Вы видели - как плачут старики?
Беззвучно, без надрыва и истерик…
Слеза сползет в бороздочках щеки,
А в выцветших глазах - желанье ВЕРИТЬ,
Что нам с тобой их интересна жизнь,
И где болит, и что приснилось ночью…
И слышишь ты, как сердце их дрожит,
И как оно тепла простого хочет…
Ольга Морева
За окном светает, слышно мягкое причмокивание троллейбусов и жужжание автобусов. Наступает новый день. А я в который раз встречаю рассвет без сна. Не могу справиться с волнением. Как ты там, сынок? Жив-здоров? Ласковая ли у тебя жена? Послушные ли детки? Вот уже шесть с половиной лет я ничего о тебе не знаю. Боль поселилась в груди, и комок в горле не отпускает. Эта заноза в сердце - мой спутник в старости.
И набатом в ушах: «Я что, плохая мать?»
Детство сына было самым сложным периодом в моей жизни: развал Союза, развод с мужем. Сначала от потери работы он запил, а потом и загулял. Помню себя на кухне, с полотенцем во рту, чтобы не выть, - боялась испугать сына, но как же хотелось выть!
Слезы градом катились из глаз, но не уменьшали этой дикой боли, отчаяния, и не было никакой надежды, что все будет хорошо.
Муж ушел, оставив мне ребенка и свою больную мать. В холодильнике - 3 проросших картофелины и засохший сыр. Чем кормить, на какие деньги? Я, кандидат наук, бывшая отличница, не знала ответа.
И, как всегда, добрые люди помогли. Соседка моя по лестничной клетке наладила процесс: сначала баулами закупалась сметана, потом в общем вагоне ночным поездом ехали в столицу, предварительно «дав в лапу» проводникам, а там - сразу на базар - торговать. Белорусские молочные продукты пользовались успехом. В первый раз пришлось занять денег у той же соседки. Но за поездку я не только все вернула, но и привезла столько, что мы потом еще две недели жили припеваючи: к крупе и макаронам прилагался иногда кусочек мяса или докторской колбасы.
Жили дружно, делились всем, что было, - одна радость и горесть пополам. Я на заработках, а свекровь моя, золотая женщина, за Ванюшей приглядывала. Смотрела, чтобы уроки делал, не хулиганил. А он хорошим парнем рос, послушным, по хозяйству помогал. Как приду домой - еле ноги волочу от усталости, а он сразу: «Мамочка, мамочка, давай я тебе картошечки дам. Мы с бабушкой все тебя ждали. А потом и поужинали, а для тебя - вот, смотри, оставили!» И достает картошечку теплую из кастрюльки, завернутой в полотенца. И в школе он учился не хуже других, особенно по математике и физике. После армии домой вернулся, поступил в университет на заочное отделение, работать пошел и мне всю зарплату приносил. Я к тому времени поездки бросила и в фирме одной работала. Хорошо жили, за бабушкой смотрели. А у нее, голубки, сердце было слабое. Так она и ушла от нас во сне. Сын больше меня по бабушке тосковал, очень ее любил.
Вот теперь думаю: пока я деньги зарабатывала, бабушка ему книги на ночь читала, разговаривала с ним по душам, если в школе что-то происходило. А у меня, когда приходила, сил ни на что не оставалось. Вот, считай, и воспитала она его, а не я.
Время такое было - выживали, как могли.
Что тут поделаешь...
Потом девушку хорошую встретил. Уж как я на них нарадоваться не могла!
А потом не заладилось что-то, Ваня не рассказывал. Хмурым сделался, вечерами закрываться в комнате стал. Я не настаивала. Сама на кухне, и тихонечко спать ложилась на раскладушке, чтобы его не тревожить.
Вскоре, как-то после работы, сказал, что поговорить надо. Я села на табуретку, а у самой сердце застучало и в ушах зашумело.
Говорит, жениться они хотят, а жить негде. Если сюда привести, так где же я спать буду? Давай продадим нашу квартиру и две комнаты в общежитии возьмем, разменяемся.
Я, конечно, согласилась бы. Да боязно стало. Не знаю почему. Я так и сказала. А он как взвился на меня, глаза такие - не моего сына, чужие. Хоть муж меня никогда не обижал, не бил, но тут я испугалась. А сын почувствовал мой страх и потом уж пошел на попятную: «Ладно, мама, разберемся как-нибудь».
Ваня
Я всегда гордился своей мамой. Заглядывал на нее снизу вверх и видел крутые кудри и добрые глаза, и пахло от нее всегда по-особенному. Мамин запах... Я зарывался носом в ее кофточку и так засыпал, когда она задерживалась на работе. Она всегда была моим идеалом, чем-то незыблемым и вечным.
Когда стал взрослеть, неожиданно начал замечать, что мама стареет. Поблекли глаза, потускнели кудри, и пахло от нее уже все больше каким-то старческим запахом. Я вдруг ощутил, что магия мамы закончилась, - мальчик вырвался из-под маминых чар. Наступило это после того, как я встретил Наташу. Все произошло, как в круговороте: не успел оглянуться - предложение сделал. Она смеется: «Где жить будем, дурачок?» А у нас одна комната, мама и так на кухне спит, чтобы нас не смущать. Вот тут и наступил первый надлом: я выбрал Наташку, а не маму. Она спокойно приняла, и квартиру мы разменяли.
После того мне было неприятно ее видеть. Эти щенячьи глаза, молча умоляющие: «Приезжай, сынок». Нет, она не упрекала меня, не ругала. От этого становилось еще хуже на душе, как после запоя: голова становилась тяжелой, а мысли вязкими. Я стал ее избегать - так было легче. А с детьми, женой и двумя работами это было несложно.
Даже когда сам стал отцом, так и не понял, что такое мама. Плыл и греб по течению жизни, успеха и статуса.
Я продолжал мыслить, как трехлетний ребенок. А мне уже сорок три. Взрослый, где-то незрелый. И скучаю по маме… И не признаюсь себе в этом. Но когда слышу по телевизору песню Олега Газманова «Мама», рыдаю, как малолетка, и тут же переключаю на другой канал.
Я долго не мог научиться любить маму взрослой сыновьей любовью. Так было до тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И там меня как громом поразила мысль:
«Если вы жалеете собаку, которая скулит, то почему вы не жалеете маму,
которая плачет или ругает вас, то есть скулит от боли…»
Слезы покатились градом.
Тренинг помогает вернуть теплоту и понимание в отношения родителей и детей. В каком бы возрасте они ни были. Это снимает груз обид, чувства вины, дает возможность увидеть будущее иначе. Быть нужным тем, кто нас вырастил, быть понятым - означает еще и быть уверенным в том, что наши дети поступят так же.
Как связь с родителями влияет на все сферы жизни, более подробно можно узнать на
бесплатных онлайн-лекциях.
Слушатели тренинга
делятся своими откровениями:
«...У нас очень изменились отношения мамой. Я с ней десять лет не общалась. Как школу закончила, вещички собрала - и до свидания. Очень радовалась первое время и мечтала, что мы больше никогда не увидимся. Но потом она начала названивать...
Говорят, словом можно убить. Мне кажется, умертвить можно и безмолвием. Одними только намерениями.
Вы бы видели, какой мама стала... Потухшая, вялая, больная, скрюченная пятидесятилетняя старуха. Жалкая, одним словом. Жалко посмотреть. Она выглядела так, как будто доживала свои последние дни.
Во время тренинга я как-то прониклась к ней, начала с ней общаться. Нелегко было начать. Я даже не знала с чего начать. Но я чувствовала важность это сделать и потихоньку начала. Прошло время, и я с ней очень сблизилась. Ей это приятно, я вижу. Она сильно изменилась. И изменения эти очень позитивные.
У мамы перестала болеть спина. Она еле ходила, а сейчас скачет, как лань. Помолодела как будто. Такое приятное, светлое лицо. Даже морщин меньше стало. И стала как-то мягче что ли. У нее и личная жизнь наладилась. Да и вообще я рада ее видеть такой...»
Анастасия М., преподаватель английского языка «...Важнейшим изменением внутри меня стало изменение отношения к родителям. В последние 2,5 года состояния мои стали совсем тяжкие, и я почти не общалась с ними. По поводу мамы была огромная тяжесть на душе, просто камень невыносимой силы - «недодала».
На тренинге я осознала, насколько я важна для своих родителей и любима ими, просто потому что я их дочь - какой бы я ни была. Я осознала важность поездок к ним. Я рада, что у меня еще есть шанс наладить отношения с родителями, пока они живы...»
Ольга Б., Екатеринбург Автор Анна Омахони
Корректор Дарья Терешонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Срываюсь на ребенке после ссоры с мужем Как удачно не выйти замуж. Жених и невеста Как удачно не выйти замуж. Три встречи для «Золушки»
Google