Милан. Пинакотека Брера

Nov 17, 2020 08:26



Пинакотека Брера - художественная галерея мирового уровня в Милане. Вообще, в столице Ломбардии есть несколько достойных внимания туриста галерей (например, Амброзианская вполне может соперничать по шедеврам с Брера). Но я выбрал для посещения именно этот музей. Кроме галереи в окрестностях Пинакотеки располагается очень приятный для прогулок район Брера. С него и начнем и прогулку.



Итак, в начале несколько видов с улиц района Брера. Когда-то он располагался за пределами городских стен. В переводе Брера означает что-то типа "земли, очищенной от деревьев". Сейчас путь от центра Милана - Дуомо занимает минут 10. Если вы кривите нос от центра Милана, значит вы не были в Брера. Здесь очень уютные улочки с приятной атмосферой.

В 19-м веке, когда открылась Пинакотека Брера, квартал стал центром художественной и богемной жизни Милана. Порой его даже называют миланским Монмартром. За часовую прогулку сложно полностью проникнуться духом места. Скажу честно, особой богемности я тут не заметил, но в целом мне понравилось. Как минимум, сюда стоит зайти, чтобы вкусно пообедать или поужинать.



Вроде бы какой-то известный футболист, но я уже каялся, что в футболе полный ноль.



У меня не было цели обойти все достопримечательности Брера. Но кое-что захватил по дороге от замка Сфорца до Пинакотеки. Причем, как обычно в Италии, тут история на каждом углу.  Например, на месте этого невзрачного храма св. Корпофора когда-то стоял храм богини Весты. Те самые весталки именно здесь поддерживали священный огонь Весты.

Но весталкам не повезло, неподалеку находился дом семьи св. Амвросия. Как вы помните, у него еще был брат св. Сатир и сестра св. Маркеллина. Так вот его сестре во время молитвы пришла мысль изгнать весталок и устроить вместо святилища Весты христианский храм. Интересно, что эта древняя "женская аура" места дошла до 19-го века. Еще в то время вода "св. Маркеллины" из колодца у храма считалась обладающей чудесными свойствами.

Меня заинтересовало имя святого Корпофор. Первый раз с ним столкнулся. В русской Вики о нем ничего нет. Но оказалось, что и тут я уже косвенно с ним "встречался". Это один из легионеров-христиан знаменитого Фиванского легиона под командованием св. Маврикия. Его историю я кратко приводил в рассказе о его церкви Сан-Маурицио.





Вот тут что-то уже итальянское чувствуется. Так что рекомендую обязательно прогуляться по Брера.





Не собираюсь в этот раз подробно останавливаться на церквях, главной целью моей прогулки по району была Пинакотека. Поэтому самую интересную церковь Брера св. Марка я пропустил. Но выложу еще одно фото. Это фасад церкви Санта-Мария-дель-Кармине, когда-то она принадлежало ордену кармелитов. Знатоки сразу определят новодельный (относительно) фасад 19-го века. Но когда-то церковь была довольно известна в Милане, здесь хоронили местную аристократию. Сейчас из интересного внутри сохранились фрески 15-го века, но было закрыто, поэтому не покажу.



На площади у церкви Сант-Мария-дель-Кармине установлена скульптура Великий Тосканец польского автора. Это ссылка на древнегреческую красоту, пробуждаемую через заполненные и пустые пространства, подчеркивающие расстояние, которое теперь разделяет их мир и наш.

Великий Тосканец изображает мужской полубюст, личность которого неизвестна, поскольку он изуродован в верхней части лица. Отстраненность и вневременность, в которых живут его скульптуры, хорошо видны в некоторых деталях: закрытом рте, слепых или несуществующих глазах, бесстрастном и абстрактном выражении лица.

Однако поиск гармоничной красоты, продвигаемый древними, художником вновь оживает с ясной умственной абстракцией: не случайно внутри отверстия, в котором должно появиться сердце, вместо этого помещается голова, символ отсутствия какой-либо эмоциональной вовлеченности.

Я уже дважды встречался с работами этого поляка. В Риме это двери церкви Санта-Мария-дельи-Анджело, в Варшаве двери костела Марии Милосердной.



Ну, Италия же?







Знакомые завсегдатаи Милана нам очень рекомендовали Брера, как место для обеда или ужина. По их словам тут множество качественных кафешек. Мы особо не выбирали и засели в траттории на фото ниже больше из-за соображения живописного вида на бывшую церковь св. Корпофора. Но оказалось, что не ошиблись, накормили вполне достойно.













Надеюсь, что свой короткой фотопрогулкой убедил вас, что Брера очень достойное место в Милане. Прогуляться по этому району было очень приятно.



Но хватит бесцельных шатаний, пора зайти в знаменитую галерею. Впрочем, зайти просто так не удалось. Нам повезло попасть на день бесплатного посещения. В честь такого события очередь на вход в Брера выстроилась просто гигантская. Признаться, была минута слабости, махнуть рукой на искусство и просто погулять. Но очередь неожиданно очень шустро стала двигаться, буквально полчаса и мы уже внутри.



Пока стояли в длиннющей очереди, со всех сторон рассмотрели голого мускулистого мужика. Судя по букве N он изображал Наполеона. Так оно и есть. Это известная работа (точнее бронзовая копия с мраморного оригинала) лучшего скульптора Италии 19-го века Канова. Канова изобразил Наполеона в образе Марса-миротворца, в руках у него богиня победы Ника.

По словам самого скульптора это должна была быть самая совершенная статуя века. Но, увы, сам Наполеон свою статую забраковал и запретил выставлять для публики. По мнению императора, слишком уж тут он качок получился, весьма далекий от оригинала. Тем не менее Канова сделал 5 таких голых Наполеонов и расставил их по художественным галереям Италии.



Сзади совсем уж непотребство. Можно понять Наполеона.



Пинакотека Брера располагается в великолепном дворце в стиле барокко, построенном в 16 веке. На первом этаже дворца размещается Миланская академия художеств. Решение об организации Пинакотеки было принято королевой Марией Терезой Австрийской в конце 18-го века. Открытие картинной галереи предполагалось как раз для студентов, обучавшихся в академии.

В дальнейшем коллекция галереи была значительно расширена Наполеоном. Во времена его правления множество монастырей и церквей было закрыто, а их ценности реквизированы. Так возникли великие музеи Венеции, Болоньи и Милана. В Милан свозились шедевры не только из Ломбардии, но и из всей Италии, которая была под властью Наполеона. Так что коллекция Брера весьма разнообразна.

После поражения Наполеона и Реставрации формально ценности должны были быть возвращены их владельцам, но австрийское правительство не сильно этим озаботилось, и коллекция галереи осталась практически прежней. В конце 19-го века Пинакотека Брера была от­де­ле­на от ака­де­мии и об­ре­ла са­мо­стоя­тель­ность.



Тот самый Наполеон качок Марс авторства Канова, в Брера самый лучший вариант из пяти оригинальных.



Я давно уже не смотрю все картины в подобных музеях. В той же Брера 38 залов! Попробуй все тут пересмотреть, чтобы глаз не замылился. Кроме того я еще тот "спец" в искусстве. Мне нужно обязательно предварительно почитать о картине, чтобы получился толк от просмотра. Отсюда мой принцип - сделать акцент на нескольких произведениях (обычно не более 10, иначе подготовка займет слишком много времени), а все остальное пробежать или проигнорировать.

В Брера сложно выделить главный шедевр. Один из главных претендентов "Обручение Девы Марии" Рафаэля. Сюжет понятен из названия. Занятно, что он абсолютно не евангельский. Он родом из средневековой "Золотой легенды". Когда Марии в 12 лет выбирали будущего жениха, все претенденты оставили свои посохи в Храме. И тут посох Иосифа расцвел, что и сочли знаком. Справа видно, как неудачливый жених ломает свой посох о колено.

Рафаэль тут совсем ранний (21 год), это его первое подписанное произведение. Явно  прослеживается влияние его учителя Перуджино. Я как-то показывал вам фреску из Перуджи, где учитель и ученик отметились в одном произведении.

Если честно, то за персонажами в Обручении не слишком следишь. Взгляд убегает куда-то вдаль. Именно за интересную работу с перспективой и ценили это картину современники Рафаэля. В жж есть очень интересная статья о картине, которую я использовал при подготовке:
https://marinagra.livejournal.com/10843.html



Второй явный хит Брера - это "Мертвый Христос" Андреа Мантеньи. Очень жуткое произведение, мимо которого сложно пройти даже, если не в теме, что это шедевр. Цепляет тут в первую очередь необычный ракурс. Для того времени это было неслыханное новаторство. Кроме того художник еще и лица святых обрезал.

Перспектива тут правильная, хотя на первый взгляд кажется, что нет. А вот пропорции Христа Мантенья исказил, голова тут значительно увеличена, иначе полкартины занимали бы ступни. Из-за ракурса  возникает ощущение сопричастности к убийству Богочеловека. Как говорил Порфирий Петрович: "Вы и убили-с".



А вот картину "Святой Марк проповедует на площади в Александрии Египетской" братьев Беллини точно не пропустишь - это самое огромное полотно в Брера. Как вы помните, св. Марк покровитель Венеции, а Беллини коктейль известные венецианские художники. Тут дьявол в деталях (какой там жираф вышагивает!), полотно очень интересно разглядывать, все персонажи крайне живописные.

Есть тут и пасхалочка от художника. Среди толпы в тюрбанах затесался... Данте, который жил спустя более тысячи лет после этих событий. Логика такая. Перед этим в состав владений Венеции вошла Равенна, а изгнанный из Флоренции поэт похоронен именно в Равенне.

Ну, и конечно, шикарный и фантастический архитектурный пейзаж. Мне напомнило какие-то декорации из Звездных войн, но на самом деле художник творчески переработал вид на площадь Сан-Марко в Венеции.



Как видите, Брера весьма разнообразна по географии. Тут и Умбрия, и Венеция, и понятное дело не обошлось без Флоренции. "Алтарь Монтефельтро" Пьеро делла Франческа - один из таких примеров. Раз я уж нам остается пока только вспонимать о прошлых поездках, то я ранее видел работы Франческа в Ареццо в церкви Сан-Франческо.

За обычной сценой Святого Собеседования (Мадонна на троне в окружении святых) скрывается история герцога  Федерико да Монтефельтро. Она на картине стоит на коленях в рыцарских доспехах. Повернут к нам левой стороной, т.к. правая сторона его лица была обезображена ранами.

Герцог в 37 лет женился на 13 летней Баттисте Сфорца. Несмотря на разницу в возрасте брак оказался очень удачным, как говорится, "жили душа в душу". Омрачало только, что у пары рождались только девочки. После пятой девочки, Баттиста наконец родила наследника... но, увы, умерла вскоре после родов. Так что тут и радость о наследнике, и скорбь по умершей любимой жене.

Всех обычно тут будоражит страусиное яйцо, которое висит на веревочке в центре полотна. Это атрибут легенды о чудесном рождении Христа, поскольку в средневековье существовала легенда о том, что страусы зачинают парфеногенно (т.е. девственно). По другой версии, яйцо имеет отношение к смерти жены Монтефельтро: страус откладывает яйца в песок и оставляет его, и страусёнок растет один - точно так же сын герцога будет расти без матери. Собственно птица страус является геральдическим символом рода Монтефельтро.



Среди шедевров Брера не обошлось и без Караваджо. Напомню сюжет. После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили по дороге, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, - воскресший Иисус. "Ужин в Эммаусе"  и показывает этот  краткий миг озарения.

На первый взгляд довольно простая по цветам и композиции картина. Но это уже зрелый Караваджо, чувствуется рука мастера. Здесь ничего не отвлекает от сцены и эмоций апостолов. А если присмотреться, то и детали хороши. Сравните на столе грубую руку апостола и изящную кисть Христа.



У Тинторетто, как обычно, какое-то безумие. Что здесь вообще происходит?! Куда тащат этих мертвецов? А это "Обретение тела святого Марка".

Несколько венецианцев пробрались ночью в церковь города Александрия в Египте в поисках мощей святого, чтобы выкрасть их и увезти в Венецию. При свете факелов искатели реликвий вытаскивают тела из склепов, когда перед ними внезапно появляется призрак Святого Марка (ох!). Изображенный слева святой повелевающим жестом требует прекратить поиски. У его ног простирается голый труп в ракурсе, напоминающем «Мертвого Христа» Мантеньи, которого я только что показывал выше.

Монументальность фигур, диагональная перспектива, мерцание огней в таинственной ночи сделали эту работу одним из самых свободных и интересных шедевров венецианской живописи Высокого Возрождения. На переднем плане справа изображена группа персонажей вокруг одержимого злым духом. Они действительно наводят ужас!

Напомню, что тут был хэппи энд. Согласно легенде для того, чтобы вывезти тело Святого марка из Александрии два венецианца спрятали его в корзине, покрыв овощами и свининой. Это была отличная идея, потому что, когда египтяне хотели осмотреть корзины, они не сделали этого, брезгуя прикасаться к свиному мясу, запрещенному Кораном.



Оцените также размер полотна.



Ну, и последний шедевр Брера, на котором я сделал акцент при посещении Пинакотеки - это мимишный "Поцелуй" Франческо Айеца. Впрочем, мимишный он только на первый взгляд. Уж больно напряженная и агрессивная поза у мужика в красных лосинах. Более того художник сделал акцент на кинжале, который носит за поясом юноша. Дополнительную тревожность вносит таинственная тень в левом углу картины. Кто-это? Случайный прохожий или тайный шпион?

А если копнуть еще глубже, то окажется, что это вообще не про любовь, а про патриотизм. Тут Италия целует взасос... Францию. Вспоминайте цвета национальных флагов этих стран. Незадолго до создания этой картины Италия (точнее королевство Сардиния) и Франция совместно наваляли австрийцам. После чего стала реальна тема с объединением Италии.

"Поцелуй" Айеца не менее популярен и растиражирован в массовой культуре, чем одноименная картина Климта. Например, дизайн и название самых известных итальянских шоколадных конфет Baci (поцелуй) черпали вдохновение именно в этой картине.



На этом с шедеврами, которые я выделил для более тщательного просмотра, все. Я подзабил на Тициана, Рубенса, Каналетто и других великих в Брера. Но выше уже излагал свои причины на это. Впрочем, кое-что мне еще приглянулось. Дальше довольно бессистемно из того, что удалось более менее нормально заснять.

Люблю такие жанровые картины. Грешным делом подумал, что это какой-то фламандец, ан нет. Это Винченцо Кампи из Кремоны. На картине изображена "Рыбная лавка". Малыша потчуют черной икрой, а он явно этим недоволен.



Тут прямо шикарные цвета. Это Чима да Конельяно, на троне восседает св. Петр.



Я уже признавался к любви ко всякой чертовщине в искусстве, так что мимо "Трех архангелов" не смог пройти. Собственно их тут четыре, но одного из компании прогнали. Автор - ученик Леонардо Марко д’Оджоно, он один из четырех учеников на памятнике Леонардо в Милане.



Еще одна его картина "Вознесение Марии Магдалины". Что-то в ней есть фриковое, наверно, поэтому и задержался.



Ну и рожи! Кто же это такие? Это философы Демокрит и Геркалит в изображении Браманте (который скорее скульптор). Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит - распространенное в европейской философии и живописи противопоставление двух знаменитых греческих философов, которые имели различное воззрение на жизнь: первый оплакивал людей, второй смеялся над людскими глупостями.



Довольно выразительное "Мученичество святой Екатерины" ломбардца Феррари. Очень хорошо выписаны палачи, ну и ангел, летящий на помощь, тоже хорош.



Всякие треченто и прочую готику я благополучно пропустил, хотя в Брера она богато представлена. Тут ее поздний вариант от Карло Кривелли. Все очень богато, изящно и крайне символично (до сих пор не все разгадано). В общем, такой известный в узких кругах художник для эстетов, которым уже наскучили разные там Караваджо и Рубенсы. Обратите внимание, что ключи у св. Петра самые настоящие, а не нарисованные, этакая техника коллажа.



Пропустил я и более позднюю живопись, кроме "Поцелуя" и известного "Четвертого сословия". Тут интересна и техника пуантилизма, и, что все персонажи - реальные личности из Вольпедо (городка художника).  “Четвертое сословие” - рабочий класс, готовящийся свергнуть господство “третьего сословия”. Картине долго не везло из-за идеологической составляющей, только во второй половине 20-го века ее достали из запасников галереи.



Снова я тупанул с аттрибутацией. Решил, что это малоизвестный Караваджо из-за легкого налета гомосятины. Но это оказался какой-то его современник Орацио Джентилески. Вот ни за что не догадался бы, что тут за сюжет. Подсказка в названии картины "Мученики Валериан, Тибурций и Цецилия". А, понятно. Тут Цецилия выходит замуж за язычника Валериана, за ногу ангела пытается пощекотать его брат Тибурций. Все, конечно, станут христианами. Орган тоже не просто так, Цецилия - известная покровительница музыкантов.



Хороший Карпаччо "Введение Марии во храм", хотя в Брера есть его более известная работа с диспутом св. Стефана, но я ее не заснял. В три года Марию (это не точно) отдали в храм, где она прожила до 12 лет, пока не была обручена с Иосифом. Сюжет обручения я показывал выше. На картине интригуют кролик и газель. Кролик - символ чистоты и материнства. Про газель что-то не нашел.

Спасибо panikazimira за дополнение:
Лань у Карпаччо означает душевное состояние восходящей по лестнице Марии и является аллюзией на слова из псалма царя Давида: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!"



В общем, как-то так. Очень достойное собрание и гуманное в плане возможности осмотра за один раз. Так что забивайте на шоппинг в Милане и идите в Брера. На этом у меня с Миланом все, в следующем рассказе переместимся чуть южнее, но пока сохраню интригу.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Ломбардия, Италия, Милан

Previous post Next post
Up