Мама и ребенок - одно целое. Важность положительных эмоций для гармоничного развития детей

Dec 10, 2017 13:17



Мама - первая вселенная, обеспечивающая малыша всем необходимым для жизни.

Соски, подгузники и слезы

Я работаю с малышами в русской школе за рубежом. Детей приводят в школу, начиная с двух лет, иногда и раньше. В нашей школе есть младшая группа. Часто по поведению даже маленьких детей можно определить эмоциональный климат в семье и психологическое состояние мамы.



Если ребенок сразу идет к другим детям или поплачет две-три минутки и успокаивается, значит, мама отправила его в школу со спокойной душой - отпустила от себя.

Но бывает, что дети плачут и плачут, и нет никакой возможности их успокоить. Мне это было особенно странно, так как я всю жизнь работала с детьми и всегда умела успокоить любого малыша.

Почему же дети так сильно страдают?

Не так давно я поняла, почему некоторых наших детей трудно было успокоить. Оказывается, мамы этих детей стояли под дверью или под окнами и прислушивались, не плачет ли их кровиночка, и плакали вместе с ребенком. Мама плакала под окном, а малыш рыдал в группе.

Мама и ребенок - одно целое

В системно-векторной психологии объясняется это явление просто и понятно. Мама и ребенок - это одно целое в психическом и эмоциональном плане. Поэтому дети ведут себя с незнакомыми людьми более уверенно, меньше плачут, больше улыбаются, в том случае, если их мамы выражают радость и спокойствие.

И наоборот - если мамы ведут себя беспокойно, нервничают, страдают от того, что оставляют своего малыша в незнакомом месте и с незнакомыми людьми, дети тоже ведут себя очень беспокойно, с трудом остаются в школе или бегут за мамой.

Даже если такая мама сидит в группе, ребенок очень беспокоен, насторожен, постоянно возвращается к ней или не сходит с ее рук. Однако все равно наступает момент, когда мама должна уйти и ребенок начинает плакать.
Родители могли бы помочь ребенку адаптироваться к новым местам и людям, если бы следили за своими эмоциональными реакциями по отношению к малышу.

Сейчас, благодаря системным знаниям, я поступаю по-другому. Я сразу объясняю родителям эти важные моменты, предлагаю им расслабиться, обменяться со мной телефонами и пойти погулять, посидеть вдвоем в кафе и т.д. Беру на себя всю ответственность за ребенка и обещаю, что все будет в порядке. Ни разу не было нужды позвонить родителям раньше времени.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка от рождения до года

Ваш ребенок - это маленькая часть мира. От того, как чувствуете мир вы, зависит то, что чувствует ваш малыш. Вы - его глаза и уши в этой большой и пугающей Вселенной.

Новорожденный ребенок полностью зависит от взрослых. Он еще ничего не понимает, не может объяснить, что он чувствует и где у него болит, не может сам передвигаться. Его связь со взрослыми держится только на эмоциях. Плач, крик, улыбка. Главное, чтобы родители были спокойными, любящими и надежными.

В два-три месяца ребенок оживляется при виде близких, гулит, сучит ручками и ножками. Это состояние называется «комплексом оживления». Это показатель, что эмоциональное, физическое и психическое развитие новорожденного в норме, что мама все делает правильно. Начинается пора младенчества.

Все внимание - малышу

В моменты бодрствования малыша нужно уделять ему как можно больше внимания. При кормлении важно все внимание сосредоточить на ребенке. Не нужно в это время смотреть телевизор, читать, говорить по телефону.



Нужно использовать этот момент для создания эмоционального контакта с маленьким. Говорить ему ласковые слова, улыбаться, поглаживать его нежно. Чем спокойнее и доброжелательнее будет мама, тем здоровее будет ваш малыш.
И в будущем он будет чувствовать себя увереннее.

У ребенка начинает появляться ощущение защищенности и безопасности, которое необходимо каждому малышу для правильного психического развития.Чувство защищенности и безопасности нужно не только каждому малышу или подростку, но и вообще каждому человеку. И если ребенок его теряет, например, с потерей родителей или при неправильном поведении родителей, то психическое развитие малыша может затормозиться.

Нужно внимательно наблюдать за своим ребенком

Уже в грудном возрасте можно заметить, что все малыши реагируют на окружающую обстановку по-разному. Одни дети спокойные, медлительные, другие легко возбуждаются, третьи сильно реагируют на звуки, кто-то на прикосновения.

Так же по-разному должна действовать и мама. Погладить в одном случае, обращаться поэнергичнее - в другом, ограждать от громких звуков и криков - в третьем. Эмоциональное состояние мамы ребенок ощущает через прикосновение, голос, улыбку, взгляд.

Плач - это средство общения малыша с родителями

Как говорится в поговорке: «Дитя не плачет - мать не разумеет». Внимательная мама вскоре после рождения малыша начинает различать виды плача. Как плачет ребенок, когда он голодный, когда он устал и хочет спать, когда он заболевает.
Чувствительная мама легко определяет потребности своего малыша.

Дитя тоже чувствует ее настроение. В зависимости от настроения, мама будет по-разному купать его, пеленать, кормить. Это будут или резкие, жесткие движения, или нежные, ласковые, бережные. Мама может через прикосновения передать всю свою любовь и нежность малышу.

Влияние голоса и темпа речи на состояние ребенка

То же самое и с голосом, который младенец слышал еще до рождения. От резкого, грубого, громкого голоса ребенок пугается и плачет. Крик может просто затормозить психическое развитие малыша. Он может потерять способность соображать или впасть в ступор.

А мягкий, ласковый, тихий голос успокаивает, убаюкивает ребенка, вызывает желание прислушиваться к нему.
Даже темп речи оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка. Быстрая речь пугает, подгоняет, возбуждает его, медленная - успокаивает. Малыша привлекают разнообразные интонации.

Действие эмоций на жизнедеятельность всего организма

Стиль общения грудничка с мамой влияет на формирование его личности. И в дальнейшем похвала, одобрение и поддержка мамы будут являться стимулом к развитию.Оказывается, положительные эмоции, веселое состояние действуют на жизнедеятельность всего организма ребенка, на все его функции.

Жизнерадостный малыш лучше развивается умственно, физически, психически. У него устойчивый интерес к окружающему миру, к людям, к играм, к занятиям. Но ему постоянно нужна мамина эмоциональная поддержка: взглядом, улыбкой, нежными объятиями, ласковым словом.

В этом и состоит основная задача воспитания ребенка в раннем детстве.

«…Сейчас я могу спокойно оставить ее на целый день в садике, и не будет истерики «где моя мама?»...»
Диана Г.

image Click to view



«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину...
… Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.
Не могу точно сказать, каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать, без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например, сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!
Эти выходные прошли очень легко, я от нее не уставала, как раньше, более того, она стала сама убирать свои игрушки! Такого никогда не было!!! Для меня это супер результат!... »
Надежда У., переводчик, Москва

Индивидуальные особенности в проявлении эмоций у грудных детей

В системно-векторной психологии называется эти особенности векторами. Векторов всего восемь. У каждого человека, в том числе и у ребенка, насчитывается от 2 до 6 векторов, наличие которых и определяет своеобразие человека.

image Click to view


Даже у грудного ребенка можно определить основной набор векторов, если за ним внимательно наблюдать.

Например:
  • Ребенок активный, много двигается, мало спит, мало ест. Худощавый, крикливый. Любит нежные прикосновения, массажики. Требует криком взять его на руки. Бывают проблемы с кожей: желтушки, потнички. Скорее всего ваш ребенок имеет кожный вектор.
  • Спокойный, с хорошим аппетитом, крепко спит. Выглядит крепышом. Может проснуться и лежать спокойно, наблюдая за передвижениями мамы. Не любит мокрые и грязные пеленки. Не любит смену места, еды, людей. Часто болит животик. У вашего малыша есть анальный вектор.
  • Хрупкий, большеглазый, беспокойный, пугливый. Малоежка, разборчив в еде. Активно реагирует на игрушки, звуки музыки, на улыбку родных. Капризный. Часто простывает. Это ребенок со зрительным вектором.
  • Тихий, не активный. Взгляд задумчивый. Маму почти не беспокоит. Сильно реагирует на громкую музыку и крики, на любые громкие звуки плачем. Успокаивается при тихой классической музыке и ласковом, тихом голосе мамы. Могут болеть ушки. У этого малыша, наверняка, есть звуковой вектор.

Всем детям для адекватного развития нужен фон тишины. Тогда они начинают гулить, лепетать и прислушиваться к своим звукам, а также к речи взрослых. Так начинается развитие родной речи. Это состояние нужно всячески поддерживать.
Малыш и мама связаны друг с другом психологической пуповиной. Всегда состояние мамочки отражается на малыше.

И даже если мама «держит лицо» и говорит, что у нее все прекрасно, а внутри у нее кипят страсти от легких обид до банальных тревог и страхов, все это отражается на ребенке.Просто связь эта не линейная, она объемная. Малыш выдает реакцию, согласно своим врожденным векторам.

Мама - это целая Вселенная для малыша. Но и ваш карапуз - это целая Галактика! Узнать о его врожденных свойствах вы можете уже на бесплатном тренинге.

Регистрируйтесь здесь.

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читайте также:

Страх перед родами: как побороть
Забота о стариках. Прояви милосердие
Дети издеваются над учителями. Как реагировать взрослым ?




Google

рождение детей, мир семьи, кожный вектор

Previous post Next post
Up