(no subject)

Apr 23, 2006 09:28

В богослужении Великой субботы несколько раз подчёркивается, что этот день в буквальном смысле стал "седьмым днём творения" из Гексамерона:

Днешний день таинственно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, по смотрению на смерть, плотию субботствовав

Бытописатель с позиций завершённого Божьего замысла говорит о дне покоя в прошедшем времени, но даже Христос во время Своего земного служения подчёркивал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17). Дела Божии были совершены на Голгофе. Воскресение положило начало новому творению. Но теперь напротив, историческое прошлое оказывается (не только для человечества вообще, но и для самой Церкви) телеологическим будущим. Мы причастны жизни будущего века, просвещены в святом Крещении светом Воскресения - но в реальном своём состоянии находимся лишь на пороге Великой субботы, Божьего покоя: "каждый день, доколе можно говорить: "ныне"... еще остается обетование войти в покой Его... хотя дела Его были совершены ещё в начале мира... Посему для народа Божия ещё остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный" (Евр. 3-4). Те отблески Христова Воскресения и жизни вечной, которые мы ощущаем в своём хождении - от зашкаливающего за всякие мыслимые пределы преизбытка благодати Господней. По физическим законам мы вообще не должны их ощущать, поскольку лишь вступили в Крещении на путь сораспятия и соумирания со Христом, но далеко ещё не умерли с Ним до конца - в том числе (не знаю, в первую ли очередь) физически. Но Церковь, присоединением к которой служит совоскресение Христу, сверхъестественна в самом основании...

Вот почему так называемый духовный рост на деле представляет собой, как я уже писал, просто-напросто "духовное стояние". И это не так мало, как может показаться.

Реальные, а не надуманные антиномии христианства как раз и обусловлены этой логикой "субботнего фронтира", наложением двух систем координат. Из того, что Христос меня спас, ещё не следует, что я "уже спасён", из того что Он меня достиг, не следует, что я достиг или усовершился (Флп. 3:12-14). Это non sequitur действительно неэмпирично и потому кажется нелогичным. Что в итоге может приводить к двум внешне полярным, но одинаково пагубным выводам... По-настоящему ясность в этом вопросе достигается глубокой погружённостью в литургическую жизнь Церкви (личная же аскеза должна быть подчинена ей - иначе тоже может завести не туда). Но по нынешним лукавым временам это уже немалый подвиг :(((((

Λειτουργική, вервица

Previous post Next post
Up