Истоки религиозной концепции «Москва - третий Рим». Часть 2

Jan 30, 2017 20:44



Доклад был зачитан на встрече дискуссионно-философского клуба «Суть времени» в прошлую среду 25 января.

Истоки концепции уходят корнями в конец 15 века.

Первым делом рассмотрим, что происходило в это время в мире. Ранее я писал о том, что происходило в это время в Европе. В Германии зарождается реформация, параллельно с ней идёт крестьянская война нацеленная против гнёта духовенства и дворянства. В Италии расцветает пышным цветом ренессанс. В это время пишут свои великие полотна Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи.

Не могу отказать себе в удовольствии привести работы этих великих художников.













Если вспомнить, что до этого живопись исчерпывалась за небольшим исключением в основном иконами, то можно представить какой фурор производили эти новые полотна. Вот на одной картинке собраны изображения одного и того же сюжета - Благовещения. Это Боттичелли, Да Винчи и Андрея Рублёва. Виден качественно новый переход.



Конечно, возрождение оказало влияние и на церковь. Во-первых, это обращение к античности. Вдумайтесь, в святая святых католического мира - Сикстинской Капелле - стены и потолок расписаны античными образами апостолов и святых. Сам Иисус выглядит совершенно иначе, чем его было принято писать до этого.



Во-вторых, икона отходит на второй план. А чем отличается икона от картины? Наиболее важным в иконе является лик святого, преображённый благодатью Божией. Икона должна обращаться к духовному миру человека, тогда как картина к эстетическому чувству. То есть католический мир отдаляется от духовного мира в пользу мирского, материального.

Всё это происходит на фоне падения Византийской империи. В 1453 году Константинополь был захвачен турками и собор Святой Софии был обращён в мечеть.

Необходимо отметить, что по мнению современников 7000 год от сотворения мира (1492 год по нашему календарю) должен был стать годом второго пришествия Христа. Об этом писали многие византийские и греческие авторы. В том числе святой Мефодий Патарский, святой Ипполит, преподобный Ефрем Сирин, константинопольский патриарх Никифор Ксанфопул. Среди русских - святитель Кирилл Туровский.

Всё это, конечно, в виде различных волн доходит и до православной Руси. В это время набирают силу еретические движения, сильнейшим из которых является Новгородско-московское философско-политическое течение, вошедшее в историческую литературу с подачи Иосифа Волоцкого под названием «Ересь жидовствующих». Некоторые историки связывают эту ересь с влиянием иудейских проповедников, в т.ч. «жидовина Схарии» принесшего её на Русь. Согласно этому взгляду, получается, что иудеи проникли на православную Русь и настолько распространили здесь своё влияние, что даже митрополит московский и всея Руси (1490-1494) Зосима был одним из еретиков. И даже сегодня в Википедии можно прочитать, что еретикам было присуще «следование некоторым иудейским предписаниям и обрядам». Однако, как подробно показал в своей работе профессор Я.С. Лурье, иудаизм не являлся идеологией еретиков. По мнению Лурье данное движение являлось последователем стригольников и содержит в себе в первую очередь, «Рационалистическую критику церковной догматики и отрицание церковной иерархии». Лурье называет это антифеодальной Ересью городов. То есть это движение сродни рассмотренным в прошлой статье ересям, стремящихся к справедливости бюргеров. Это по сути первые ростки приближающейся эпохи Модерна со свойственными ему рационализмом и секуляризацией.



Рассмотрим подробнее, что представляла собой православная церковь на Руси в конце 15 века. Она в это время была разделена на три лагеря. Основные разногласия у них были по двум вопросам: мирскому и религиозному. Первой силой были нестяжатели, последователи Нила Сорского (который был последователем исихазма). Он учил, что церковь должна иметь в собственности лишь столько имущества и земель, сколько необходимо для её выживания, а всё остальное необходимо раздавать страждущим. В воспитании монахов Нил Сорский делал упор на духовную чистоту иноков. Невольно напрашивается аналогия с Франциском Ассизским, который призывал жить по евангелию и тем самым оживлял средневековое христианство, вкладывая в него обновлённые гуманистические ценности.



Прямой противоположностью нестяжателей в вопросе об устройстве жизни монахов были иосифляне (сторонники игумена Пафнутьево-Боровского монастыря Иосифа). Иосиф Волоцкий главным в воспитании монахов считал строгое следование дисциплине и церковному уставу. В вопросе имущества он так же противостоял Нилу Сорскому и считал, что церковь должна наращивать земельные имения для повышения собственного влияния на народ и государство.

Однако, в вопросах религиозных у них практически не было споров. Более того, как пишет Лурье, «Послание иконописцу [основная работа Иосифа] основано на «послании к некому брату» Нила Сорского». Религиозные же споры (в основном у иосифлян) возникали с уже рассмотренной третьей силой - рационалистическими тенденциями в осмыслении религиозных догматов. К этой силе и принадлежали приверженцы так называемой «ереси жидовствующих». Они выступали против института монашества, критиковали творчество «святых отцов» о втором пришествии в 7000 году от сотворения мира. При этом опирались на евангельские и апостольские писания, что перечеркивает их возможную приверженность иудаизму. Критиковали с рационалистических позиций догмат о троице. Вслед за стригольниками (ересь первой половины 15 века) обвиняли монашество в коррупции.
Таким образом, в церкви 15 века наиболее сильно проявились тенденции, которые можно было бы назвать как церковь бедных (нестяжатели), церковь богатых (иосифляне) и реформаторы церкви (Новгородско-московская ересь). После расправы над еретиками, многие последователи Нила Сорского вступались за еретиков и против. Борьба этих трёх тенденций во многом определило дальнейшую судьбу русской церкви.



Итак, наступает 1492 год. Естественно ни о каком втором пришествии Христа речь не идёт. Следовательно, возникает проблема: как объяснить народу несбывшееся пророчество. Все описанные ранее тенденции итак уже сильно пошатнули авторитет церкви и возвысили авторитет еретиков.

Как ни странно спасение приходит из лагеря еретиков. В 1492 году митрополит Московский Зосима пишет «Извещение о пасхалии на восьмую тысячу лет». В ней он помимо составления пасхалии, говорит что «И будут первые последними, а последние первыми» (Лурье поясняет, что имеется ввиду павшая Византия и Русь православная), что Константин «божию волей сотворил град во имя своё и нарёк его градом Константина, который и есть Царьград, и зовётся Новым Иерусалимом: и в большей степени простелась православная вера Христова по всей земле».

Далее, он пишет о том, Господь Бог избрал «благоверного и христолюбивого великого князя Владимира киевского и всея Руси». И передал царю щит непобедимый и мечь - православную веру, - чтобы распространил он её по всей земле и крестил язычников. «И наречен [Владимир] теперь вторым Константином», и новый град Константина будет Москва. А бог ему в этом помогать будет. Таким образом, Зосима протягивает нить от Иерусалима, к Константинополю и от него к Москве.

Так зародилась концепция «Москва - третий Рим». Вы спросите, «Почему же третий Рим? Ведь он пишет о третьем Иерусалиме». Отвечаю.

Через 2 года в 1494 году Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре. А в 1504 году еретики, к которым принадлежал и Зосима были разгромлены. Кроме того, Зосима не был поддержан Иваном III.

А зарождённая им идея вновь вышла на поверхность в известных работах старца Филофея «Послание о неблагоприятных днях и часах» и «Послание великому князю василию, в котором об исправлении крестного знамения и о содомском блуде». Но там уже было сказано про «Третий Рим»:

«Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать.»

«Кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, - ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, - так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь.»

Иосиф Волоцкий, Зосима, Лурье, Москва - третий Рим

Previous post Next post
Up