"Сага о Форсайтах". Пост-обсуждение.

Feb 21, 2012 00:30





Сразу скажу, что мне очень тяжело писать пост о «Саге», несмотря на то, что в свое время я почти 4 года могла писать, говорить и думать только о ней. Это как рассказать о своей семье, проанализировать её.


Начнем с важного: Джон Голсуорси родился в зажиточной буржуазной семье в очень неудачное время. Рубеж веков, смерть королевы Виктории, стремление к обновлению как литературы (его ярой противницей станет Вирджиния Вульф), так и всего общества в целом. В литературу Голсуорси входит зрелым, тридцатилетним человеком, посему мы лишены счастья читать его ранние, «восторженные» творения - большинство его текстов крайне серьезны и проникнуты гражданским пафосом. Его романы и пьесы зачастую направлены на призыв к социальным реформам.

У меня иногда складывается впечатление, что большей частью творчества писатель извиняется за свою жизнь. «Сага о Форсайтах» - цикл семейных романов. Давайте попробуем разобраться в его поэтике и проблематике.

Композиция.

Основное «тело» цикла - это две трилогии. Первая так и называется «Сага о Форсайтах» и включает в себя романы «Собственник», «В петле» и «Сдается внаём», а также две интерлюдии (маленькие тексты, сконцентрированные на одном воспоминании или ощущении - невероятная лирика и импрессионизм) «Последнее лето Форсайта» и «Пробуждение».

Вторая трилогия  - «Современная комедия» - с романами: «Белая обезьяна», «Серебряная ложка», «Лебединая песня» и интерлюдиями «Идиллия» и «Встречи».

Эти две трилогии резко различаются между собой по стилю, языку и даже общему настроению. Обратите внимание, первая часть - «Сага», жанровое определение отсылает нас к древнеисландскому эпосу, задает возвышенный тон. В центре трилогии - старые Форсайты и история краха семьи Сомса и Ирэн. В первой трилогии умирает Викторианская Англия (первая смерть Форсайтов, смерь главы семьи - старого Джолиона, сцена похорон королевы Виктории, смерть Джемса (сопряженная с рождением Флёр: рождением новой Англии, нового общества), смерть Тимоти - «последнего бастиона» семьи). Первая трилогия - это история полного цикла: «Весна, лето, осень, зима и снова весна» (если вы позволите мне это банальное сравнение)

Вторая трилогия - «Комедия» (видите, как сам автор занижает пафос произведения). Это история нового поколения - Джон и Флёр, Майкл Монт и Марджори Феррар, а также масса кардинально новых героев, которые не могли бы появиться, пока существовали букли тётушки Энн и «сага». «Современная комедия» заканчивается единственным логичным для нового мира событием - смертью Сомса.

Кстати, существует еще и третья трилогия, стоящая чуть особняком. Она называется «Конец главы» (или «Последняя глава» в другом переводе). Она не менее прекрасна, нежели первые две, но уже немного не о том (а это, ребятки, совсем другая история, надо тут остановиться, а то я же не замолчу).

Основной конфликт первой трилогии.

Множество советских литературоведов определяло конфликт «Саги о Форсайтах»  как столкновение общества накопления и тех, кто выходит за его рамки. Мне кажется, такое определение неправомерным. Однако, чтобы это доказать, нужно немного углубиться в историю создания этих романов. «Собственник» был закончен в 1906 году и был во многом автобиографической книгой: история Ирэн - это история Ады Голсуорси, которую Джон увёл у собственного кузена. В этом романе автор изображает неудачный брак и заявляет о неотъемлемом праве человека на свободу. Писатель не планировал писать цикл романов, у «Собственника» не должно было быть продолжения. Однако в 1920 году Голсуорси вновь возвращается к теме семьи Форсайтов и достаточно быстро заканчивает первую трилогию (роман «Сдаётся внаём» издаётся в 1921 году), а за ней и вторую (к 1928 году). Поэтому нетрудно заметить, что «Собственник» несколько не похож на свои продолжения. Сам автор пишет, что основная тема первой книги - это «волнующая Красота, врывающаяся в мир собственников». Красота - это искусство, это Ирэн и Босини (она выживает, он погибает в этой борьбе). А собственники - это, само собой, Форсайты, даже лучшие из них. Не стоит забывать, что по рождению Голсуорси относится к Форсайтам - зажиточной буржуазии, ценящей стабильность и традиции. В своих текстах он оставляет нишу для самого себя - создает образ молодого Джолиона, Форсайта по рождению и служителя Красоты по духу (простите за высокопарные фразы), и этим продолжает автобиографическую линию - Ирэн, в конце концов, найдёт своё счастье именно с ним, хотя оба они пройдут через множество испытаний.

Популярная тема для споров на почве «Саги о Форсайтах» - образ Сомса. Если читать лишь первый роман, то человек он получается скверный - сухой, озабоченный лишь своей собственностью, одержимый желанием обладать Ирэн, доходящий до крайности в этом своем желании. Но пойдемте дальше: он воспитан в семье с определенными ценностями, он предельно честно ухаживал за Ирэн и она понимала, на что идёт, соглашаясь выйти за него, чтобы сбежать от мачехи. Она заключила с ним договор и первая же его нарушила - не была ему ни хорошей, ни верной женой. Читатели видят Ирэн-мученицу, потому что Голсуорси писал ее с Ады-мученицы, но по сути это лишь очередная Анна Каренина и Эмма Бовари. Ирэн, добившись абсолютного счастья во втором браке, продолжает хранить в себе свою трагедию, когда Сомс проявляем невиданное великодушие и силу духа, когда идёт к ней во имя гипотетического счастья Флёр с Джоном. Но ни прожитые годы, ни унижение обидчика перед ней не смягчают сердце Ирэн: она ни за что не позволит своему сыну жениться на дочери Сомса (в этом месте предчувствую активную полемику с девушками, боготворящими Ирэн как сильную и целостную личность. Заранее, на эти ее качества я не посягаю).

Мой любимый герой первой части - старый Джолион, второй - Майкл Монт, всей Саги в целом - Сомс (невероятно похожий на моего отца), и это даже комментировать не надо, я считаю.

обсуждение

Previous post Next post
Up