Ограничения, наложенные на флоты Османской и Российской империй по итогам Крымской войны

Dec 21, 2024 11:18

По итогу Крымской войны, участвовавшими в ней сторонами был подписан Парижский трактат от 18/30 марта 1856 г. Согласно нему Чёрное море объявлялось нейтральным, а согласно статье XIV трактата между императором всероссийским и султаном заключалась особая конвенция, которая определяла число и размеры кораблей, которые они могут содержать в Чёрном ( Read more... )

Вторая половина XIX в, Турция, Флот, Военная история, Россия

Leave a comment

fonzeppelin December 21 2024, 10:14:36 UTC
Кстати вот интересно: а Азовское море в соглашении оговаривалось?

Reply

knl_1983 December 21 2024, 10:32:53 UTC

Нет, нигде по тексту трактата и конвенции оно не упоминается.

Reply

fonzeppelin December 21 2024, 11:39:58 UTC

Т.е. чисто теоретически - ничто не мешало строить боевые корабли в Азовском Море? Как Турции ничто не мешало держать флот в Мраморном Море?

Reply

knl_1983 December 21 2024, 11:50:19 UTC

Если не было специальных актов, в которых стороны приравнивали статус Азовского моря к Чёрному, или согласовывали, что для целей договора Азовское море считается входящим в Чёрное, то действительно это выглядит как лазейка. Возможно, кстати, нам что-то мог бы на этот счёт пояснить fudao

Reply

fonzeppelin December 21 2024, 12:18:22 UTC

Да, вопрос интересный!

Reply

dt_sd December 21 2024, 14:41:43 UTC
Азовское море никогда особо отдельным морем не считалось, как и Мраморное. Никаких лазеек тут не было. Строить флот, что в Азовском что в Мраморном, без возможности выхода в Черное это было бы явным идиотизмом.

Reply

knl_1983 December 21 2024, 14:56:52 UTC
Ну это же договор, в нём должна быть точность формулировок. Географически же Азовское море существует. Соответственно, чтобы не было двоякого толкования, в договоре надо оговорить, входит ли в понятие Чёрное море Азовское море. К примеру на следующий день после подписания трактата Россия начинает строить базу, укрепления и корабли в Таганроге. Что ей предъявишь, если этого нет в договоре? Что кто-то его особо не считал отдельным? Но, повторюсь, может это было оговорено где-то ещё, в каком-то ином документе.

Ну а строить флот что в Азовском, что в Мраморном море вполне себе имеет смысл. Ведь не существует запрета на плавание по Чёрному морю, ничто не мешает это делать, выходя в него из Босфора или Керченского пролива. В частности у турок же был флот в столице, который если надо - выйдет в Эгейское море, если надо - в Чёрное.

Reply

dt_sd December 21 2024, 15:03:13 UTC

это все рассуждения в стиле «сферического коня в ваккуме». Россия же не стала все это делать, значит интерпретация договора была понятной для всех сторон. Россия была не в том положении после поражения в Крымской войне чтобы экспериментировать, прилетит ей или нет. Прилетело бы, без вопросов.

Reply

ext_809927 December 21 2024, 15:47:03 UTC
Азовское море слишком мелкое, что бы в нем могли успешно действовать суда приличного размера.

Reply

fudao December 22 2024, 06:10:50 UTC

Азовское море слишком мелкое ((( Меотида...

Reply

knl_1983 December 22 2024, 08:34:02 UTC
Да, но не настолько, чтобы совсем уж невозможно по нему плавать было. В Вашей книге допустим есть пример, как хоть и будучи стеснен, но все же действовал в Азовском море "Хамидие".

Reply

fudao December 23 2024, 08:58:37 UTC

да, но Таганрогский залив для кораблей такого размере практически совершенно закрыт

Reply


Leave a comment

Up