Крымский Вавилон. Часть II. Парадоксы Феодосии - Кафы

Oct 07, 2022 00:46


Крымский Вавилон. Часть I



Ветряные мельницы в Феодосии. К. Бассоли. Середина XIX в.



Феодосия (с древнегреческого языка переводится как «Богом данная») - один из древнейших городов России. Поселение здесь было основано древними греками уже в VI веке до н. э.



Современный вид Кафы (Карантинный холм). Июль 2021 г.

Однако в современном виде город был основан генуэзцами лишь в XIII веке под именем Кафа (итал. Caffa, тур. Kefe).

Непонятно, как в голове у итальянцев связались кофе в далёкой эфиопской провинции «Кафа» с Крымом?!

И всё же... в 1783 году, после присоединения Крыма к Российской империи, Кафа снова была переименована в «Феодосию».

Значит, действительно, «Богом данная»!



Генуэзская башня Константина и "неизвестная античная богиня". Феодосия. 1930-е г.

Но даже спустя века, довольно много в современной Феодосии осталось памятников турецкой и генуэзской Кафы.



Феодосия, Башня Константина - современный вид. Июль 2021 г.

Ещё один памятник - уже турецкой Кефе - мечеть Муфти-Джами.



Феодосия - мечеть Муфти Джами. Июль 2021 г.

Мечеть Муфти-Джами построена в 1637 году феодосийскими турками по образцу средневековых стамбульских мечетей.

Это один из немногих примеров в отечественной и мировой истории, когда храм выполнял функции и мечети, и христианского храма.



Мечеть Муфти Джами, в которой располагалась армянская католическая церковь Успения. 1905. Барон Жозеф де Бай.

После присоединения Крыма к Российской империи здание было передано армянам-католикам. Мечеть стала христианским храмом Успения Богородицы, который действовал до Революции.

Лишь в 1975 году была проведена реставрация: восстановлена утраченная часть минарета, устранены трещины. С концом советской эпохи здание мечети передали мусульманской общине.

Кафа армянская



Храм Св. Георгия.

Церковь Святого Георгия (ул. Нахимова, 32) построена в 1385 году (купол перестроен в XIX веке). Вокруг храма был основан армянский монастырь Сурб Геворг, инициатором его создания стал бывший мусульманин Маркис Аслан.

Интересный факт прозелетизма армянской апостольской церкви 😇. Ведь, как правило, прихожанами этой национальной церкви являются этнические армяне.

Или в Крыму было по-другому?!



Армянская церковь Архангелов Михаила и Гавриила (ул. Армянская), храм закрыт, июль 2021.

Удивительно, но "крымские армяне", вообще, не знали армянский язык, так как говорили, опять же, как и крымские греки-урумы (таты), гурбеты и караимы, на диалекте крымскотатарского языка.



Церковь Архангела Михаила и Гавриила. 1905. Барон Жозеф де Бай.

Этот язык принято называть армяно-кипчакским, так как алфавит армянский, а лексика полностью тюркская.

Получается, что крещение мусульманина "Маркиса Аслана" подтверждает прозелетизм армянской церкви среди тюркского населения Крыма.

Первая книга на так называемом армяно-кипчакском языке, которая попала в руки исследователей, был «Алгыш битики», напечатанный армянскими буквами по-кипчакски «Молитвенник для простых христиан» (издана в типографии во Львове в 1618 году).

Зачем переводить армянские тексты (священные книги) на кипчакский язык, если бы его носителями были этнические армяне?!



Кафа - вид из крепости на церковь Иверской Божьей Матери. Июль 2021.



Орнамент и армянский алфавит плит около Иверской церкви. В настоящее время - русский православный храм. Июль 2021 г.

Возможно, ростовские (крымские) армяне - это не этнические армяне, а кипчаки (современные крымские татары, караимы, кумыки, карачаевцы), воспринявшие проповедь Армянской апостольской церкви?

В современной жизни ростовских армян (выходцы из Крыма) прослеживается тюркская лексика, обычаи и обряды. Например, национальный костюм почти не отличим от крымскотатарского.

Более подробно на эту тему описал здесь.



Цитата из апокрифического Евангелия от Филиппа - Армянская улица.

И ещё одна необычность Армянской улицы в Феодосии - цитаты из гностических текстов Наг-Хаммади (библиотеки, найденной в 1945 году в Египте).

«Имена, которые даны вещам земным, заключают великое заблуждение, ибо они отвлекают сердце от того, что прочно, к тому, что бренно, и тот, кто слышит слово "Бог", не постигает того, что прочно, но постигает то, что бренно»... (тексты)

Кафа караимская

Караимы - пожалуй, самый «уникальный» крымский народ, говорящий на диалекте крымскотатарского языка, но исповедующий особую форму иудаизма - караимизм.

Увы, караимские памятники Феодосии практически не сохранились.



Кенасса караимов. Карло Басолли. 1853 г.

Древнейшая караимская кенасса (возведена в 1292 г.) была разрушена во время Великой Отечественной войны. Здесь хранились (безвозвратно утраченны) древние манускрипты.



Караим - караимская кенаса. 1905 г. Барон Жозеф де Бай.

Однако одна из известных достопримечательностей Феодосии - дача Стамболи - возведена "сыном караимского народа" Иосифом Стамболи.

Караимы, как и армянская община, также оставили свой след в архитектурном облике города.

Но и здесь не обошлось без курьёзных зигзагов истории...)))

Об этом в следующий раз - продолжение.

Источники:

humus.livejournal.com

Крымовед

Wiki2org

Крымцы, История, Армяне, Феодосия, Караимы, Архитектура, Крым

Previous post Next post
Up