После первого построенного на турецких верфях большого десантного корабля
"Чакабей", Стамбульская верфь Ташкизак (Taşkizak) построила в первой половине 1980-гг. два новых корабля аналогичного класса, объединяемых в один тип.
1. "Саруджабей"
Первый из них - "Саруджабей" был заложен заложен 25 июля 1980 г., спущен на воду 30 июля 1981 г., вступил в строй 26 июля 1984 г.
В старых справочниках Jane's писали, что он построен по совершенно другому проекту, нежели "Чакабей". В более поздних стали писать, что это его увеличенный вариант. Истина судя по всему посередине. Очевидно, что новый проект создавался не с нуля, определенная схожесть кораблей присутствует. Однако нельзя не заметить и значительные различия. На "Чакабей" после модернизации десантные катера были перенесены из центральной части корпуса на специально сконструированную площадку в корме. Здесь же наоборот, вернулись к размещению катеров типа LCVP на палубе в районе миделя, там же установлен и кран для их подъема и спуска на воду. От размещения вертолетной платформы между миделем и форштевнем отказались, установив ее на корме. Видна также большая высота борта нового корабля и явно увеличенная надстройка. Длина подросла с 77,3 до 92 м, ширина с 12 до 14 м, осадка указывается как и у "Чакабей" - 2,3 м. Водоизмещение составило 2600 т при полной нагрузке. Двигательная установка осталась той же - три дизеля мощностью 4320 л.с., работающих на три вала, скорость до 14 уз.
Корабль способен взять на борт до 600 солдат, или 11 танков, или 12 грузовых автомобилей. Высадка может производиться через носовую аппарель и с помощью двух катеров типа LCVP. Кроме того, как и все турецкие десантные корабли, "Саруджабей" может выступить в качестве минного заградителя, взяв на борт по разным данным от 120 до 150 мин. Мины выставляются через два порта в корме корабля, которые ведут к танковой палубе. Через эти же порты можно осуществлять посадку солдат на плавсредства. Необычной особенностью является наличие бортовых портов - по двух с каждого борта.
Оборонительное вооружение состоит из 1х1 и 2х2 40-мм автоматических пушек "Бофорс" L70, а также 2х2 20-мм "Эрликон" Mk 24. Встречал упоминание об установке ЗАК Mk 15 Phalanx, однако на фото не смог увидеть эту систему. Кроме того, это достаточно дефицитная и ценная для ВМС Турции система, поэтому ее установка на борту устаревшего десантного корабля выглядит сомнительно.
По истории службы десантных кораблей найти что-то очень сложно. Известно, что в 2000 г. "Саруджабей" принимал участие в учениях НАТО Dynamic Mix 2000, в ходе которых он был переброшен в Кальяри, а оттуда направился к берегам Греции, где осуществил высадку десанта в районе Кипарисии (что символизировало потепление отношений между Турцией и Грецией после кризиса у о. Кардак в 1996 г.). В 2016 г. "Саруджабей" попал в объективы телекамер, пройдя в проливе Дарданеллы мимо российского СКР "Сметливый", направлявшегося на боевую службу в Средиземное море ("Сметливый" в декабре 2015 г. попал в новости из-за инцидента с предупредительной стрельбой, предпринятой для предотвращения столкновения с турецким сейнером). Корабль до настоящего времени находится в боевом составе флота. В 2007-2009 гг. он прошел капитальный ремонт на верфи Алайбей в Измире.
Click to view
2. "Карамюрсельбей"
Первоначально предполагалось построить пять кораблей типа "Саруджабей", но в итоге ограничились двумя. Второй корабль этого типа, названный "Карамюрсельбей" (Karamürselbey) был заложен значительно позже первого - 26 июля 1983 г., спущен на воду 26 июля 1984 г., вступил в строй 27 июля 1985 г.
Он имеет одно значительное отличие от "систершипа" - высота его надстройки уменьшена на один уровень. Слева на фото надстройка "Саруджабей", справа - "Карамюрсельбей".
Единственная фотография десантных кораблей этого типа с вертолетом, которую я нашел.
В 1997 г. "Карамюрсельбей" принял участие в многонациональной операции "Альба", проведенную под руководством Италии на основании резолюции Совета Безопасности ООН № 1101 для оказания помощи албанскому правительству в восстановлении законности и порядка во время гражданской войны в этой стране. Вместе с десантным кораблем "Эртогрюл" под прикрытием фрегатов "Явуз" и "Тракия" он доставил в Албанию 753 турецких военнослужащих.
"Карамюрсельбей" тоже около 2009 г. прошел капитальный ремонт на верфи Алайбей в Измире и его активная эксплуатация продолжается. В апреле 2016 г. он принимал участие в учениях Deniz Yıldızı ("Морская звезда"), в июле 2017 г. - в учениях Sea Breeze 2017, в ходе которых он заходил в Одессу, принял на борт и осуществил высадку частей 3-го батальона 23-го полка морской пехоты США. В декабре 2018 г. "Карамюрсельбей" вместе с более современным десантным кораблем "Байрактар" осуществлял тренировочную высадку подразделений морской пехоты на необорудованное побережье во время совместных учений с Эгейской армией, в мае 2019 г. участвовал в учениях Denizkurdu-2019 ("Морской волк-2019").