Математика и словарный запас

Jan 25, 2020 12:26




В комментариях к посту https://klarissa45.livejournal.com/204759.html
возникла тема скудности и убогости словарного запаса современных школьников.

На диагностике по алгебре "Математическая вертикаль" для семиклассников дети не знали, как выполнить задание с диаграммами, так как там использовалось слово КВАРТАЛ (четверть года).



И проблема словарного запаса возникает еще в дошкольном возрасте.
И это не проблема детей и педагогов.
Это проблема родителей.

Родители устают, много работают и практически не разговаривают с детьми развернутыми фразами.
На эту тему отличная статья на МЕЛе Родители и гаджеты как конкуренты

Вчера я забирала внучку из детского сада.
На доску объявление увидела приглашение на лекцию, которая состоится в Москве.

«Три качества современного взрослого, мешающие воспитанию детей и подростков: амбиции, глупость, страх. Каким образом эти качества стали ведущими в жизни многих современных взрослых, что за ними стоит? Как распознать эти качества в себе? Что необходимо развивать взрослому человеку в противовес амбициям, глупости и страху?»

Я бы с удовольствием посетила такую лекцию. Но в субботу я работаю.

Но даже, если я не пойду на лекцию, то ее название побуждает меня к размышлениям.
На встречах с родителями я всегда говорю о том, что родитель постоянно должен работать над собой,
https://klarissa45.livejournal.com/159024.html

потому что эта наша внутренняя работа отражается на наших детях.
Даже взрослых детях (моим 16, 22 и 25).

Сейчас у меня растет внучка и есть кружок для дошкольников.
Поэтому занятия математикой с ними заключаются не только в математике.

Недавно мы сидели с внучкой в коридоре перед кабинетом врача.
Выбегая из дома я схватила стопочку тоненьких растрепанных книжек про Машу и Ойку Софьи Прокофьевой.
Кстати, у нас на полке стоят еще две  толстые книжки про Машу и Ойку
по причине разных картинок и разных сказок, входящих в каждую, но места в моем рюкзаке для них уже не оставалось.

Поскольку эти книжки я читала еще 20 лет назад маме моей внучки, то просто читать их вслух мне их было неинтересно.

Я решила прочитать сказки, как иллюстрации к мудрым народным высказываниям.



1. Сказка Про хитрую ловушку
Не рой яму другому, сам в нее попадешь
2. Добрая зайчиха
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
 и тд

Удивительно, но раньше пословицы и поговорки чаще употребляли неученые люди.
Моя бабушка со стороны мамы читать научилась после 20 лет и умерла за 5 лет до моего рождения.
Но именно она так часто употребляла в речи крылатые высказывания, которые мне в детстве мама транслировала по несколько раз в день.

Попа и в рогоже знают.
Пожалел волк кобылу.
Куда конь с копытом туда и рак с клешней.
Дурень думкой богатеет.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Кто о чём, а вшивый о бане.
Были бы кости, а мясо нарастёт.
Утро вечера мудренее.
Хорошая мысля приходит опосля.
На чужом горбе в рай.
Прийти к шапочному разбору.
Тянуть куцего за хвост.
Биться как рыба об лёд
Смешивать кислое с пресным
Кум королю и брат министру
В Москву разгонять тоску

Моя мама закончила школу-семилетку, а потом финансовый техникум.
Все жизнь работала бухгалтером.

Но любовь к языку  начала прививать  мне именно она.
Вела специальный дневничок, куда записывала мои детские опыты со словообразованием.
Шкатулку со швейными принадлежностями я называла шитилкой, а про плохую погоду говорила что-то сегодня раздождявилось.
Любимой книгой мамы была книга Чуковского "От двух до пяти", которую во времена моего детства папа привез из Ленинграда.
Мама эту книжку  часто цитировала в моей дошкольном и младше-школьном детстве.

Словарный запас развивают и обычные настольные игры.
Вот мы сейчас с внучкой играем в Где Додо?

То, что игра развивает логику и учит формулировать вопросы, на которые можно отвечать только ДА/НЕТ - это понятно.
А вот, то что она учит образовывать новые слова, я поняла только сегодня.



Ия хотела задать вопрос про рисунок крыши. И рисунок, который вы видите на правой картинке она назвала ПРЯНИЧНОЙ.
Потому что они с мамой перед Новым годом расписывали пряники разноцветной глазурью.
Вот это и есть СЛОВАРНЫЙ запас. Слова не лежат в голове ребенка мертвым грузом. Он ими активно пользуется, придумывает и использует новые слова и выражения.

Не надо надеяться на школу или развивающие кружки.
Надо надеяться только на себя.
Вот я приду во вторник на кружок к второклассникам и буду объяснять слово КВАРТАЛ.
В двух его смыслах.

начальная школа, подготовка к школе, дошкольники, Математическая вертикаль, Ия_и_я, диаграммы, первый класс, статистика, кружок, физики_и_лирики, малыши и математика, математика и жизнь

Previous post Next post
Up