Предтечи революционного движения в средневековой Европе: Томас Мюнцер

Jan 19, 2017 23:45



Я в нескольких статьях рассматривал ситуацию в 15-16 веках в России (и ещё вернусь к этому вопросу). К этому интересно было бы добавить рассмотрение того, что происходило в это время в Европе. В это время на протяжении нескольких веков там действовало множество революционно-настроенных сект (Гуситы, Вальденсы, Альбигойцы и другие), которые боролись с существующим строем, стремясь облегчить гнёт наиболее подавляемых классов (в то время это были, в основном, крестьяне) и установить новый справедливый порядок. Ввиду особой, главенствующей роли церкви в устройстве общества в 16 веке, существовавшие движения, главным образом, боролись с официальной церковью. То есть являлись по сути ересями.

Большинство из них выступали за отказ от церковной собственности, против накопления богатств католической церковью, против пышных обрядов, за возврат к первоначальному христианству, против феодализма. При этом часть этих движений стояла лишь на позициях, которые Ленин хорошо охарактеризовал, как «тред-юнионизм», то есть стремились лишь завоевать некие экономические и социальные блага. К ним, в первую очередь, относилась так называемая «Ересь городов» (например, Альбигойцы). Ереси же, которые были поддержаны крестьянами, к которым относилось и учение Томаса Мюнцера шли дальше. Энгельс пишет, что крестьяне «Из «равенства сынов божьих» выводили гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ». Энгельс добавляет: «Хилиастические мечтания раннего христианства представляли собой удобный исходный пункт для этого».

Рассмотрим одно из проявлений подобных течений, которое рассматривает Энгельс в своей работе «Крестьянская война в Германии». Как и в других регионах, крестьяне в Германии не считались за людей, их жестоко подавляли, заставляли платить всевозможные подати и налоги. В результате этого, постоянно возникали хаотические восстания в различных точках страны. Этот процесс начал приобретать структурный характер к 1517 году, когда Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций, после чего Папа его отлучил от церкви и Лютер стал выступать против папства, что всколыхнуло всю страну на национально-освободительную борьбу с римской церковью, и было поддержано как аристократической, так и плебейской частями общества. Лютер некоторое время колебался между ними, но в конце концов встал на сторону аристократии.

Противоположную позицию в это же время занял другой проповедник крестьян - Томас Мюнцер. Идеология Мюнцера основывалась на хилиастических произведениях Иоахима Флорского, в которых было сказано о предстоящем 1000-летнем царстве Бога на земле. Он посещал одну из наиболее левых церквей анабаптистов. При этом, вся идеология Мюнцера была пронизана борьбой. Он был настоящим революционером. Приведу несколько цитат из его работ и из работы Энгельса, где он описывает Мюнцера.

Мюнцер, обращаясь к Лютеру и его пастве: «Говорит же Христос: «Я пришел принести не мир, а меч». Что же вы» (саксонские князья) «должны сделать этим мечом? Не иначе, как устранить и уничтожить злых, преграждающих путь евангелию, если только вы хотите быть слугами господа. Христос строго-настрого повелел (Евангелие от Луки, гл. 19, 27): «Врагов моих приведите сюда и избейте передо мною»... Оставьте пустую болтовню, будто сила божья должна сделать это без помощи вашего меча, ибо, в противном случае, он заржавеет в ножнах. Тех, кто противится божественному откровению, следует убивать без всякого милосердия, подобно тому как Езекия, Кир, Иосия, Даниил и Илья сокрушили жрецов Ваала, ибо иначе христианская церковь не сможет вернуться к своим исконным началам. С наступлением жатвы следует вырвать плевелы из вертограда божья. Господь сказал (Пятая книга Моисея, гл. 7): «Не жалейте безбожников, разбейте их алтари, разбейте и сожгите идолы их, чтобы гнев мой не обрушился на вас»».

Энгельс так описывал политическую программу Мюнцера: «под царством божьим Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены, все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство. Для того чтобы осуществить все это не только во всей Германии, но и во всем христианском мире, нужно основать союз; князьям и дворянам следует предложить присоединиться к нему; если они этого не сделают, союз должен при первом удобном случае свергнуть их с помощью оружия или уничтожить». То есть он предлагал гораздо более радикально-левую программу, чем соглашательская программа, преследуемая бюргерами и последователями «ереси городов».

Мюнцер: «Господа сами виновны в том, что бедняк становится их врагом. Они не хотят устранить причины возмущения; как же может, в конце концов, установиться мир? О любезные господа, как славно господь перебьет железным посохом старые горшки! Истинно говорю вам, я буду возмущать народ».

Лютер первое время призывал найти компромисс между крестьянской массой и аристократией и избежать войны, однако аристократия не захотела идти на уступки, и тогда Лютер призвал к борьбе с Мюнцером. Энгельс: «В своем печатном «Письме к саксонским князьям против мятежного духа» Лютер объявил Мюнцера орудием сатаны и призвал князей вмешаться и изгнать из страны возбудителей мятежа, так как они не довольствуются одной лишь проповедью своих вредных учений, но призывают к восстанию и насильственному противодействию властям».

В ответ на это, на большей части территории Германии в 1525 году одновременно вспыхнули восстания. Мюнцер и его последователи, распространившие учение по всей стране, имели огромное число последователей. Их проповеди собирали десятки тысяч человек. Сторонники Томаса Мюнцера и стали основной организующей силой восставших крестьян.



Наиболее крупные и длительные противостояния, в которых участвовало более 30 тысяч крестьян шли в Швабии и Франконии (самый центр Германии) и на юго-западе Германии в Эльзасе, где было около 10 тысяч восставших. Сам Мюнцер был главой крестьян, восставших в Мюльхаузене (Тюрингия). Там 17 марта 1525 отряды крестьян свергли городской патрициат и передали управление в руки «Вечного совета». Что интересно, сам Мюнцер не занимал официальных постов в совете, однако присутствовал на его заседаниях и по факту направлял его деятельность.

Против восставших выдвинулась армия ландграфа Филиппа Гессенского. Подойдя к отряду Мюнцера, который состоял из 8000 крестьян, в котором лишь немногие были обучены военному делу и сильно не хватало обученного командования, Филипп Гессенский заключил с отрядом Мюнцера перемирие и, в удобный момент нарушив договор, пошёл в наступление. Мюнцер со своим отрядом обосновался на горе Шляхтберг (гора битвы) и установил по границе укрепление из повозок. Но при первом же столкновении с регулярной армией крестьяне бросились бежать. Ввиду полного окружения, битва переросла в кровавую бойню. 5000 крестьян было убито на месте. Мюнцер был взят в плен и казнён.

Заметим, что нарушение мирных договоров по примеру Филиппа являлось нормальной практикой в этой войне. Одно из главных и эффективных средств ведения войны княжеского полководца Труххесса против крестьян в Швабии и Франконии являлись заговоры, затягивание времени, обман, интриги, несоблюдение договоров и так далее. Крестьяне в иных случаях соблюдали договорённости с педантичной точностью, тогда как аристократы это делали до тех пор, пока им это было выгодно. Эта наивность и политическая недальновидность и погубили крестьян. Им не хватило самого важного свойства любой революционной борьбы - способности идти до конца и не принимать никаких обещаний правящего класса, которые он всё равно нарушит.

Подведём итоги этой войны.
  1. Наибольший выигрыш от войны получили князья, которые смогли организовать вокруг себя войска и подчинить своей власти духовенство и иные классы.
  2. Гнёт крестьян увеличился. Однако, Энгельс пишет, что их положение итак было очень плохим и сильно хуже стать просто не могло.
  3. Главным образом, пострадали духовенство и рыцарство. Замки и монастыри были первыми целями разбушевавшихся крестьян. Их жгли, драгоценности расхищали и вывозили за рубеж. Поднявшиеся князья упрочили свою власть в ущерб иным социальным группам.
  4. Причины поражения крестьян:
  • Слабая сплочённость и большая рассеянность класса крестьян как такового. Низкая способность к объединению. Слабые военные качества. Неокончательность и соглашательство крестьян.
  • Практически полное отсутствие поддержки иных классов. Бюргеры выступали иногда совместно с крестьянством, но при первой же возможности шли на компромиссы с аристократами, что приводило к сокрушительным поражениям.
  • Недостаточно проработанная организация восстания. Мюнцер не смог создать эффективную партию, способную построить эффективное взаимодействие между различными отрядами крестьян и обучить их военному делу.

Томас Мюнцер, революция, крестьяне, Лютер

Previous post Next post
Up