Кроме
Выборгского замка и
Старого города я успел немного прогуляться по кварталам с более современной застройкой. Здесь сохранилось много северного модерна и финского функционализма. Давайте посмотрим, как архитекторы Выборга пришли от цветущего многообразия модерна к современным минималистичным коробкам (впрочем, симпатичным).
Начну прогулку с традиционного для Выборга предупреждения, что из-за недостатка времени у меня не было цели найти все примечательные здания в этом районе. Я условно обозначил для себя главные цели: Красная площадь, Библиотека Аалто, Церковь Адвентистов. И в этом треугольнике пробежался. Плюс что-то удалось захватить по дороге от вокзала до замка. Какого-то устоявшегося названия я не нашел, поэтому пусть это будет Новый город.
Собственно от вокзала и начнем. Еще во времена Российского империи в Выборге построили шикарный вокзал в стиле северного модерна. Что-то из серии, как сейчас в Хельсинки. Войну он не пережил. И сейчас вокзал в стиле сталинского ампира. Сталианса, кстати, в Выборге совсем немного. Ну, и это не лучший образец его позднего "тяжеловесного" извода.
С другой стороны вокзал мне сразу понравился. Пахнет кофе , а не бомжами, и в целом порядок со скидкой на разный идиотизм от РЖД. Но тут он как-то минимизирован. В общем, атмосфера поприятнее московских вокзалов. Как-то я сразу настроился на позитивный лад. Для сравнения в моей родной Твери выход из поезда в город - это путь в инферно.
Сразу же наткнулся на первый образец функционализма - Выборгский автовокзал. Не совсем удачно его заснял, вся красота с главного фасада. Изначальный проект был сильно переделан Ульбергом, так что можно считать, что посмотрели первое здание этого знаменитого архитектора.
Дом АО Пайвялла 1910 г. Вскоре после строительства здания его автор Уотила стал главным архитектором Выборга и одним из главных представителей национального романтизма. Его дома мы еще увидим при прогулке.
В 20-х годах эра романтизма уступила место функционализму. Главным украшением зданий стали их конструктивные особенности. Эти мировые тенденции разумеется коснулись и Финляндии. Так и не сумев перестроиться и пойти на компромисс с собой и новыми вызовами времени, Уотила добровольно покидает пост главного архитектора, понимая, что его дальнейшее пребывание на этой должности, тормозит и сковывает развитие города.
С непарадной стороны все равно смотрится довольно уютно.
Дом выше так, довольно ординарный. А вот это здание - уже один из символов национального романтизма. Доходный дом фирмы «Хякли, Лаллукка и К» был построен в 1906 году по проекту Шульмана. Компания занималась оптовой торговлей зерном и колониальными товарами, обработкой кофе, гороха и семян. После смерти главы компании предприятием управляла его вдова Мария. Именно она завещала построить на средства семьи Лаллукка библиотеку по проекту тогда еще неизвестного архитектора Алвара Аалто.
Дом облицован тёмно-красным гранитом и отличается асимметрично расположенными балконами и эркерами, остроконечными щипцами, а также разновеликими и разноформенными окнами: прямоугольными, полукруглыми, стрельчатыми, круглыми, узкими щелевидными. Главная особенность здания - необычайный фасадный декор. Как и ряд других зданий в стиле национального романтизма, постройка привлекает своими растительными, животными, морскими орнаментами.
Занятно, что Шульман, как и Уотила (см. выше) претендендовал на звание главного архитектора Выборга. И скажем прямо, был на тот момент более маститым. Но молодой Уотила (на 20 лет младше конкурента) перед этим очень выгодно женился на дочке одного из самых богатых предпринимателей Выборга. Якобы, тесть поспособствовал его назначению.
Ну, извините. У меня особое отношение с этой конторой КБ, т.к. они занимают угол моего дома, притягивая разных маргиналов. Тем не менее дом Лаллукка относительно недавно подновили. Причем восстановили часть декора, утраченного в советское время. Там даже есть какие-то юмористические сценки, типа арлекинов с арбалетами. В общем, повод остановиться и поразглядывать фасад.
Непарадный фасад дома Лаллукка. Тут уже даже что-то конструктивистское просматривается, хотя это 1906 год.
Справа еще один доходный дом архитектора Уотила. Несмотря на дату 1953 - дом начала 20-го века. Ходите под ним осторожно. Лет десять назад у дома обрушились два балкона это Выборг, детка. и с тех пор что-то не заметно, чтобы его ремонтировали.
Здесь выглядывает угол Дома финского сберегательного банка. Это уже самый конец 20-х. Чувствуете, как архитектура становится более лаконичной и стильной?
На месте уничтоженного квартала с деревянной застройкой в конце 80-х устроили Сад Скульптур. Сквер заполнили работами участников симпозиума Союза художников. Самую дачную работу - Волка я не заснял, для примера Улитана и Отдых у моря Богачева. Ну, так себе. Работы просто разбросали по саду. Гранитные фигуры, практически лишённые постаментов, воспринимаются пассивными и несколько монотонными.
И снова функционализм. Да-да, это непростая девятиэтажка, а так называемый, выборгский небоскреб, оно же Здание страховой компании Карьяла. До конца 60-х оставался самым высоким зданием Выборга. Достраивался финнами уже в военное время. Но почти не пострадал при освобождении Выборга в 1944.
Заметными чертами дома высотой более 40 метров являются «лежачие» окна и остеклённый эркер, опоясывающий здание на уровне второго этажа. По замыслу архитектора, первые два этажа предназначались под размещение учреждений, а верхние - под квартиры. Квартиры были оборудованы каминами и современной техникой, в том числе электроплитами и холодильниками. На верхнем этаже предусматривалось размещение бытовых служб и, конечно, сауны. На крыше - обзорная площадка. Даже был предусмотрен подземный гараж. Напомню, что это 1939 год! Дополнительной оригинальности проекту придает закруглённый фасад.
Дальше я не стал углубляться и свернул обратно в сторону Старого города. Путь мой лежал через Красную площадь Выборга. Угол вокзальной и Красной площади занимает внушительный Дом АО Отсо. Еще один пример национального романтизма от Шульмана. Еще недавно он выглядел в суровом стиле Готэм-Сити. Но сейчас его закрасили веселенькой краской. Все мрачное очарование сразу ушло и декор перестал читаться. Впрочем, большая его часть была утрачена еще в советское время.
На углу Красной площади расположен... Ресторан общества трезвости. Миленькое и игривое здание конца 19-го века в стиле неоренессанса сильно контрастирует с остальными строениями. Движение трезвенников стало популярно в Великом княжестве во второй половине 19-го века. Впрочем, безалкогольный ресторан долго не протянул несмотря на выгодное расположение. Вскоре он закрылся и сюда переехала библиотека.
Про площадь я еще расскажу. А пока ограничусь фото чудовищного выборгского Ильича. Особенно колоритно он смотрится со спины. В общем, не зря его прозвали толстый Ленин.
Уно Ульберг баловался не только функционализмом. В конце 20-х он построил внушительное здание в стиле неоклассицизма. Часть дома занимала типография и редакция газеты Карьяла, а основное крыло - гостиница. Сейчас это гостиница Выборг, получается, что старейшая в городе. Более того отель был самым крупным в Ленинградской области. Жаль, что не уцелели исторические интерьеры.
Затем звание крупнейшей гостиницы перешло к гостинице Дружба. Гостиница в форме многопалубного корабля хорошо вписалась в городской пейзаж. В дизайне и отделке фасада нашли отражение гранитные куртины соседних Аннинских укреплений. В общем, пример хорошей советской архитектуры 80-х. Гостиница, основными постояльцами которой долгое время были граждане Финляндии, получила название Дружба в знак политики добрососедства, проводимой Финляндией. Были же времена.
Перед гостиницей можно разглядеть два корабля - драккара. В окрестностях Выборга проводились съёмки историко-приключенческого фильма «И на камнях растут деревья». По заказу киностудии были изготовлены ладьи с резными головами драконов (копии древних драккаров). Прообразом послужил Гокстадский корабль. По окончании киносъёмок приняли решение подарить деревянные корабли Выборгу. Правда, сейчас это макеты-копии 2000-х. Оригиналы со временем пришли в полную негодность.
С набережной просматриваются еще два интересных дома в стиле северного модерна. Справа дом компании Сыновья Ф. Сергеева и Ко. Строил опять Уотила. Слева здание архитектора Линдаля. Он обычно работал в более суровом стиле, но здесь дом не стали облицовывать гранитом, и он гармонирует с соседом.
Якорная площадка с якорями Холла на набережной. Я в рассказах о Старом городе радовался, что в советское время в исторической части почти не строили всякого уродства. Но есть исключение. В 70-х на видное место влепили эту огромную панельку, пусть и по индивидуальному проекту. Якобы даже архитектор просил понизить этажность, но в итоге вот такое.
Привет из Сада скульптур. Композицию Мальчика с котом перенесли оттуда на набережную. Ну, и хорошо, там она потерялась бы.
Стоп-стоп. Я же обещал вам "новый" город, а мы уже явно забрели на территорию Старого Выборга? Ну, давайте простим мне эту вольность. И немного пройдемся по парку Ленина.
Про сам парк я уже не буду писать, но посмотрим на фасады зданий, выходящих на него. Зеленый фасад - дом купца Маркелова. Думаю, вы уже успели запомнить три фамилии ведущих архитекторов Выборга: Уотила, Шульман и Ульберг. Так вот это Шульман.
Дом Маркелова считается одной из наиболее удачных построек Шульмана. Симметричный фасад, оформленный в стиле финского национального романтизма выделяется декором, представляющим флору и фауну Карелии. Самыми заметными элементами стали четыре скульптуры медведей. К образу медведя как к одного из символов Карелии архитекторы и скульпторы Выборга обращались и позже. Украшения дома Маркелова стали одной из причин появления в литературе определения Выборга как «города семи медведей».
Здание Национального акционерного банка я толком не заснял, а зря. Это один из самых первых образцов северного модерна или, если вам угодно, финского национально-романтического стиля. Раз банк, то кадуцеи, конечно.
Утомленный творениями Ульберга я на автомате сфоткал этого крепыша. Оказалось напрасно. Ошибочка на 40 лет, функционализм оказался... советским, 70-х годов.
Но зато здесь не ошибся, это уже настоящий Ульберг. Но только своего романтического периода. Это дом Финляндского торгового банка.
Главное украшение фасада - парные женские фигуры. Вроде, и интерьер частично сохранился. Жаль, что Сбер был закрыт.
Дальше я подзабил на проспект Ленина и углубился в парк... Ленина. Знатоки сразу скажут, что я упустил еще несколько интересных зданий на проспекте, но цели обойти все я не ставил. Зато не пропустил Лесного юношу. Как я писал выше, Выборг - город семи медведей, это один из них.
У памятника удачное расположение, естественно сочетающегося с деревьями парка и дополняющего городской пейзаж своеобразием и привлекательностью. Ещё одно название скульптуры - «Выбор пути». Данная композиция, символизирует покорение природы человеком. При этом сделан акцент на истоках: медведь, хозяин леса - давний символ Карелии. Встречаются и другие толкования: например, приводится легенда о некоем сыне скульптора, повстречавшем в лесу двух медвежат и растерзанном медведицей при попытке их приручить.
Дом купца Конконена попал у меня в кадр только боковым фасадом. Снова автор из "нашей тройки" - северный модерн от Уотила. Планировалось, что тут будет двор-колодец, поэтому архитектор не особо напрягался над этим фасадом.
Лось, просто Лось. Своё самое известное произведение Юсси Мянтюнен создал в 1924 году из гипса и представил на охотничьей выставке. Спустя несколько лет была создана бронзовая копия. Внутри скульптура полая, в её основе металлический каркас. Образ был навеян автору сюжетом карело-финского эпоса «Калевала». Бронзовая фигура лесного великана высотой 3,5 метра, грациозно стоящего на невысоком гранитном постаменте высотой 0,8 метра, считается одним из лучших памятников парковой скульптуры в Выборге. Памятник стал популярной городской достопримечательностью, его изображения можно увидеть на открытках, значках и другой туристической продукции.
Ну, а мы дошли до первой знаковой точки моей прогулки - библиотеки Аалто. Здание считается вехой в истории современной архитектуры, оно обозначает переход Аалто от национального романтизма к упрощённым формам модернизма. Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля - сочетание строгости функционализма и нежной плавности природных линий. Начиная с Выборгской библиотеки творческая манера Аалто тяготеет к использованию естественных материалов, и в особенности дерева.
Читальный зал содержит в потолке круглые окна, через которые поступает солнечный свет, при этом стены зала окон не содержат. Идея была в том, что создать освещение без теней. Библиотека стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания. Аалто постарался учесть все нюансы библиотечного дела, чтобы создать идеал.
Внутри тоже круто. Забежал, но уже не снимал, т.к. пришел под самое закрытие и меня вежливо, но настойчиво попросили на выход.
Один из самых шикарных домов Выборга периода Российской империи - дом АО Эден. Название фирмы Эден - значит Рай, и на верхнем этаже планировался зимний "райский" сад. Это был еще и очень современный дом. Три главные отличия - это центральное отопление, газ, электрические лифты. И это были просто совершеннейшие чудеса техники по тем временам. Чем-то напоминает
флорентийские палаццо? Здорово, что сейчас почти все окна соответствуют проекту - с мелкой расстекловкой.
Конечно, палаццо - только по форме, по декору - типичный модерн. В отделке много керамики, особенно в интерьерах, которые во многом уцелели.
Компания Эден специализировалась на торговле фруктами. Здесь же находился их магазин. «Свежие и сухие фрукты, консервы туземные и заграничные, всегда свежий и разнообразный склад. Заказы на покупки по телефону исполняются хорошо и немедленно, высылаются на суда и по домам» - гласила его реклама.
Дом Виклунда конца 19-го века. Тоже шикарное здание для своего времени. Братья Виклунды получили подряд на возведение нового кафедрального собора. А соседний участок приобрели для себя и возвели импозантный доходный дом с стиле неоренессанса. Увы, собору не повезло, а дом Виклунда до сих пор стоит и внешне в неплохом состоянии.
Финский классический лицей. С 1860-х в Великом княжестве российские власти стали продвигать финский язык в официальной сфере. Вскоре появились школы на финском языке. Один из таких первых частных финских лицеев на фото.
А это уже памятник нашего времени - стела Выборг город воинской славы. По углам квадратного возвышения установлены четыре пилона с бронзовыми скульптурными барельефами, изображающими основные события, в связи с которыми городу присвоено почётное звание. Ну, в целом не вызывает отторжения. Я издалека даже принял за что-то времен РИ.
Еще одни внушительный образец северного модерна - Дом Лагеркранца.
Точнее тут целых три здания, которые визуально объединили в одно целое. Фасад слегка ободран, но судя по машинам - место престижное.
Дом АО Агрикола. Помните, что так звали основоположника финской письменности? Обратите внимание на полукруглый и наклонный (!) щипец. Еще из интересного - разная фактура штукатурки. Внизу - грубая и крупная, на верхних этажах - волнистая.
Во дворах паркуются раритеты.
Снова Шульман, но довольно ранний, 1903 г.
А тут мой промах. Это оказался советский дом конца 80-х. Но показательно, что в Выборге в центре советские стеснялись строить совсем уж убожество. Тут видна какая-то попытка осмыслить архитектурное наследие города.
Наконец я дошел до Молитвенного дома адвентистов. Еще один культовый в прямом и переносном смысле функционализм Выборга. Процитирую Вики. Каменное здание, состоящее из двух объёмов различной высоты, выполнено в стиле функционализм без использования каких-либо фасадных украшений и архитектурных элементов, традиционных для церковных зданий. Высокая часть дома - башенного типа, с оригинально оформленным порталом, внутренней лестницей и узким вертикальным остеклением по фасаду. Молельный зал обозначен высокими узкими окнами в низкой части постройки с косым скатом крыши со стороны двора.
Пора было возвращаться на вокзал. Внезапно на центральной улице Крепостной обнаружились деревянные дома чуть ли не середины 19-го века.
Кому памятник? Памятник собору. Когда-то тут возвышался грандиозный кафедральный собор Выборга. Новый собор для финской лютеранской общины был построен в конце 19-го века. Во время войны собор разбомбили. Впрочем, это были еще далеко не руины, но затем в советский период в начале 50-х его снесли подчистую. На месте средокрестия уже в наше время установлен памятный знак.
На старой фотографии видно, что собор был в стиле неоготики. За ним сразу библиотека Аалто. Кстати, тому же Ульбергу собор очень не нравился. Он считал, что собор не имеет ни исторической, ни архитектурной ценности. И даже собирался перестроить его в более модном стиле. Но сейчас тут вообще пустое место. И, что-то у меня большие сомнения, что собор когда-нибудь восстановят.
Все, пора заканчивать прогулку. Последняя точка - Красная площадь Выборга. Интересно происхождение названия. Оказывается современное, точнее советское имеет исторические корни.
История площади связана со старинным колодцем, располагавшимся за пределами Выборгской городской стены. По легенде, Монашеский колодец прозвали «красным» после казни у него сторонников свергнутого короля Швеции Сигизмунда. В ходе войны против Сигизмунда шведский наместник города и его сын были обезглавлены, а их головы выставлены над Скотопрогонными воротами у Круглой башни. Впоследствии колодец подкрашивали традиционной для Швеции и Финляндии красной краской.
Местного Ленина я вам уже показывал. К Выборгу он хотя бы имеет отношение, Ильич долго ошивался в окрестностях города и в самом Выборге, скрываясь от царских спецслужб. Так что оправдание памятнику можно найти.
Скажем прямо, главная площадь Выборга меня что-то не вдохновила. С таких пустырей хочется побыстрее убраться на более уютные улочки. В общем, площадь я проскочил. Даже местный модерн особо не снимал.
Единственное, что запомнилось - это дом купца Москвина с характерными рогами. Ульберг, Уотила или Шульман? Уотила! Русский купец, конечно, захотел себе дом стиле финского национального романтизма.
Фасад выполнен с применением различных планировочных и композиционных приёмов, включающих разнообразие формы окон, орнаменты и эркеры. Самыми известными элементами декора являются оригинальные парные башенки, венчающие торцовый фасад. В форме квадратных в плане башен исследователи отмечают влияние старинной архитектуры североевропейских городов. Купеческий дом, как и многие национально-романтические постройки, напоминает старинный замок с боевыми зубчатыми башнями.
Дом Москвина относительно мало пострадал в войну, так что сохранилось изрядно декора.
А на этих совах настала пора прощаться с Выборгом. Еще раз повторюсь, что остался в восторге от города. Даже в формате короткой пробежки на 5 часов я успел увидеть много достопримечательностей. В Выборге отличная плотность интересных объектов. И рекомендую не ограничиваться только Старым городом, за его пределами можно найти много достойных мест, как для любителей архитектуры первой половины 20-го века, так и для обычных туристов.
(с) kolllak.livejournal.com