МЧС не просто рассылает смс-ки о том, что будет гроза и сильный ветер. Мало кто из нас вообще знает, какую работу проводят спасатели в те редкие дни, когда им не нужно спасать людей от пожаров, наводнений или землетрясений.
Учения - это то направление работы в МЧС, которое ну никак нельзя переоценить. Например, вчера прошли пожарно-тактические учения в крупнейшей больнице Москвы - ГКБ имени Буянова. Сразу эвакуировать целую больницу, на мой взгляд, практически нереально - ладно, персонал, но ведь там сотни пациентов, и не все из них могут передвигаться в оперативном режиме! А что делать с дорогостоящим оборудованием или результатами сложных анализов? Можно ли успеть всё это вытащить из зданий, если уже начался пожар?
Но учения для того и придуманы, чтобы отработать схемы эвакуации и спасения большого количества людей и техники. Куда бежать, что делать, кому звонить? На все эти вопросы будут даны самые подробнейшие ответы.
Место для учений было выбрано не случайно. ГКБ имени Буянова имеет несколько корпусов конструктивно выполненные по разным проектам, и эвакуация будет иметь свои особенности. Но специалисты МЧС и других ведомств специально выбрали самый сложный объект для учений: как говорится, тяжело в учении - легко в бою. Для понимания масштаба - 12-этажный лечебный корпус, в котором расположено 24 отделения, а это примерно 1100 пациентов и 1130 человек из обслуживающего персонала.
Задача пожарно-тактических маневров - не просто вывести из условно горящего корпуса всех людей, но и отработать порядок взаимодействий с другими организациями. Насколько быстро сигнал тревоги подаст администрация больницы, как быстро среагируют оперативные службы столицы, насколько эффективной будет выбранная тактика по тушению огня?
Как бывший медработник, я прекрасно представляю себе, насколько сложно это все в условиях реально работающей больницы. Но нужно, потому что от этого зависит жизнь людей, у которых и так серьезные проблемы со здоровьем. И если во время проведения учений можно побурчать, что, например, спасатели мешают проведению процедур, то что делать, если случиться реальный пожар? Он ведь не будет ждать, когда закончатся все операции, родят все роженицы в родильном отделении, будут выполнены все процедуры. Нет, ситуация будет мало того, что стрессовая, так еще она будет усугубляться спецификой эвакуируемого заведения, когда часть больных не может перемещаться самостоятельно, часть подключена к приборам, а часть вообще находится на операционном столе.
Как только появляется задымление, сразу срабатывают датчики и звучит сигнал тревоги. Автоматическая система пожарной сигнализации посылает сигнал на пост охраны, что позволяет своевременно обнаружить очаг возгорания.
Кроме всего прочего в лечебный корпус оборудован системой дымоудаления.
В задачу медперсонала входит грамотно организовать эвакуацию пациентов в безопасное место.
Те же, кто находится в тяжелом состоянии и не может сам передвигаться, остаются дожидаться пожарных в относительно безопасных помещениях с соблюдением мер предосторожности (влажными простынями закрывают все щели в дверях.
Для прибывших пожарных оставляется знак на окне - вывешивают простынь - это знак, что там находятся люди и им нужна помощь.
Вот так происходит эвакуация лежачих пациентов.
На улице разворачивается мобильный штаб с планом помещений, гидрантов...
Четкими и профессиональными действиями пожар локализован.
В общем, после таких учений можно не беспокоиться за свою жизнь и здоровье в случае возникновения пожаров в крупных общественных учреждениях. Спасатели всегда точно знают, что делать.