Давайте поговорим о печальной судьбе тревел-блогов в формате лонгридов. Заморское слово лонгрид буквально означает "долгое чтение". Т.е. речь пойдет о блогерских заметках о путешествиях с большим количеством фотографий и текста. Почему они потеряли популярность, уступив нишу тревел-блогов Ютубу и Инстаграму? Буду опираться на собственный опыт, т.к. более 10 лет веду тревел-блог именно в формате лонгрида.
Уточню, что я буду говорить не только о тревел-блогах в ЖЖ, но и о любых постах о путешествиях на других платформах в подобном формате лонгрида. Например, в Яндекс.Дзен, в автономных блогах на собственных сайтах, в агрегаторах отзывов и отчетах на форумах.
Если вы хотите узнать мое мнение о тревел-блогах в Инстаграме, то почитайте статью по ссылке. Спойлер - они мне тоже не нравятся:
Семь причин, почему я не люблю тревел-блоги в Инстаграме 1. Практическая бесполезность
Тревел-блогер всегда балансирует между интересностью и полезностью. Полезность позволяет привлекать читателей из поисковых систем, интересность - дает рост постоянных подписчиков. Надо отметить, что большинство блогеров делают выбор в пользу интересности. Это вполне объяснимо. Если в своей заметке приводить все часы работы музеев, расписание транспорта, цены на отели и еду и т.п., то такой пост будет просто нечитабелен. К тому же эта информация быстро устаревает.
А ведь, судя по моей статистике, именно такие практические вопросы волнуют большинство туристов при подготовке к поездке. Самые популярные поисковые запросы, по которым люди переходят в дневник путешественника начинаются со слов "как добраться", "сколько стоит", "где поесть", "где жить" и все в таком духе.
Признаться, я сам крайне редко использую текстовые блоги в качестве практической основы при подготовке к поездке. В большинстве случаев нахожу какую-то практическую информацию на форуме Винского, в Википедии или на сайте, посвященном конкретной достопримечательности.
Тревел-блоги - малополезны с практической точки зрения и по этому критерию проигрывают специализированным форумам и сайтам.
Когда вы ищите расписание поездов, а у блогеров одни только фотки вокзалов
2. Культурная бесполезность
Выше я писал, что от тревел-блогов мало практической пользы. Но такое же замечание справедливо и об их культурном содержании. Можно ли что-то подчерпнуть об истории места, архитектуре, культуре, религии или даже банально о местной кухни из типичного блогерского лонгрида?
На эту тему я написал отдельную развернутую статью:
Некомпетентность тревел-блогеровСможет ли вам качественно рассказать об Италии блогер, который без подписи не отличит Рафаэля от Тициана? Увы, крайне редко. По факту, 99% современных тревел-блогов - это по форме и содержанию просто фотоальбомы с куцыми подписями в одну-две строки к каждой фотке.
Если читатель с запросами, то в очередной раз наткнувшись на "отчет" из десятков фотографий и текста из серии "в Венеции очень красивые каналы и церкви", он забьет на блогеров и лучше прочитает перед поездкой условного Ипполитова.
Чтение тревел-блогов - безблагодатное занятие в смысле личного культурного обогащения.
Какой-то там канал в Венеции, всех их и не упомнишь
3. Низкое качество контента
Здесь есть несколько составляющих. Во-первых, визуальная часть. Фотографирование - это искусство. Нельзя тупо купить камеру и сразу делать приличные кадры. Этому надо учиться и иметь художественный вкус. Понятно, что сложно за один день снять 50 шедевров для поста. Увы, но часто даже базовые вещи - горизонтали, обрезка, экспозиция, резкость в тревел-блогах на таком уровне, что кровь из глаз.
Во-вторых, некачественный или даже нечитабельный текст. Читать сложно, а писать еще сложнее. Тут разброс от примитивного косноязычия до каких-то вымороченных длинных конструкций. Сюда же мат, сленговые словечки, которые быстро устаревают, копирование абзацев из Вики с кучей дат, зубодробительных терминов и имен.
В-третьих, большой соблазн блогера напичкать заметку личными обстоятельствами поездки. Тот самый лытдыбр, как раньше писали в ЖЖ. Блогер может долго и нудно описывать свой перелет, чем кормили, как бесили спутники, что было в комнате в отеле и т.п. Даже, если это подано с юмором, то, читателю все это не нужно.
Тревел-блоги полны некачественных фото, нечитабельных текстов и никому не нужных личных подробностей.
Типичный пример, как тревел-блогер фоткает архитектуру
4. Сложность для восприятия
Давайте будем реалистами, и признаем, что люди разучились читать. Так что лонгрид (долгое чтение) уже одним названием пугает потенциального потребителя развлекательного контента. Потеря этой книжной культуры и навыков чтения ведут к тому, что идеальный контент, который готов потреблять пользователь интернета - это смешная картинка с подписью. Осилить пару десятков фотографий, да еще и с текстом, это уже на пределе возможностей современного человека.
Успех Инстаграма тут вполне объясним. Эта та самая пресловутая картинка с подписью, которую готов осилить средний обитатель интернетов. С Ютубом похожая история, видео гораздо проще смотреть, чем читать книжки. Скажем, можно это делать на фоне во время другой активности.
Объемные лонгриды о путешествиях слишком сложны для восприятия современного человека.
Готовы осилить экран текста про эту фреску Бронзино?
5. Конкуренция со стороны других форматов
Если вы сейчас наберете в Гугле, что-то типа "лучшие тревел-блоги 2022 года", вам выпадет список сплошь из инстаграмеров и ютуберов. Общаясь с молодежью на работе, я лично убедился, что многие туристы возрастом до условных 30 лет, вдохновляются на путешествия по... Инстаграму. "Воу, какой шикарный вид. Нам такую же фоточку надо запилить."
Проще там и блогеру. Формат Инсты сразу снимает проблемы, о которых я выше писал. Не надо креативить длинные тексты, выискивать историческую и культурную информацию. Одно-два-три фото за поездку каждому по силам снять красиво и качественно обработать. Времени и усилий на пост тратится на порядок меньше, а мгновенный выхлоп в виде лайков и подписчиков гораздо больше.
С Ютубом сложнее, формат видео-блога крайне трудоемкий. Но зато он сразу дает много преимуществ для автора, от монетизации до нормального продвижения. Ну, и главное, что от потенциального потребителя требуется только одно - свободное время. Смотреть и слушать гораздо проще, чем что-то читать. Потратить 15 минут на вдумчивое чтение лонгрида или в фоне глянуть ненапряжный видос про Бали?
Кроме очевидных Ютуба и Инстаграма, надо еще добавить туристические форумы и сайты. В первую очередь это форум Винского. Там можно найти ответы на все практические вопросы, кроме того есть куча подробных обзоров достопримечательностей от туристов по любому направлению. Главное, что это богатство собрано в одном месте с нормальной каталогизацией. А модерация позволяет удалять совсем бестолковые и негодные материалы.
Также последнее время буквально расплодились десятки, если не сотни туристических сайтов. Ради эксперимента наберите в Гугле, что-то типа: "Что посмотреть в Риге". Первые три экрана ссылок будут на разные тематические сайты. Тревел-блоги из-за них просто тонут в выдаче поисковиков. Понятно, что контент туда набивают фрилансеры-студенты за гроши. Эти копирайтеры скорее всего и не бывали в той же Риге. Но из-за оптимизации для поисковиков, такие сайты забирают читателей у блогеров.
У потенциального читателя тревел-блогов сейчас есть огромный выбор других форматов. Порой гораздо более удобных и современных по подаче материала, либо более успешно продвигаемых.
В Инсте таких фоточек Парижа побольше и получше будет
6. Общий кризис тревел-жанра
Главное - это пресыщение от популярных мест. По моим наблюдениям тревел-блоги стали активно появляться с конца 2000-х. В немалой степени их популярности поспособствовал успех ЖЖ в то время. С тех пор написаны сотни постов про каждое популярное место на планете. Достаточно сделать поиск в том же ЖЖ, Дзен или на Винском по городам типа Барселоны, Праги или Парижа. В итоге ваш новый материал или просто потонет среди этого обилия, или будет проигнорирован читателем, который не жаждет в сотый раз видеть фото и читать копипасту из Вики о часах на Староместской площади Праги.
Последнее время стал еще играть и внешний фактор. С 2020-го года началось вот это все и становится только хуже. Пандемия Ковида на два года практически лишила нас возможности полноценно путешествовать. Значит, упал и интерес к тревел-блогам. Ну, а с начала 2022-го года - сами понимаете.
Читатели не готовы снова и снова потреблять повторяющуюся информацию о популярных местах. А у блогеров нет мотивации писать о редких направлениях, которые не найдут массового читателя. К тому же обстановка в мире в последние годы убивает интерес к тревел-жанру.
Одно из миллионов фото Нотр-Дама. Сколько можно-то?
7. Трудоемкость без вознаграждения
Ну, и последняя причина вымирания - это крайняя трудоемкость создания заметок о путешествиях в формате лонгрида. Создание одного качественного поста может занимать несколько часов. Тут и отбор фотографий, их обработка в редакторе, поиск информации о каждом объекте в заметке, написание текста. Мало, кто обладает таким количеством свободного времени.
Главное, что вознаграждение за такие труды отнюдь неочевидно. Ну, прочитали ваш рассказ условные 200 человек, да пусть даже 10 тысяч. А что мне за это будет?
А как же Яндекс.Дзен? Там же готовы платить блогерам за популярные у читателей материалы. Разве это не может мотивировать на создание лонгридов про путешествия на этой платформе? Увы. Дзен - вещь специфическая. Чтобы там получать деньги, надо подстраивать контент под требования аудитории. За пост формата "Прогулка блогера Васи по Барселоне" вы получите ровно ноль.
Для материального успеха в Дзене надо клепать эмоциональные материалы с броским заголовком. Для примера бывший популярный тревел-блогер из ЖЖ, называет свои посты в Дзене как-то так, оцените уровень дна: "Моллюск-член, который так любят в Азии. Что в нём такого?" и все такое.
Тревел-блогов в формата лонгрида становится все меньше, т.к. мало, кто готов тратить время на их создание без гарантии, что это будет кто-то читать и/или принесет некоторую материальную выгоду автору.
Обработка одного снимка, снятого в сложных условиях, может занять до часа времени.
Подведем итоги. В тревел-блогах в формате лонгридов мало полезной практической и культурно-познавательной информации, зато много плохих фотографий, нечитабельного текста и личных малоинтересных подробностей. Читателям сложно осилить за один раз простыню текста с обилием фото, они выбирают более удобные для современного человека форматы Инстаграма или Ютуба.
Обилие уже имеющихся материалов по путешествиям в любые уголки мира, плюс общие проблемы с поездками в последнее время уменьшают количество читателей. А сложности с написанием постов в формате лонгридов и их монетизации уменьшают количество авторов. Вымрет ли формат окончательно или займет свою нишу? Посмотрим, но пока тенденция явно негативная.
(с)
kolllak.livejournal.com