Когда преподаватель собирается вести математический кружок с большой группой детей,
перед ним возникает множество вопросов.
Как удержать внимание?
Как совместить игровой и познавательный момент?
Каким простым и дешевым наглядным материалом, желательно купленным без проблем в соседнем магазине,
можно воспользоваться?
Какие книжки помогут не только провести конкретное занятие, но и станут отправной точкой дальнейшей работы?
На примере моих двух последних занятий 26 первоклассниками я отвечу на эти вопросы.
Мы покупаем обычные счетные пластмассовые палочки, которые продаются везде.
Или деревянные палочки или спички (серу предварительно удаляем).
Открываем книжку
Арифметические игры для детей 6-7 лет, про которую я недавно писала.
Уже в первой главе книги можно узнать много полезного.
Умение быстро пересчитывать предметы является необходимой предпосылкодля изучения арифметики: это освобождает голову ребенка для операция с числами (сравнения, сложения, вычитания).
Однако откровенная ориентация на отработку навыков счета, вызовет уребенка протест.
Предлагаемая игра, давая волю фантазии ребенка, порождает у него естественную потребность в быстром пересчете.
На первом занятии я попросила каждого из ребят выбрать из кучки палочек ровно 10.
А потом рассказала историю про Винни-ПУха и ослика Иа, которые решили общаться посредством картинок, выкладывая то, что они любят: горшочек меда,воздушный шарик, конфетку и тд
Еще мы выкладывали домик, фигурки Кролика и Пятачка и тд
Это было задание "Придумай и сложи картинку".
Поскольку ребята в этом классе уже неплохо считают и читают.
Мы перешли к заданию "Придумай и сложи слово".
Это были слова -междометия - АХ, ОХ, УХ и тд
(Никто почему-то не вспомнил слова УЖ и ЁЖ)
Некоторые ребята выложили слова из трех букв - СОН, НОС и тд
Палочек было ровно 10 и, поэтому первокласникам нужно было подумать, как изобразить Р или Ь, чтобы палочек хватило.
Затем мы выкладывали цифры и примеры.
Примеры мы выкладывали такие
1+1=2
2+2=4
3+3=6
итд
Поскольку для цифры 3 нужны пять палочек, то настала пора работать в паре с соседом.
А это для некоторых первоклассников - непростая задача.
В общем, первое занятие было вводным.
А что делать с палочками дальше?
Я ведь собираюсь работать с палочками до конца сентября, а это еще 5 занятий.
Снова откроем книжку про арифметические задачи.
Эта игра познакомит вашего ребенка с происхождением названий двухзначных чисел. Ребенок убедится при этом во внутренней логике математики. Это важно и для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, увидел, что он сам может додуматься до того, что было придумано мудрецами древности.
Поэтому на вчерашнем занятия дети взяли уже по 12 палочек.
Десять палочек мы положили вертикально, а две над ними горизонтально.
Что получилось?
ДВЕнад ЦАТЬ
А что такое ЦАТЬ?
А это уже лингвистика для первоклассников.
А если лингвистика, то будем от арифметики палочек переходить к геометрии палочек.
А что такое ГЕОМЕТРИЯ?
Не знаете?
А что изучает ГЕОГРАФИЯ?
Один мальчик нам рассказал про географию, и мы перешли к геометрии палочек.
А вот тут простор для фантазии и преподавателя, и детей.
Квадрат из 12 палочек (про площадь и периметр еще не говорили), треугольники из 12 палочек и даже ШЕСТИУГОЛЬНИК с треугольками внутри
Трапеция - новый геометрический объект. И поле для экспериментов в рамках 12 палочек.
А тут и задача.
Как из 12 палочек сделать 5 квадратов?
И под конец занятия еще три задачки
Из 12 спичек выложили квадрат с четырьмя квадратными ячейками.
1. Уберите две спички так, чтобы образовались два квадрата - большой и маленький.
2. Переложите три спички так, чтобы образовались три равных квадрата.
3. Переложите 4 спички так, чтобы образовалось 10 квадратов.
Задачки я взяла из любимой книги Смыкаловой «Математические игры на пляже, в пути, у камина»