в газетах-журналах, блогосфере и на ТВ кто только не написал, наснимал, наговорил, наругал, нахвалил.
А я уже смирилась с мыслью, что мы с Соней на выставку не попадем.
Да и Соня, услышав рассказ одногруппниц художки об организованной заорганизованной экскурсии на выставку,
не горела особым желанием смотреть работы Серова.
Но, как часто бывает в нашей жизни, возможность посетить выставку без очередей и толкотни в залах вдруг нам представилась,
Во вторник, 26 января, я прочитала в МК, что выставку продлили до 31 января, а в пятницу оказалось, что у Сони отменилось занятие в художественной школе. Я даже успела без спешки закончить дела на работе и заскочить домой, чтобы попить чайку.
Мы спокойно сели в пустую "Ласточку" в 17.51 и около семи вечера были уже на Крымском мосту.
И там нас ждало первые приятные потрясения этого вечера. Это были вечерние виды с моста.
Про дневной Крымский мост когда-то писал Сапгир
Когда иду я через Крымский мост -
Стальные фермы - балки вперехлест -
Заклепки в два ряда - стальные шляпки -
Весь в солнце - над рекою - в пустоте
Теряя чешую монетки перья тряпки
Завидую высокой простоте
Вечерняя оттепельная сырая Москва с моста выглядела очень необычно:
лед на реке вздыбился и лопнул,
поэтому памятник Петру вдали был похож на ледокол,
а световая вывеска здания Третьяковки выглядела как путеводный маяк
на горизонте бескрайнего океана машин,
спешащих домой в этот пятничный вечер.
А мы спешили в противоположном направлении, поскольку времени оставалось не так уж много, и я не представляла, сколько человек окажется перед нами в очереди за билетами. На наше счастье в холле стояли 3 автомата по продаже билетов, а детский билет для Сони мне выдали без очереди.
Гардеробщицы от постоянного многомесячного потока посетителей были похожи на роботов или зомби, они автоматически выдавали-принимали, принимали-выдавали одежду.То ли их зомбировали обещанием грядущей премии,то ли выдавали каждый день по ведру валерьянки за государственный счет.
Как я и ожидала, портреты Соню не заинтересовали.
Единственный портрет, у которого она задержалась привлек ее голубой лентой.
Вернее ее мучил вопрос, почему шелковая лента на царской груди так сильно измята?
Или она нешелковая?
Зато у работ художника, на которых изображены животные и природа,
Соня сначала минут 10-15 замирала,
а потом начинала с видом профессионального художника рассказывать
про оттенки коричневого
про оттенки зеленого и про трудности рисования отражений в воде
про рисование заката и рассвета
Что касается меня, то я была потрясена портретом Николая II.
Может мне показалось, может так падал свет,
но я вдруг почувствовала невероятное обаяние и доброту человека, изображенного на портрете.
Увы репродукции и фотографии этого не передают.
Только приехав домой я прочитала удивительную историю, связанную с этим портретом,
История эта заставила меня сделать неожиданные предположения
Портрет Николай заказал художнику в качестве подарка для жены.
Но чем-то не понравился императрице, и она, ученица художника Каульбаха, предложила свою помощь,
решила сама взять в руки кисти-краски и подправить работу художника.
Серов императрицу еще до этого недолюбливал
и это заметно хотя бы по этой работе,представленной на выставке
Но на этот раз художник не просто взорвался внутри, невозмутимо протянув царственной особе запачканную палитру,
Серов дал зарок больше никогда не рисовать Романовых даже за самые большие деньги.
История умалчивает, исправила ли ученица Каульбаха "ошибки" Серова
Но к Николаю, как к человеку, художник был, похоже, расположен и портрет хотел сохранить в первозданном виде .
Поэтому Серов сделал авторскую копию, которая и попала позже в Третьяковку.
А настоящий портрет уничтожили пролетарии при штурме Зимнего.
И что-то мне подсказывает именно потому и прокололили портрет штыками,
что, в отличие от лучистого взгляда Николая работы великого художника,
перерисованный император смотрел на мир холодно и отстраненно.
Что запомнилось еще?
Письма невесте из-за границы, написанные карандашом.
Письма длинные. Между строчками много рисунков.
фото утащила
тут И две работы в стиле социалистического реализма 50-х годов ХХ века.
(Серов - художник-провидец?)
На этой картине художник Коровин похож на туриста в штормовке.
А на этой картине бабу не отличишь от колхозницы-передовички
И напоследок о веселом. На следующий день после нашего визита на выставку мы смотрели новости на М24.
Корреспондент с умным видом спрашивал старшеклассниц, стоящих в очереди на выставку:
"А вы можете сказать, как звали художника Серова?" Девицы краснели и хихикали.
Интересно, знает ли корреспондент, что Серова звали не Валентин, а Антон?
Дело в том, что имя свое художник не любил. А поскольку мама звала его Валентоша, то жена стала звать Тошей.
А друзья-мужики разве будут звать таким будуарным именем? Ну и стали звать его Антон...