Предисловие
Ввиду поляризации всего и вся после начала спецоперации на Украине (24 февраля 2022 г), весьма интересное этнографичекое исследование по Крыму фактически исчезло с просторов интернета. Речь идёт о трилогии "Крымская Атлантида" Романа Мамчица, опубликованной в 2010 году на chaskor.ru (сайт в настоящее время недоступен). Сейчас части этой трилогии, не связанные между собой, можно найти на сайте
Милли Фирка или в различных группах соцсетей.
Хотелось бы поделиться с вами этим уникальным материалом, сравнимым, пожалуй, с академическим исследованием.
Однако в этом посте "Я" отредактировал материал на свой вкус и лад, добавил ряд других источников и фотографии - картина должна быть полной!
Ниже будут даны ссылки на первоисточник - тексты автора (на всякий случай сравните и проверьте))).
По Крыму необходимы реальные научные исследования!
Как немцы в 18 веке вписали, так и считается до сих пор...
Речь идёт о гурбетах (тайфа, тайфалар) и урмачели, которых одни "научные деятели" считают этнографическими группами
крымских татар, другие причисляют к цыганам.
Существуют как минимум три этнические общины - урумы (греко-татары, приазовские греки, проживающие сейчас под Мариуполем), урмачели (татарские цыгане) и гурбеты (тайфа, дайфа), которые считают себя не только отдельными народностями, но и являются таковыми с точки этнографии.
С точки зрения лингвистики, языки всех перечисленных народностей являются диалектами крымскотатарского (О происхождении приазовских греков и современных крымских татар я писал здесь -
«От православных греков к чистокровным арийцам»).
Крымская татарка
Тайфа
«У них женщины страшно матерятся, среди настоящих татарок так не принято, - говорит, крымская татарка 20 лет о гурбетах, - они грязные, матерятся всё время, вилками пользоваться не умеют, у них только ложки на столе. На свадьбах заказывают всё время песню «Попал мальчик под трамвай».
Чингене
Фольклор абсолютно неизвестный "русскоязычной общественности")))
Прим. Р.М.
(Действительно заказывают, по популярности она на втором месте после турецкой народной песни «На берегах островов». «Попал мальчик под трамвай» имеет нарочито примитивный текст, наложенный на гурбетскую танцевальную мелодию «Тайфа къайтармасы», исполняется на русском языке детским голосом с гротескным акцентом. По сути дела, это современная пародия на «оксюзлик йырлары», сиротские жалестные песни).
У крымцев (крымских татар), проживающих по соседству с гурбетами (которых официально в переписях причисляют к крымским татарам!), отношение к ним строится именно на таких стереотипах и восприятиях - однозначно, отрицательное.
Начнём с того, что эта этническая группа известна только в местах своего компактного проживания. Это симферопольские "Шанхай" и Петровская балка, посёлок "Исмаил-Бей" на окраине Евпатории, посёлок городского типа Новосёловское в Раздольненском районе.
В "Старом городе" Симферополя сформировался даже некий местный пиджин, который перенимают нередко люди не только не урмачельского, но и не крымскотатарского происхождения, состоящий из русских (в том числе жаргонных), крымскотатарских, урмачельских, цыганских, гурбетских и узбекских элементов.
Итак, что же мы можем сказать о гурбетах, используя разные источники.
Гурбеты (тайфа) - одна из наиболее загадочных и мифологизированных, и при этом наименее исследованных этнических групп Крыма.
Это целая совокупность проживающих в Крыму этнических групп, имеющих общую культуру, язык, сходные черты антропологического типа ("сухое лицо") и особенности исповедания ислама.
Что говорят авторитетные источники
"К началу XX века гурбеты в основном были или извозчиками, или торговцами лошадьми. Некоторые называли себя также «караманами» то есть наездниками-богатырями.
Цыгане. 1897. Крым, Белогорский район. А. Стукберг.
До присоединения Крыма к России они в основном проживали в районе Карасубазара и Перекопа. Позже часть из них поселилась в Симферополе и Армянском базаре. Считалось, что перекопские гурбеты одни из самых известных и богатых торговцев лошадьми в Крыму.
Состояние некоторых из них в XIX в. оценивалось в 20000 рублей серебром.
Они закупали значительные партии лошадей на Дону и на ярмарках в Днепровском, Бердянском и Мелитопольском уездах, сбывая потом этот товар в Балте и Бердичеве. Симферопольские гурбеты также торговали лошадьми, но с меньшим размахом, работали менялами.
С течением времени, специализация гурбетов несколько изменилась.
В начале XX в. они, по преимуществу, были ломовыми извозчиками, носильщиками, старьевщиками. Проживали гурбеты в Симферополе, в так называемой цыганской слободке, но главным образом в Карасу-базаре, Перекопе, Армянске, отчасти в Севастополе и Евпатории".
Дени Раффе. Крымские цыгане. 1837.
По свидетельству очевидцев, одевались гурбеты почти так же, как и «рома». В период Крымского ханства в моде был восточный костюм.
Женский костюм даже в XIX в. выглядел более консервативным. Он сохранил гораздо больше черт старинной женской одежды: кафтан из розоватой материи с цветами, розовые широкие длинные штаны, завязывающиеся у щиколотки, туфли без задника, серьги с длинными подвесками. Замужние женщины, как правило, курили трубки с длинным чубуком. Волосы они заплетали в мелкие, выкрашенные хной косички.
(М
.А. Араджиони. Крымские цыгане.)
Пояснение по Урмучале
Урмучале крымцы считают особой этнической группой в составе крымскотатарского народа.
Урмучале
Примечательно, что в Крыму многие даже и не подозревают, что корифеи крымскотатарской музыки, такие как покойные Ашир уста, Аппаз уста, Сабрие Эреджепова, Исмаил Меджит, Шевкет Асанов и недавно ушедший из жизни «крымский Паганини» Энвер Шерфединов были урмачелями, а не крымскими татарами.
Мало того, значительный пласт урмачельского влияния имеет и музыка караимов, крымчаков и приазовских урумов.
Продолжим про гурбетов
Гурбеты - это только одна из этих групп. В быту крымских татар вся общность называется экзоэтнонимом «тайфа» («дайфа»), множественное число в крымскотатарском языке - «тайфалар». (Р.М.)
Дословный перевод «тайфа» - группа, толпа, племя, разг. цыган. (
источник)
У русских крымчан преобладают зачастую уничижительные экзоэтнонимы «тайфушки», «тайфéнь», «тайфуганы». Сами же себя гурбеты стали называть словом «тайфалар» лишь в последнее время, по всей видимости, во время депортации вместе с крымскими татарами в Среднюю Азию.
Тем не менее, урмачели (татарские цыгане) и тайфа в переписях и документах значатся крымскими татарами.
Если бы караимы и крымчаки были мусульманами, возможно, в крымские татары записали бы и их, но история распорядилась иначе: урмачелям и гурбетам, которых окружающие считают цыганами, удалось при такой мимикрии избежать и насильственного переселения 1930-х годов, и гитлеровского геноцида.
Зато в 1944 году они были выселены вместе с крымскими татарами в места депортации.
Однако! по неясным причинам гурбеты (тайфа) были размещены отдельно от других крымских татар и от урмачелей: преимущественно в города Карши, Зербулак и Сырдарья Узбекской ССР.
Вопрос идентификации и самоидентификации гурбетов значительно сложнее, чем в случае с урмачелями.
Начнём с того, что гурбеты для крымских татар, несмотря на меньшую разницу в языке, «свои» в значительно меньшей степени, чем урмачели.
Официальная точка зрения гласит, что гурбеты являются тюркоязычной группой крымских цыган, которые мигрировали в Крым в позднее средневековье из территории современной Турции. К цыганам гурбетов относят на основании цыганских обычаев, которые существовали у гурбетов до депортации (в настоящий момент они уже практически нивелировались).
Абсолютно все тайфалар связывают своё происхождение с одним и тем же регионом - Малой Азией, территорией современной Турции. Часть из них определяет себя как турков, «сельджуков, другая часть - как отуреченных курдов.
С курдами в той или иной степени связывают своё происхождение все гурбеты.
Гурбеты. Крым
Версия родства с курдами имеет объективные подтверждения.
Во-первых, это антропологический тип тайфы, сближающийся их с курдами - в редких случаях можно обнаружить светлопигментированный длинноголовый тип, который фиксируется у курдов.
Во-вторых, само название «тайфа» («дайфа»), которым у курдов называется община, и таким словом назывались общности кочевых курдов.
Религиозные воззрения гурбетов, которые были распространены до депортации, да и сейчас распространены среди пожилых людей, содержат сильный налёт шиизма и зороастризма (?).
Абсолютным большинством шиитов в Турции ( стране суннитского толка) являются именно курды.
До сих пор некоторые гурбеты в молитвах упоминают вместо пророка Мухаммеда пророка Али, почитаемого шиитами, а не современными мусульманами Крыма (крымцами, крымскими татарами).
Ибн-Батута, побывавший в Крыму, упоминает об интересном факте: "Я увидел церковь, направился к ней, застал в ней монаха, и на одной из стен увидел изображение мужчины арабского в чалме, опоясанного мечом и с копьём в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал монаху: "Что это за изображение?" Он ответил: "Это изображение пророка Али", - и я удивился ответу его."
Церковь Иоанна Предтечи, Керчь, X век.
В 1239 году в Турции было подавлено шиитское восстание Баба-Исхака, выступившего под лозунгами социальной справедливости и прихода власти Махди - мессии из рода Али.
Возможно, что это и есть потомки изгнанников и бродячих дервишей, которые обретались в Крымском ханстве в большом количестве.
Суфийские ордена, имевшие распространение на территории Крымского ханства (мевлеви, джельветия, накшбенди и др.), имели неортодоксальные взляды на ислам.
На вопрос Эвлия Челеби об отце пророка Мухаммеда дервиши Акмесджида (сов. Симферополь) ответили: "...мать Иисуса, пророка казаков, воюющих с нами, была Мать Мария, и наши казаки любят Его доброго отца..."
Когда и как гурбеты переняли цыганские обычаи, неясно.
Возможно, что разгадка в тайфаларском наречии, которое напоминает уже почти забытый сейчас язык кюльханбеев - турецкого босяцкого сословия, а также специфический сленг некоторых групп турецких бродячих дервишей.
Эти языки содержат массу цыганских слов (у гурбетов количество цыганских слов ограниченное, в большей степени характерны иранизмы, некоторые явно курдского происхождения), что касается кюльханбеев, то они имели в прошлом обычаи, нередко почти идентичные с цыганскими.
Кюльханбей в турецком языке имеет вполне определённую отрицательную окраску - хулиган, воришка, плут.
По всей видимости, гурбеты переняли цыганские обычаи и быт в результате длительной совместной кочевой жизни.
Тайфаларское наречие представляет собой в современном виде фактически отдельный язык.
Это пиджин на основе турецкого языка с упрощённой грамматической структурой, грубой, нехарактерной для литературного произношения фонетикой, образованием настоящего времени по кыпчакскому типу (как в литературном крымскотатарском, хотя некоторые пожилые гурбеты продолжают использовать аффикс yor, как в турецком языке), упрощённой гармонией гласных, при этом с развитой гармонией согласных.
Характерно обильное употребление между слов витиеватой нецензурной брани, что довольно редко встречается как среди турок, так и среди крымских татар, у которых ругательства употребляются обычно только по смыслу.
Славяне же, живущие по соседству, либо принимают гурбетов за крымских татар и не формируют к ним какого-либо особого отношения, либо (в случае контактов с крымскими татарами и понимания крымскотатарского языка) принимают как есть точку зрения крымских татар.
Крымские татары, выходящие из мечети в Бахчисарае
Ещё в средние века исследователи отмечали, что крымские татары отказывали гурбетам хоронить их на мусульманских кладбищах.
Подавать садаха нищим гурбетам, попрошайничавшим у мечетей по религиозным праздникам, считалось зазорным.
«Лучше уж на русской жениться, чем на чингене»
«Чистокровные крымские татары должны быть светлыми или рыжими. Ну, может, и не совсем рыжими, но кожа у них должна быть белая, как у славян. А вот эти вот, что из Узбекистана понаехали...»
Источники:
Крымская Атлантида.Часть I. Племя скрипачей Крымская Атлантида.Часть II. Вечные чужаки Крымская Атлантида.Часть III. Современное мифотворчество