Оригинал взят у
ajushka в
"Я.Ма 2", реж. А. Вахов, ЦСД, ЕкатеринбургЭтот спектакль - продолжение социального проекта
"Я.МЫ" , который затрагивает актуальную для современного большого города проблему наркомании. Первый спектакль рассказывал о судьбе реальной героини, которая прошла сложный путь от наркомании к работе в реабилитационном центре для алкоголиков и наркоманов. Драматург Валерий Шергин и режиссер Александр Вахов продолжили разбираться в причинах возникновения подобных зависимостей, почему молодые люди делают такой страшный выбор, в том, как складываются в дальнейшем их судьбы.
Спектакль "Я.Ма 2" - это исповедь матери наркомана, взгляд с другой стороны, со стороны родного человека, на глазах которого происходит трагедия, гибель близкого человека, это встреча с неотвратимостью. Для Валерия Шергина эта история - не чужая: текст написан на основе разговора с родной тетей, у которой погиб сын.
Форма спектакля необычна сама по себе: зритель не сидит в темном зале на удобном стуле. Актриса Татьяна Бунькова, вернувшаяся в родной Екатеринбург и Коляда-театр после нескольких лет работы в московском театре, взяла на себя мужество вести интерактивное общение со зрителями, с которыми вместе ходит по помещениям старой избушки Центра современной драматургии, бок о бок, глаза в глаза, на расстоянии вытянутой руки. Каково это - рассказывать про чужую жизнь, про чужие материнские чувства, когда на тебя смотрит чужой сын? Да ещё когда ты моложе героини и твоему ребенку совсем мало лет. Да и зрители имеют возможность смотреть в глаза не только героине, но и в глаза друг другу, видеть реакцию других зрителей.
2
Мы вместе ходили по театру вслед за тихими вздохами и шепотом "духов", в мистической атмосфере присутствия иных, ушедших от нас людей.
3
4
Татьяна словно водит по своему дому, то присаживаясь и разбирая фотоальбомы, то провожая нас дальше для разговора о наболевшем. Режиссер Александр Вахов точно выбрал интонации для героини: она рассказывает о жизни почти отстраненно, не включая надрыв, словно наблюдая за собой со стороны, но именно эта констатация фактов биографии без сильных эмоций побуждает сопереживать рассказчице, не прячась от её вынесенных наружу чувств.
5
Посмотрите на лица зрителей.
6
Как вы думаете, для кого этот спектакль: для родителей или для повзрослевших детей?
7
Кто закрыт от эмоций матери, пережившей горе, а кто открыт и сочувствует? Ровесники?
8
Почему те, кто по возрасту должен бы сочувствовать женщине, отвернулся, закрылся, а те, кто и доставляет зачастую горе своим родителям, открыт, внимателен к тому, о чем говорит героиня так откровенно? Быть может, именно в этой способности быть внимательным к любимому человеку и кроется причина происходящего: ребенок, похоже, больше любит и понимает родителей, нежели родители детей, именно потому, что он больше зависит от настроения и состояния матери и отца?
Попытка разобраться в причинах того, что произошло с сыном героини, для меня оказалась не законченной. В исповеди матери мне не хватило деталей, из которых стало бы ясно, почему сыновья ее воровали в детстве: в основе такого явления лежит недостаток внимания, ребенок компенсирует ощущение недолюбленности тайным обладанием того, что ему не принадлежит.
В первую очередь, ему не принадлежит тепло и любовь близких людей, от которых он зависит. Отношения в семье между взрослыми людьми и отношение их к ребенку формируют личность ребенка. Понятно, что мать сама в детстве была не избалована любовью и вниманием, но если исследовать причины наркомании, то стоит глубже покопаться в судьбе родителей: способ реагировать на события передается потомкам на невербальном уровне. Женщина страдает, я как зритель сострадаю ей, но как мать понимаю, что где-то и её ответственность есть в том, что происходило с её сыном. Об этом тоже надо честно говорить, прежде всего, самой себе: я в ответе за то, каким вырастает мой ребенок.
9
Спектакль этот - серьезное испытание как для актрисы, которой приходится реагировать на живые проявления чувств зрителей, на непосредственную реакцию тех, кто готов взаимодействовать, так и для зрителя, впитывающего услышанное. Это не только спектакль-исповедь, это и спектакль-импровизация, спектакль-обратная связь.
Спросила у Валерия Шергина, видела ли этот спектакль сама героиня, его тетушка, ведь посмотреть на себя со стороны не наедине с собой - испытание, требующее мужества. Валера ответил, что пока нет, что приезжал дядя, слушал внимательно, но поправлял актрису: "Его/её звали не так", чем смущал её - Татьяна не знала, что среди зрителей есть родственник её героини, который воспринимает действие как часть своей жизни.
10
"Просто закатилось. Кольцо закатилось". Пропажа кольца и обвинение сына героини в краже стали роковыми для него. Это "просто" оказывается совсем непросто, когда оно становится последней каплей для решения уйти из жизни. Кажется, не будь этого "просто", человек был бы жив.
Однако это только повод для решения, причина лежит гораздо глубже.
11
12
13
14
Спектакль удивительный по интимности, доверительности и степени воздействия на зрителя. Если некоторые зрелые люди интуитивно закрываются от страшной и тяжелой темы, от понимания ответственности взрослого за происходящее внутри юного человека, то молодые зрители открыты, с жадностью внимают услышанному, сочувствуют матери непутевого сына со всей силой любви, которая возможна в сердце.
Журналист Елена Тришина, член жюри фестиваля, по окончании спектакля вышла на крыльцо раньше меня и увидела одного из парней, внимавших героине, сидевшим на ступенях ЦСД, обхватившим голову и плачущим.
Дай Бог, чтобы больше молодых ребят посмотрели этот спектакль и сумели понять, какое горе для матери - убивающий себя сын.
Дай Бог, чтобы больше молодых матерей посмотрели этот спектакль и берегли своих сыновей и дочерей сызмальства, давали им больше ласки, понимания, внимания и любви.
Маленький, почти домашний спектакль, сделанный сердцем и душой, способен вершить большие дела: если хоть один человек с каждого показа уйдет с желанием что-то поменять в своей жизни, все создатели проекта трудились не зря. Душевный труд зачастую куда тяжелее физического.
Спасибо всем огромное.
UPD. Вспомнила дочь маминой подруги, которая умерла от передоза. В то время наркотики не были так широко распространены, не было солей этих страшных. Оля, дочь тети Нины, я их знала с раннего детства, варила свое зелье из солутана и ещё чего-то в ложке, я однажды присутствовала при этом, Оля варила, принимала, но мне сказала, чтобы я никогда этого не делала.
Так вот Нина, её мама, так и не смогла принять Олину трагедию как результат недостатка внимания со своей стороны. Она настолько дистанциировалась и от проблемы, и от дочери, что даже не пришла проститься с ней, когда Оля умирала в больнице и просила её прийти к ней, чтобы Оля попросила у неё прощения. А Нина просить прощения за то, что не уделяла ей внимания, отдала на воспитание бабушке с дедушкой, так и не смогла, ей в голову не приходило, что её желание жить своей жизнью, неумение быть с дочерью привели к такому страшному итогу. Мать ведь не может быть неправой...
Самообман, в котором живут зачастую родные наркоманов, лежит в основе отношений между родителями и детьми, приводящих к зависимостям, к уходу в нереальный мир.
При всем моем сочувствии горю родителей я не могу не сказать об ответственности их за судьбу детей.