фотография, которая держит

Mar 13, 2013 16:51

голова после мастер-класса у Максимишина - как перегруженный ковчег, в котором порешили безбилетников.


его главное оружие - это правильный вопрос. "ты зачем это снял?" - и контрольный выстрел. "ты же процессию снимаешь, её основной признак - длинная. а почему карточка вертикальная?". 15 минут славы давно в прошлом, сейчас борьба за 10 секунд внимания. к фотографии. если перед карточкой остановятся и будут рассматривать, если к ней захотят вернуться, если даже после сотни просмотренных кадров она, единственная, сохранилась в памяти - значит, состоялась. "ты зачем мне это показываешь? что я, бутылку на столе не видел? ну, самолёт в аэропорту - и что?".

я всю ночь пересматривала свой фотоархив. и не нашла ни одного кадра, который можно было бы показать Максимишину. слайды - как иллистрации из букваря - А - аист, Б - бык, В - вода, без подтекста, без истории. а Максимишин - может рассказать одной картинкой - всё, историю норковой шубы или будней на приграничной полосе. он иллюстрировал книги такой мегавеличины, как Пётр Вайль и говорит, что "Карта Родины" - это лучший учебник по фотографии. для тех, кто снимает фразы, а не вазы. "где мысль в этом снимке? что ты хотел сказать?".

обычные копиисты, которые снимают "шёл через мосточек - хватил кленовый листочек", никому не интересны. мир поработила цифра: есть тысячи одинаковых фотографий, на которых - просто фактаж, голимая информация. техническую съёмку пусть делают судмэдэксперты. это слишком профессионально, чтобы быть интересным. сейчас если вы не художник, не метафорист, то вы никому не нужны. собирая портфолио, вы должны отбирать уникальные кадры, каждый раз задавая себе вопрос "а сколько таких фотографий существует?". если больше одной - то не надо. это техническая съёмка. "зачем вы снимаете там, где снимают все?".

толпы людей до вас снимали ящерицу на камне, соревнования по мотоспорту или концерты. там, где много фотографов - неинтересно. интересно снимать там, где никто не снимает. сделать красиво - нехитрая штука. а вот рассказать историю - стократ сложнее, чем сделать просто слащавенький кадр. хорошую фотографию отличает наличие конфликта. языком фотографии можно говорить обо всём, а не только о "сделайте мне красиво". фотография - это о жизни и смерти, а не сопли сладкие. "где в твоей карточке метафора? где конфликт?".

перед тем, как снимать, хорошо бы проговорить историю, а затем уже снимать фразы из этой истории. концепция нужна всегда. просто щёлкать с правильным светом и настройками камеры - это половина дела, как умение правильно выводить буквы, вторая половина - это стать писателем, создать что-то дельное, со смыслом. вообще западное понятие слова "фотограф" - это человек, который делает книжки. фотокнига, как большой массив снимков, где автор выдерживает тему, для России пока совершенно непривычная вещь. "тебе есть, о чём сделать книгу?"

просмотрели фотографии всех, кто пришёл на мастер-класс, там были Вова Смирнов, Елена Аносова, Евгений Козырев, Михаил Зыков и другеи товарищи, у которых - техника, заказы, выставки. "А где Иркутск на ваших снимках? первый признак провинциальности - это когда местные жители не фотографируют своё место жительства, а снимают космос и прочее". Какой он, по-твоему, Иркутск?

а когда Максимишин стал показывать работы своих студентов из школы визуальных искусств, меня накрыло.
накрыло, зацепило и тащит.

рефлексия, чужие фото, учёба

Previous post Next post
Up