Фильм не смотрел и не собираюсь, разве что случайно, но “осуждаю”! Видимо Левиафан попал в болевую точку, замечания-обвинения идут уже массовыми репостами и списками, сверху и снизу, справа и слева: мол в фильме только водку пьют, воруют, матом говорят, бандитствуют, “ни церковь ни кабак, ничего не свято” и никакого светлого будущего не видно, короче “Звягинцев ... искусственно все натягивает” {*}.
Искусственно, куда без этого - фильм художественный, а не документальный, рисует так сказать образами, а не нотариально заверенными копиями или протоколами, являясь, как учили классики “зеркалом российской революции”.
А что там в зеркале? [Spoiler (click to open)] - Россия в мировых лидерах по потреблению алкоголя и борется с этим лидерством снижением цены на водку и снятием запретов на рекламу алкоголя и табака; - Россия уже не просто сокращает жел.дор. сообщения, а “вырубает” его полностью уже регионами, при этом вкладываясь в строительство скоростных магистралей, одно ополовинивание проектов которых дало бы возможность сохранить пригородное сообщение минимум лет на десять, а то и больше если с умом и не воровать; - образование деградирует и фактически стало платным, как и медицина расходы на которую в бюджете урезаны, врачей увольняют, сворачивается в частности национальная программа борьбы с онкологией, а вот расходы госбюджета на поддержку религии растут, вот такая альтернатива: не накопил денег на лечение иди в церковь, логично, рыночно, либерально; - да, бандитизма относительно 90-х стало меньше видно, преступность лучше организована, прокуроры почти напрямую крышуют подпольные казино, Россия в мировых лидерах по коррупции и зарплатам топ-менеджеров госкомпаний; - да, бандитов относительно 90-х стало меньше, зато кол-во охранных структур растет как на дрожжах, как-то синхронно сокращается кол-во забастовок, трудовых споров (почему-то в массе забастовки были только на совместных с западом предприятиях), при этом с лидерами независимых профсоюзов; экологами, просто оппозиционерами постоянно “что-то” случается (условный срок за счастье).
Ну как здесь без мата? Причем, по моему личному опыту матом у нас разговаривают все “сверху до низу”: бомжи, работяги, военные, прорабы, менеджеры, топ-менеджеры, есть конечно тонкая культурная прослойка, в силу профдеформации и интернет-зависимости, заменяющая даже в быту матерные слова синонимами, но там же каждый второй или альтернативно-креативно одаренный, или русский либерал.
Итого, “Левиафан” это такие “Особенности национальной охоты” наоборот - водка без смеха, ну так время для смеху*чков кончилось - “на зеркало неча пенять, коли рожа крива”.