(no subject)

Feb 09, 2010 08:07

На самом деле, сейчас очень сложно ответить на вопрос, "зачем Христос умер на кресте и что мне до того?"
Сегодняшнему человеку практически невозможно объяснить это на его родном языке. Приходится вводить его в курс дела, объяснять какие-то древние учения (о грехе, о жертве и т.д.).

То есть, нужно сначала погрузить современника в некую систему древних образов, а потом уже предлагать объяснение, которое будет работать в рамках этой системы. Но только этой системы.

Соответственно, проповедь Евангелия сводится, по большому счету, к вовлечению адепта в древние мистерии путем прохождения установленных ступеней посвящений. Специальный ритуальный язык тут как нельзя кстати.

И это не только проблема православия. Думаю, во многих протестантских общинах происходит примерно то же самое. В их мистериях нет налета архаики, но все равно это - мистерии, потому что все равно сначала человека нужно погрузить в особенный мир понятий, научить его специальному языку, а потом уже на этом специальном языке всё объяснить.

Может быть, это вообще, нормально. И изучение всякой науки идет по тому же пути. Но что значит нормально? Может то, что у нас общепринято - вовсе не нормально?

И все-таки, зачем?
Древний человек ждал ответа на этот вопрос, потому что искал смысла в смерти. И христианство научилось отвечать на этот вопрос на языке древнего мира.

Современный же человек спрашивает, потому что не видит в смерти смысла. Вопрос давно уже стал риторическим, но мы этого не заметили.

И может быть, прав наш современник? Может, христианство, неожиданно для самих христиан, все-таки, сделало свое дело, и смерть, наконец, потеряла смысл?

Мы по привычке продолжаем на него отвечать, придумывая конструкции типа, смысл Его смерти в том, чтобы упразднить этот смысл и проч. и проч. Но нам уже никто не задает этого вопроса. Более того, мы сами навязываем его миру. По привычке.

А вот вопрос "почему?", напротив, стал очень актуален. И ответ на него может быть прост и понятен. Иисус умер на кресте, потому что были люди, которые хотели Его смерти. И вот из этого уже может начаться нормальный разговор: кто были эти люди? почему они хотели Его смерти? почему это им удалось сделать? и удалось ли?
Previous post Next post
Up