Десантные корабли турецкой постройки: "Чакабей" (Çakabey)

Jan 19, 2022 18:15

Попытался поискать информацию о больших десантных кораблях, построенных на турецких верфях. Сильно больше, чем написано во всем известных справочниках, в сети я не встретил. Особенно это касается первых десантных кораблей национальной постройки 70-80-х гг. Очень жаль... Было бы интересно проследить весь путь с 70-х гг. до современного десантного вертолетоносца "Анадолу" (Anadolu). Фотографий немного "наковырял", их и выложу с небольшими комментариями.




"Чакабей" - первый большой десантный корабль, построенный на турецких верфях. Назван в честь сельджукского военноначальника и правителя XI в., захватившего в 1081 г. Измир (Смирну). В 1081 г. он построил первый турецкий флот из 50 парусных и гребных кораблей, и от этой даты ведут свою историю ВМС Турции.

Большая часть затрат на строительство этого десантного корабля была покрыта за счет народных пожертвований в турецкий военно-морской фонд. Образцом при проектировании вероятно послужили американские танкодесантные корабли типа LST-542 времен окончания Второй Мировой войны, два из которых поступили в ВМС Турции в 1972 г. и носили названия "Байрактар" (Bayraktar) и "Санджактар" (Sancaktar), в ВМС США называвшиеся соответственно "Сэлайн Каунти" (Saline County) и "Райс Каунти" (Rice County), иногда их также относят к типу LST-511.







Строился на верфи Ташкизак (Taşkizak) в Стамбуле. Дата закладки точно неизвестна, возможно 1976 г., спущен на воду 30 июня 1977 г., вступил в строй 25 июля 1980 г. По размерам он получился меньше прообраза - длина 77,3 м против 101,4 м, ширина 12,0 м против 15,3 м, осадка 2,3 м против ок. 4 м. Водоизмещение составило 1600 т, но непонятно о каком именно водоизмещении речь, при какой нагрузке и т.д. Для сравнения у "Байрактара" (бывш. "Сэлайн Каунти") водоизмещение ок. 1650 т стандартное, ок. 4080 т при загрузке 1675 т, 2366 т при высадке на берег. По сравнению с типом LST-542 была также увеличена высота борта, а на палубе оборудована вертолетная площадка (хотя подобные площадки оборудовались после войны и на американских LST).




Три дизеля общей мощностью 4320 л.с. работали на три вала и сообщали кораблю скорость до 14 уз. Вооружение состояло из 2х2 40-мм автоматов "Бофорс" и 2х2 20-мм автоматов "Эрликон" (по другим данным 4х1 20-мм). Он также мог брать на борт до 150 мин и выполнять роль минного заградителя.




Для выполнения своего основного предназначения "Чакабей" мог брать на борт 400 солдат, или 9 танков, или 10 джипов. Высадка могла осуществляться как через носовую аппарель, так и с помощью двух десантных катеров типа LCVP. Необычной особенностью является наличие бортовых портов - по двух с каждого борта.





Первоначально два десантных катера типа LCVP располагались на корпусе корабля перед надстройкой. Впоследствии была произведена модернизация, в результате которой на корме была оборудована площадка для десантных катеров, туда же были перенесены краны. Кроме того, мачта была заменена на четырехопорную.



Первоначально планировалось построить четыре корабля такого типа, но в итоге ограничились одним, а от постройки остальных отказались в пользу более крупного типа " Саруджабей" (Sarucabey). К сожалению каких-то деталей службы не обнаружил. Известно, что в 1999 г. "Чакабей" был выведен из боевого состава, с него было снято все исправное оборудование, которое могло бы пригодиться на других кораблях, после чего его использовали в качестве корабля-мишени. Однако, попавшая в него ракета не привела к потоплению. В июле 2001 г. его отвели на буксире и приткнули к берегу в районе Измира. Видимо со временем он был разобран на металл.

Современность, Турция, 1945-1990, Флот

Previous post Next post
Up