Ограничения, наложенные на флоты Османской и Российской империй по итогам Крымской войны

Dec 21, 2024 11:18

По итогу Крымской войны, участвовавшими в ней сторонами был подписан Парижский трактат от 18/30 марта 1856 г. Согласно нему Чёрное море объявлялось нейтральным, а согласно статье XIV трактата между императором всероссийским и султаном заключалась особая конвенция, которая определяла число и размеры кораблей, которые они могут содержать в Чёрном ( Read more... )

Вторая половина XIX в, Турция, Флот, Военная история, Россия

Leave a comment

Comments 19

ext_809927 December 21 2024, 10:05:00 UTC
Да, Россия тоже строила корабли для ЧФ.
6 9-пушечных корветов типа "Сокол" и ещё 5 11-пушечных типа "Боярин" перевели с БФ в 1857.
Часть из них видимо числились параходами.

Reply

knl_1983 December 21 2024, 10:27:48 UTC

Спасибо!

Reply

severok1979 December 22 2024, 15:39:57 UTC

К 1877 все они небоеспособны и разоружены.

Reply

ext_809927 December 22 2024, 16:27:34 UTC
Так 20 лет прошло с постройки. Для деревянных кораблей с паровой машиной это нормально.

Reply


fonzeppelin December 21 2024, 10:14:36 UTC
Кстати вот интересно: а Азовское море в соглашении оговаривалось?

Reply

knl_1983 December 21 2024, 10:32:53 UTC

Нет, нигде по тексту трактата и конвенции оно не упоминается.

Reply

fonzeppelin December 21 2024, 11:39:58 UTC

Т.е. чисто теоретически - ничто не мешало строить боевые корабли в Азовском Море? Как Турции ничто не мешало держать флот в Мраморном Море?

Reply

knl_1983 December 21 2024, 11:50:19 UTC

Если не было специальных актов, в которых стороны приравнивали статус Азовского моря к Чёрному, или согласовывали, что для целей договора Азовское море считается входящим в Чёрное, то действительно это выглядит как лазейка. Возможно, кстати, нам что-то мог бы на этот счёт пояснить fudao

Reply


simonsimonycz December 23 2024, 05:45:53 UTC

Т.е., получается, что Турция и Россия могли договорится о любом размере флота?

Reply

knl_1983 December 23 2024, 06:00:42 UTC

Глубоко теоретически, раз это было отдано на двустороннее усмотрение России и Турции, то да.

Но на практике, очевидно, что: а) заключение особой конвенции и количестве кораблей происходило под неусыпным надзором западных стран; б) в Парижском трактате всё равно содержалось указание на то, что корабли могут быть только лёгкими и для "нужных по прибрежию распоряжений"; в) микроскопический размер флотов был выгоден Турции, т.к. её он практически не ущемлял, в ином виде она бы никогда не подписала особую конвенцию. P.S. И кроме того, как указано в Парижском трактате, особая конвенция не могла быть изменена без согласия держав, подписавших трактат.

Reply


Leave a comment

Up