 14-Си. Требования к маневренности отсутствовали, поэтому истребитель врядли можно было бы назвать приемником легендарного «Зеро». Особое внимание уделялось скороподъёмности и взлётно-посадочным характеристикам. При требуемой максимальной скорости 600 км/ч на высоте 6000 м, самолёт должен был достигать высоты 5000 м за 5 мин 30 с и ограничиваться посадочной скоростью 130 км/ч. Поскольку жёсткой необходимости в самолётах подобного класса флот не испытывал, работы затягивались, перекрывая все мыслимые и немыслимые сроки.

Только к весне 1942 г, то есть более чем через два года после начавшихся в первые недели 1940 г работ, «Мицубиси» смогла представить первый прототип. Технические трудности были связаны, прежде всего, с двигателем. Хорикоси придумал оригинальный вариант капотирования, при котором лобовое сопротивление большого двигателя значительно падало. Широколобый 14-тициллиндровый «Мицубиси» Ха-32 «Касей-13» взлётной мощностью 1440 л.с. был сдвинут к центру самолёта, а передняя его часть прикрывалась большим кольцевым обтекателем. Под обтекатель была спрятана система охлаждения, представлявшая собой большой вентилятор, вращавшийся в сторону противоположную винту и приводившийся в движение посредством редуктора. Трёхлопастной винт был соединён с двигателем удлинённым валом и прикрыт очень большим коком. Проблемы с доводкой ламинарного профиля крыла также существенно оттягивали завершение постройки прототипа.



Первый прототип «Мицубиси» J2M1 «Райдэн».


Прототип «Мицубиси» J2M2 «Райдэн» ещё без воздухозаборника маслорадиатора, но уже с индивидуальными выхлопными патрубками.

20 марта 1942 г первый прототип J2M1 всё-таки взлетел на испытательном полигоне в Касумигауре. В целом самолёт произвёл весьма благоприятное впечатление. Неплохие маневренные характеристики стали приятным сюрпризом для испытателей, благодаря боевым закрылкам. Однако имели место и значительные недостатки. Прежде всего, скоростные показатели не соответствовали требованиям спецификации - на высоту 6000 м прототип поднимался за 7 мин 48 сек и достигал там максимальной скорости 575 км/ч. Плохой обзор на взлёте и посадке ещё больше усугублялся оптическими искажениями лобового стекла большой кривизны, трёхлопастной винт неизменяемого шага был недостаточно эффективен, механизмы выпуска шасси имели слабую конструкцию и отказывались срабатывать на скоростях выше 160 км/ч.

Не слишком обнадёживающие результаты испытаний заставили доктора Хорикоси полностью переключиться на более приоритетный проект «Зеро», передав все наработки по J2M1 конструкторской группе возглавляемой инженером Киро Такахаси. В течение лета 1942 г на военно-морской базе в Сузуке были проведены испытания ещё двух прототипов J2M1, после чего, комиссия флота выдала разработчикам рекомендации к возможным улучшениям.

Кардинальные переделки затронули ряд узлов, сильно преобразив внешний вид истребителя. Прежде всего, был установлен новый двигатель «Касей-23», взлётной мощностью 1820 л.с. Это был первый двигатель японского производства, оснащённый системой форсажа. Индивидуальные выхлопные патрубки двигателя также давали небольшой прирост в скорости. Вес двигателя увеличился, что заставило снизить запас топлива во внутренних баках. Трёхлопастной винт постоянного шага сменился на четырёхлопастной с переменным шагом. Для уменьшения вибраций удлинённого вала винта, капот пришлось несколько укоротить. Это также дало возможность более эффективного использования вентилятора системы охлаждения и позволило немного улучшить обзор вперёд. Улучшению обзора были посвящены и все остальные основные переделки: искривлённое лобовое стекло, вносившее оптические искажения было заменено на набор плоских стеклянных плит с бронированием, кабина стала несколько выше и просторнее, изменилась форма фонаря и гаргрота. Модифицированный четвёртый прототип истребителя был готов в начале осени 1942 г и получил обозначение J2M2.

В первом испытательном полёте 12 октября 1942 г самолёт показывал уже весьма удовлетворительные результаты. Максимальная скорость горизонтального полёта на высоте 5450 м достигла 594 км/ч, а время подъёма на высоту 6000 м 5 мин 30 сек. Результаты работ удовлетворили руководство флота и в конце октября новый истребитель-перехватчик флота «Мицубиси» J2M2 модель 11 «Райден» («Гром») пошёл в серийное производство. Самолёт был вооружён подобно «Зеро» 2х7,7 мм синхронными пулемётами тип 97 в капоте с боекомплектом 550 выстрелов на ствол и 2х20 мм пушками тип 99 в крыле с 200 снарядами на ствол.



Лобовая часть «Мицубиси» J2M3 модель 21 «Райдэн». Втулка винта со снятым коком, отчётливо видны лопасти охлаждающего вентилятора.



Проекции самой массовой серии «Мицубиси» J2M3 модель 21

Отсутствие необходимости в классе перехватчиков сослужило «Райдену» дурную службу. Работы по доводке самолёта затягивались, продвижение в серию шло чрезвычайно медленно. Достаточно сказать, что за полгода до марта 1943 г было построено всего 11 экземпляров J2M2, то есть всего за год 14 самолётов, включая все прототипы! А на вооружение перехватчик поступил только в декабре 1943 г. Первый J2M2 поступил в 381 кокутай, базировавшийся на аэродроме Тоёхаси недалеко от Нагои. Пилоты панически боялись этого самолёта - известия о катастрофе трёх серийных истребителей, в двух из которых погибли лётчики, распространились моментально. Случаи катастроф никогда не были редкостью при испытаниях новой техники, но в одном из данных эпизодов произошла из ряда вон выходящая трагедия, которая существенно повлияла на дальнейший ход разработки. В одном из полётов в январе 1944 г 30-й серийный экземпляр, находясь на средней высоте, неожиданно воспламенился, и сорвавшийся с вала винт буквально размолол самолёт вместе с пилотом. Выяснение причины катастрофы отодвинуло дальнейшие разработки на длительный срок, однако дефект так и не был обнаружен. Очевидно, что сильные вибрации удлинённого вала винта давали существенный перегрев из-за трения, повлекший его разрушение. Низкое давление масла не позволило своевременно охлаждать вал и в результате привело к возгоранию масла. После таких выводов инженерам «Мицубиси» пришлось добавить в конструкцию дополнительный воздухозаборник маслорадиатора в нижней части фюзеляжа, разработать специальную демпфирующую систему, понижавшую вибрации и максимально облегчить винт, придав ему более тонкий профиль. Такие доработки, разумеется, отрицательно сказались не только на сроках, но и ухудшили скоростные характеристики истребителя. Ещё один существенный недостаток - плохой обзор из кабины превращал посадку в настоящее испытание даже для опытных пилотов. Этому недостатку были практически полностью посвящены усовершенствования следующей серии - J2M3. Всего до снятия с производства в мае 1944 г было произведено 155 истребителей модели 11.

«Мицубиси» J2M3 модель 21 явился самой массовой в производстве серией «Райденов». Основное внимание в ней было уделено улучшению обзора вперёд. Для этого пришлось пожертвовать двумя фюзеляжными пулемётами и за счёт этого передвинуть лобовое стекло несколько вперёд, однако по общему мнению пилотов обзор после этого только ухудшился. Снизились и скоростные характеристики. Но зато улучшилось бронирование и вооружение. В крыле вместо 2х20 мм пушек располагалось теперь уже 4, появилась возможность подвески 2х60 кг бомб под крыло. Увеличилась дальность за счёт возможности подвески под фюзеляжем одного 200 л, 250 л, 300 л или даже 400 л дополнительного бака. Первый J2M3 появился в 381 кокутае ещё в октябре 1943 г, даже раньше, чем J2M2! Однако серийное производство модели началось только в феврале 1944 г на заводах «Мицубиси» в Нагое и Сузуке.



Новенький «Мицубиси» J2M3 модель 21 «Райдэн» на заводском аэродроме - представитель самой массовой серии «Райденов».



Кабина J2M3. Педали и прицел отсутствуют, зато чётко видно отдельное подвесное бронестекло.

Пилоты по прежнему побаивались нового истребителя, предпочитая испытанный «Зеро», однако подобная ситуация продолжалась лишь до начала массовых налётов Б-29. Вот здесь и проявились все лучшие качества «Райдена»: уникальная для японских истребителей живучесть, высотность и конечно мощное вооружение. До момента окончательной доводки нового перехватчика N1K2-J «Сиден-Каи» именно этот самолёт стал самым эффективным оружием против «Сверхкрепостей», а неплохие маневренные характеристики позволили ему практически на равных вести единоборства с эскортными истребителями американцев.



Лейтенант Садааки Акамацу - самый результативный пилот «Райдена», за всю свою восьмилетнюю карьеру он ни разу не был сбит и не получил ни одного ранения.

Так 19 апреля 1945 г легенда японского флота лейтенант Садааки Акамацу на своём «Райдене» в одном бою заставил пойти на снижение сразу 3 «Мустанга» из состава 45 истребительной эскадрильи, а, достигнув высоты, где они были уже бессильны, что-либо сделать, сбил 2 из них. На счету Акамацу по одной подтверждённой победе над Б-24 и Б-29, и ещё шесть над Б-29 предположительно. Этот человек стал легендарной личностью не только благодаря своему исключительному таланту лётчика -пьяница и фантазер, скандалист и бабник, офицер не признающий дисциплину вне боя, это все о лейтенанте Императорской морской авиации - Садааки Акамутцу "Тамея" по прозвищу "Матцучан" (Маленькая сосна). Что интересно, это то что не смотря на все свои недостатки, этот японский пилот налетал на войне 8000 полетных часов и не получил ни одной царапины. Известны случаи, когда во время очередного налёта за Акамацу высылали автомобиль, чтобы вытащить мертвецки пьяного аса из очередного притона, привести в чувство нашатырём и усадить в кабину перехватчика. Именно в таком состоянии Акамацу вылетел в одиночку против 75! «Мустангов» во время налёта на Икогаму 29 мая 1945 г и сбил P-51D лейтенанта Рафаса Мура.Когда 16 февраля 1945 г., над Токио появились самолеты США, пьяный Акаматцу был в борделе и там вещественно керосинил. Увидя в окно налет гейджинов, он посадил в свой автомобиль несколько гейш, примчался на аэродром , не выпуская бутылки с саке влез в ближайший "Зеро" и свечкой ворвался в строй "Хэллкетов", и моментально сбил двух а вечером того же дня, еще пару. Помимо этого он сбил восемь тяжелых бомбардировщиков союзников, один "Либерейтор" и семь В-29. Количество сбитых им самолетов точно не известно, ибо во первых японская система подсчета побед, весьма своеобразна и асы должны делиться своими победами с коллективом, так что по официальной статистике у лейтенанта тридцать побед, по отзывам коллег 80, а сам он трезвый заявлял 220 побед, а пьяным 350. Разгильдяйство Акамацу привело к тому, что в его личной лётной книжке значились только 19 воздушных побед, несмотря на то, что как минимум 30 было подтверждено документально. Сабуро Сакаи говорил про него: «Не верьте глупостям, он всё равно лучший!» Он в действительности стал самым результативным пилотом «Райдена», и, пройдя всю войну от первого и до последнего дня, не получил ни царапины.



Первый прототип «Мицубиси» J2M4 модель 32. Индивидуальные выхлопные патрубки удалены, вооружение снято. Чётко виден турбокомпрессор.

Недостатки «Райдена», особенно ненадёжность двигателя, были весьма ощутимы, но всё же не столь серьёзными, чтобы отказываться от его производства. Тем более что в создавшейся ситуации, его просто было совершенно нечем заменить. Конструкторы не теряли надежды довести перспективный перехватчик до отличных кондиций. Первым шагом было создание прототипа J2M6 модель 31 на базе серийного J2M3. Основной целью конструкторов стало улучшение обзора вперёд. Одним из решений задачи повышения высотности перехватчика стало создание прототипа J2M4 модель 32, оснащённого двигателем «Мицубиси» MK4R-C «Касей-23Ц» с высотным турбокомпрессором взлётной мощностью 1820 л.с. Самолёт впервые поднялся в воздух в августе 1944 г. Турбокомпрессор устанавливался слева от двигателя, индивидуальные выхлопные патрубки не предусматривались, а воздухозаборник маслорадиатора был перенесён из нижней части фюзеляжа направо. Помимо основного вооружения, состоявшего из 4х20 мм пушек в крыле, в гаргрот за кабину под углом 70 градусов к горизонту ставились ещё 2х20 мм пушки, на манер немецкой системы «Джазовая музыка». Второй прототип J2M4 был сделан на базе J2M6 с улучшенным обзором и модернизированным турбокомпрессором. Вооружение за кабиной было признано неэффективным и потому не устанавливалось. Эта модель в серию не пошла из-за неготовности турбокомпрессора. Прототип J2M7 модель 23, предполагавший установку на серийный J2M3 усовершенствованного двигателя «Касей-26А», так и остался на чертёжной доске. Самым удачным прототипом, вобравшем в себя наработки и J2M3, и J2M4, и J2M6, и J2M7 был признан J2M5 модель 33 впервые поднявшийся в воздух в мае 1944 г. Вместо «Касея-23Ц» с весьма ненадёжным турбокомпрессором, было предложено установить MK4U-4 «Касей-26А» с трёхступенчатым нагнетателем. В высотности этот прототип, конечно же, уступал J2M4, но зато стал самой скоростной моделью «Райденов», достигнув на высоте 6800 м максимальной скорости 672 км/ч. Разумеется, использовалась модифицированная кабина с улучшенным обзором, а поскольку двигатель стал более совершенным, то и маслосистема была перепроектирована - воздухозаборник маслорадиатора значительно уменьшился, существенно сократив лобовое сопротивление. Вооружение, состоявшее ранее из двух 20 мм пушек тип 99 модели 1 и двух пушек модели 2 было полностью заменено на четыре пушки модели 2 с более высокой скорострельностью. Передняя пара пушек приобрела характерные обтекатели. J2M5 стал самым совершенным истребителем семейства «Райденов». Серийное производство было развёрнуто на заводе Коза Флотского Арсенала, однако до конца войны их было произведено всего 34 экземпляра, прежде всего из-за прекращения поставок двигателя. Тем не менее, J2M5 всё же успел поучаствовать в отражении налётов Б-29, до самого конца войны оставаясь самым опасным противником «Сверхкрепостей».



Серийный «Мицубиси» J2M5 модель 33 - последняя и самая совершенная серия «Райденов». Кабина модифицирована, воздухозаборник маслорадиатора значительно уменьшился (Фото справа), на фото слева чётко видны обтекатели передней пары 20 мм пушек тип 99 модель 2.

«Райден» был первым самолётом в истории японского флота, на который была выдана спецификация перехватчика, но отнюдь не первым эффективно выступившим в этой роли. Весной 1938 г на заседании штаба флота было решено начать строительство дальнего тяжёлого эскортного истребителя. Японцы учли опыт подобных разработок в Европе и приняли за базовую модель французский истребитель-бомбардировщик Potez серии 63. Техническая комиссия флота выдала соответствующую спецификацию 13-Си, на «двухмоторный трёхместный эскортный истребитель флота» компаниям «Мицубиси» и «Накадзима». Конструкторские мощности «Мицубиси» были настолько перегружены разработкой «Зеро», что копания сразу же отказалась от участия в конкурсе. «Накадзима» же была вынуждена сосредоточиться на своём проекте. В мае 1941 г прототип нового истребителя впервые поднялся в воздух. После проведения сравнительных полётов с «Зеро», выяснилось, что тяжёлый двухмоторный самолёт превосходит его только в дальности полёта. Заказ на постройку был уже размещён, и поэтому, несмотря на то, что потребности в эскортном истребителе флот к тому времени уже не испытывал, «Накадзима» получила возможность развить конструкцию и переделать уже несколько готовых самолётов в разведывательные.

Два самолёта под обозначением J1N1 так и остались прототипами тяжёлого эскортного истребителя. Развитие конструкции пошло в другом направлении, а после успешно проведённых в июле 1942 г войсковых испытаний, в серию отправился совершенно иной проект - «Накадзима» J1N1-C скоростной разведывательный самолёт флота тип 2 с нежным именем «Гекко» («Лунный свет»). По сравнению с прототипами он претерпел массу изменений, прежде всего, облегчающих конструкцию. К конструктивным особенностям следует отнести ещё и то, что он стал, чуть ли не единственным из японских самолётов вместо эффективных закрылков оборудовавшихся обычными тормозными щитками и предкрылками. Вооружение и емкость внутренних топливных баков были сведены к минимуму. В дальнейшем литера «C», предназначавшаяся для палубных разведывательных самолётов сменилась на литеру «R», обозначавшую принадлежность к разведчикам берегового базирования, каковым «Гекко» по сути, и являлся. Но американцы ошиблись неслучайно, дав J1N1-C/R кодовое имя «Ирвин». Мужские имена давались только истребителям. После начала налётов стратегических бомбардировщиков, пришло время вспомнить об истинном предназначении этого самолёта. Весной 1943 г командир 251 кокутая Ясуно Козоно предложил использовать «Гекко» в качестве перехватчика, просто переоборудовав кабину штурмана в ещё одну огневую точку, предполагавшую установку 2х20 мм пушек под углом 30 градусов к горизонту. Модификация стала носить обозначение J1N1-C-Каи, и впервые была опробована в районе острова Рабаул 10 мая 1943 г. Восемью сутками позднее экипаж в составе пилота старшего петти-офицера Сигетоси Кудо и наблюдателя лейтенанта Акиры Сугавары в ночном бою уничтожили сразу две «Летающие Крепости», подтвердив тем самым состоятельность концепции. Эти два Б-17 стали первыми из восьми побед, одержанных экипажем над стратегическими бомбардировщиками американцев на «Гекко». Сугавара и Кудо стали первыми в Японии ночными «экспертами» по Б-17. К тому времени на их счету уже была одна победа над Б-17, одержанная в ночь на 29 августа 1942 г на устаревшем палубном разведчике «Мицубиси» C5M флотский тип 98, вооружённом только неуправляемыми бомбами «воздух-воздух» и 7,7 мм оборонительным пулемётом!



Второй прототип эскортного истребителя «Накадзима» J1N1 «Гекко».


Ночной перехватчик «Накадзима» J1N1-S модель 11. В носовой части дипольная антенна.


J1N1 «Лунный свет» - ночной кошмар американских стратегических бомбардировщиков. В верхней части фюзеляжа отчётливо видна пара 20 мм пушек тип 99, расположенных под углом.


Мёртворождённый младший брат «Гекко» - «Тенрай». Прототип экспериментального перехватчика «Наказдима» J5N1.


Лейтенант Юкио Эндо - самый результативный «эксперт» по Б-29, разработавший тактику применения «Гекко» в ночных атаках на «Сверхкрепости».
Убедившись в состоятельности концепции, «Накадзима», начиная с августа 1943 г на заводе в Куидзуми начала выпуск серийного истребителя-перехватчика J1N1-S модель 11, спроектированного на базе J1N1-C-Каи. Перехватчик оборудовался ночным локатором с дипольной антенной и более мощным вооружением, состоявшим из 4х20 мм пушек тип 99. «Лунный свет» превратился в ночной кошмар для американских бомбардировщиков, летавших без истребительного прикрытия. Темпы производства перехватчика значительно выросли. Если за год с апреля 1942 г по март 1943 г было выпущено всего 54 самолёта в варианте разведчика, то за следующий год, до апреля 1944 г было выпущено уже 183 самолёта преимущественно истребителей. А до окончания производства в декабре 1944 г ещё 240 экземпляров.

Однако после появления в небе «Сверхкрепостей» Б-29 ситуация резко осложнилась. Новый бомбардировщик обладал на больших высотах скоростью превосходящей возможности «Гекко». Догнать Б-29 на попутных курсах становилось практически невозможно. Эффективность перехватчика резко упала, и его производство решено было свернуть. Тем не менее, J1N1-S использовался до самого конца войны, оставаясь самым лучшим японским ночным перехватчиком. А его недостатки с лихвой компенсировались профессионализмом и самоотверженностью японских лётчиков. Так в ночь с 19 на 20 августа 1944 г восемью экипажами «Гекко» из 352 кокутая, базировавшегося на аэродроме Омура, было сбито 14 из 88 Б-29, участвовавших в налёте на Кусю, не потеряв при этом ни одного самолёта. В этом бою экипаж лейтенанта Юкио Эндо, самого результативного ночного «эксперта» по Б-29, уничтожил два бомбардировщика, к концу войны доведя общий счёт сбитым «Сверхкрепостям» до 8 достоверно и ещё 8 предположительно. А в ночь с 25 на 26 мая 1945 г, уже имевший на своём боевом счету одну победу над Б-29, экипаж лейтенанта Сиро Куротори, прозванного «Чёрная Птица» в трёхчасовом бою уничтожил пять «Сверхкрепостей» и ещё одну существенно повредил.

Перехватчик стремительно устаревал, уступая дорогу более совершенным конструкциям. Остатки J1N1 в варианте разведчика были переделаны в самолёты-камикадзе. Успех J1N1-S заставил руководство флота задуматься о достойной замене для него, и уже весной 1943 г техническая комиссия выдала «Накадзиме» задание, отвечавшее требованиям флотской спецификации 18-Си Оцу. Весной 1944 г был готов первый прототип экспериментального тяжёлого двухмоторного истребителя-перехватчика флота J5N1 «Тенрай» («Небесный гром»). Результаты испытаний, проведённых в июле того же года, были неутешительными - прототип не соответствовал требованиям тактико-технического задания ни по одному из основных пунктов. Проект закончился полным провалом, программа была остановлена на постройке шестого прототипа.
В связи с тем, что требования прежней спецификации устарели, в начале 1942 г технической комиссией флота было принято решение на разработку тактико-технического задания на «одномоторный высокоскоростной истребитель-перехватчик берегового базирования среднего и малого радиуса действия», соответствующего спецификации 17-Си Оцу. А ещё через год была подготовлена и более перспективная спецификация 18-Си Оцу. В течение конца 1942 - начала 1944 г технические задания на основе обеих этих спецификаций были выданы конструкторам фирм «Каваниси», «Мицубиси» и специалистам Технического Университета «Кайгун Коку Хомбу».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
http://komandante-07.livejournal.com/3789.html

Авиация, ВМВ, ТОТВД, Япония

Previous post Next post
Up