После вчерашнего похода к
КАМНЮ КОНЁНКОВА следовало немного отдохнуть, но последний день отпуска Алёны сподвиг нас на новое путешествие. Небольшой, казалось бы, круг в итоге превратился в 37-километровый поход по изнуряющей жаре. Но всё было не зря. Мы побывали в старинном селе Даниловичи, через которое в былые времена шла дорога в Рославль из Калуги. Встретились с интересными людьми. И сейчас, вспоминая вчерашний день, хочется повторить каждое мгновение прошедшего дня.
В пять утра - ранний подъём. Потом ожидание необязательного водителя рейсового ПАЗика, который должен был довезти нас до Городецкого.
Фото в 6.30 утра. Два вида из одно точки.
В Лесхозе лениво перегавкиваются собаки. Всё-таки хозяев ещё спят.
Именно в этих местах летом 1942-го года был совершён прорыв из окружения кавалерийского корпуса генерала Белова.
Тут же хутор Покровский. Сейчас тебя не встретит сидящая у избы бабушка в платочке. Всё уходит в прошлое. И только жива память о прошедших временах. Так и здесь. На крыльце модного дома стоял приветливый парнишка. Он нам и указал дорогу через лес на Амшарово.
Болотный лес в водах реки Хомутовки.
Амшаровская банька.
Тапинамбур или земляная груша. Эх, была бы в руках лопата!
Дмитровка. Когда-то немцы в этих местах, ожидая прорыва беловцев, установили пулемётные точки, но их тогда буквально смёл передовой отряд наших солдат.
Цикорий. Сколько его тут по обочинам дорог!
Жук очень торопился, но просьбам остановиться внял.
Стрябцы. В деревне два жилых дома. А за опушкой спряталась деревня Мамки.
И вот мы вошли в Даниловичи, а встретили нас встревоженным гоготом гуси.
Навстречу нам после купания шла дружная парочка. Начали их испрашивать о несохранившейся церкви. Мальчик ответил: "А источник похож на церковь!". Добрые, разговорчивые дети. Мальчик из Смоленска, девочка из Питера.
Одно из трёх старинных зданий. Тут был склад.
И.И. Орловский в своей книге «Краткая география Смоленской губернии» среди прочих замечательных населённых пунктов Ельнинского уезда назвал и село Даниловичи. Возникновение села знаменитый краевед связывал с преданиями о монахах-пустынножителях. В старину поселились в здешних лесах четыре монаха - Даниил, Яким, Савва и Кузьма. У каждого была своя келья с иконами. Не раз приходили разбойники, сжигали ту или иную келью, но в пепле монахи находили икону, сохранившуюся невредимой от огня. На могилах монахов впоследствии строили церкви, вокруг которых образовались села, носящие имена пустынников: Даниловичи, Якимовичи, Савеево и Кузьминичи. Датой основания Даниловичей Иван Иванович считал 1503 год. Старая летопись села Даниловичи сообщает, что в стародавние времена через него проходил торговый путь из Калуги в Рославль, и окрестные леса, глухие и необозримые, изобиловали разбойничьими шайками. В окрестностях села ими грабились купеческие обозы с товарами, похищались женщины, громились царские караваны с казной, и потому долгое время местные жители именовали этот путь «кровавой дорогой, усыпанной золотом». В описании села записано: «Едва ли найдётся в … уезде другое село, которое могло бы поспорить с Даниловичами по красоте местоположения. Двумя оврагами, речкой и озером село разделяется на три части: «поповку», где стоит старая церковь, - центр села, «господский бок» и «волостной бок». До 1918 года село входило в состав Ельнинского уезда и было административно-церковным центром для 59 окружавших его лесных деревень и выселков. Вокруг простирались огромные лесные владения купцов Сухопольских, Горбуновых и Мальцевых. В этих лесах длительное время укрывались в своих скитах отшельники - пустынножители». В конце 19 века село было небольшим и насчитывало 14 дворов, из которых 7 принадлежали духовенству (три семьи священников, три псаломщиков и одна диакона), в двух бывших господских домах, купленных у помещика, проживали две крепкие крестьянские семьи; один дом занимало волостное правление, а в остальных четырёх дворах размещались евреи-лавочники и ремесленники, имевшие свои лавки. Население села, не в пример окрестным деревням считалось зажиточным, и, как сообщает летопись, «сюда постоянно и особенно в праздничные дни стекались нищие, кликуши, дурачки, блаженные, провидцы, пророки, знахари, странники, погорельцы ». Местное крестьянство прихода Даниловичской церкви в большинстве было неграмотным, так как первое учебное заведение - церковно-приходская школа - в селе появилась только в 60-е годы прошлого века: медицинское обслуживание отсутствовало, и «народ лечился у знахарей и знахарок, которых здесь было в изобилии».
Основным занятием крестьян было земледелие, высевали рожь, овёс, коноплю, лён, ячмень, картофель, многие занимались пчеловодством. Из-за нехватки земли и её малой плодородности крестьяне постоянно занимались ремеслом и отхожим промыслом, дававшим дополнительный доход. Гнали дёготь, изготавливали сани, бочки, деревянную посуду, самопрялки, рогожки, мочало, дуги, игрушки и другую продукцию, которая поставлялась ими на ярмарки в Ельню, Спас-Деменск, Екимовичи, Рогнедино, Рославль. В зимнее время занимались извозом.
Многое для развития Данилович сделал и его уроженец известный смоленский историк-краевед И.И. Орловский (1869 - 1909 гг.). Работая долгое время преподавателем Смоленского епархиального училища, он часто приезжал в Даниловичи к отцу - местному священнику. Во время этих приездов он занимался культурно-просветительской работой: устраивал ёлки крестьянских детей, литературные вечера и спектакли для населения, помогал учителю местной школы. Одновременно занимался исследовательской работой - изучал местные кустарные промыслы и готовил проект по их дальнейшему развитию, написал исследование «Пустынножительство в Рославльских лесах». В 1896 году на свои средства он организовал в селе первую пожарную дружину, обеспечил её необходимым инвентарём и был её председателем до самой своей смерти.
В 1899 году в память о 100-летии со дня рождения А.С. Пушкина, им была открыта Даниловичская библиотека имени Пушкина, куда он передал более 1500 книг из своей и отцовской библиотеки. Помог средствами для оборудования здания и М.Д. Чаусов.
Открытию библиотеки Орловскоий посвятил одно из своих стихотворений, где есть такие строки:
Ликуй, Даниловичи, днесь!
У нас два были магазина,
Кабак, пожарная дружина,
Теперь библиотека есть!
С 1890 года стараниями Орловского в селе была открыта торговля книгами из книжных складов Смоленского попечительства о народной трезвости. В письме к А.П. Чехову, с которым переписывался на протяжении ряда лет, он сообщил, что книги хорошо расходятся.
Орловский пытался выпускать рукописную газету для крестьян. В его архиве сохранились два номера «Даниловичского курьера», написанные его рукой, в популярной форме, с шутками и стихами. После смерти Чаусова И.И. Орловский завершил строительство нового каменного храма, его освящение и открытие в 1907 году.
Каменный храм. Идея его строительства принадлежала не менее знаменитому земляку Орловского очень известному в то время хирургу Михаилу Дмитриевичу Чаусову. Он тоже был родом из Даниловичей.
Сыновья священника Даниловичской церкви, построенной в 1764 г. Н. С. Челищевым,- Михаил, Василий, Николай окончили Рославльское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию. Михаил поступил в медико-хирургическую академию и окончил ее с серебряной медалью. Защитил диссертацию и получил степень доктора медицины в 1868 г. По командировке в 1870 г. во время Франко-Прусской войны был на театре военных действий в прусских военных госпиталях, где получил дополнительный опыт и знания. С 1872 г. доцент Варшавского университета по кафедре оперативной хирургии и анатомии. С 1876 г. был избираем деканом медфакультета. Некоторое время был инспектором Варшавских больниц.
Прожив большую часть жизни в Варшаве, он все летние и зимние каникулы проводил в Даниловичах; открывал медицинский приемный пункт, обслуживал земляков и лечил их бесплатными лекарствами. Он же помог средствами в открытии И. И. Орловским общественной библиотеки в селе.Одним из главных дел для Чаусова стало строительство огромной каменной церкви на 3000 человек в родном селе. Взял на себя все хлопоты и отношения с властями и епархией, всю переписку, организацию работ, сбор средств, проверку и прием материалов. Вскоре был заложен фундамент и было решено приступить на следующий год к возведению стен, для чего были построены «цигильни» - кирпичные заводики. Но снова дела призвали его в Варшаву и там 29 августа 1903 г. его настигла неожиданная кончина, остановившая бурную деятельность этого человека.
Никогда сельчане не видели такого количества народа, венков и цветов. Венки от университета и студентов, ученых обществ и благотворительных организаций Варшавы, знакомых и почитателей. На могиле был установлен черно-гранитный памятник. Друг и односельчанин Чаусова, историк Смоленской земли И. И. Орловский воскликнул: «Отныне могила М. Д. Чаусова надолго будет памятна для Даниловичей, которые не забудут своего профессора и ктитора своего храма...».
Каменный храм был достроен и освящён в 1907 году.
И именно около него мы встретили и познакомились с добрыми людьми. Василий и Наталья Жолтиковы. Они родом из Даниловичей. Василий всю жизнь отработал на Смоленской АЭС в реакторном цехе. Два года как на пенсии. С Натальей они одноклассники и учились в школе, директором которой была мама Василия. Очень многое нам было рассказано в эти несколько часов. И там, где я упомянул о прорыве беловцев, это из рассказа Василия. Недалеко от его дома лежал мраморный памятник Чаусову и его жене, умершей позже. Совсем недавно лни были в основании фундамента колхозного дома.... Нет слов!
Кладбище около церкви поросло бурьяном, и стоят только эти остатки церкви.
Рядом с домом семьи Василия и Натальи была большая площадь. А сейчас - остатки двух господских домов.
Василий и Наталья.
Отдохнули у гостеприимных хозяев, а потом Василий предложил показать нам местное кладбище, где покоятся их родители и учитель Анатолий Николаевич Полканов, о котором обязательно будет отдельная история.
Пока ехали, всё вели разговор. Василий вспомнил, как его тесть в 41 году ещё пацанёнком впервые столкнулся с наступавшими немцами. Был он в буддёновке со звездой, и немец заставил её снять. Затем достал нож и срезал зведу. Напялил буддёновку обратно на голову. Дал конфету. И тут видит, что след от звезды на ткани всё-равно есть. Заставил снять. Больше плохого о тех годах вспоминали местные жители о финнах. Те гораздо больше зверствовали. Отец Василия воевал.
У могилки Анатолия Полканова.
Василий очень много рассказывал. Очень сетовал, что не интересовался прошлым в молодости. А последний старожил умер совсем недавно. И ещё у Натальи вчера был День рождения. С Днём рождения Вас! Добрые люди. Когда узнали, что мы идём пешком, предложили отвезти нас домой на машине. Всегда будем помнить эту встречу и если опять окажемся в этих местах, обязательно зайдём в гости.
Поповский источник. Хотя удалось найти информацию о нём, что имел он другое название и даже связанную с ним легенду. Но озвучивать её пока не будем. Информации недостаточно.
На обратном пути встретили дружную компанию. Детей кусали комары, ели уговрили мальчика замереть. На что он спросил: " Вы комаров фотографируете?"
Теперь наш путь лежал через лесные дебри на лесную деревушку Моргуновку. А что там Алёна собирает - предлагаю угадать.
Моргуновка.
Деревня Истопки.
Марьевка. Когда-то тут стояли огромные склады. Люди жили и трудились. Сейчас только живут.
Около Колодезей повстречали ужика. Попросили не задерживаться на дороге. Машины, хоть и редко, но метко.
Впереди было ещё десять километров пути. Жара и высокая влажность превратили нас из бодрых ходоков в плетущихся путников, но мы дошли. Верю, что эта история получит своё продолжение. Верю, что потомки хирурга Чаусова будут помнить и молится о нём. Удивительное место село Даниловичи. Вчера мы были на родине великого скульптора Конёнкова, но мало кто знает, что в Даниловичах родилась его внучатая племянница, ставша известным скульптором, Нина Андреевна Конёнкова. Рассказывают, что, узнав об увлечении своей юной землячки ваянием, Сергей Тимофеевич поначалу отговаривал ее, говорил о трудностях, которые ждут ее на этом пути. Но она не отступала - работала, рисовала, лепила. И нередко она трудилась рядом с Коненковым, в той самой мастерской, заряжаясь его фантазией и вдохновением. Сама Конёнкова писала о своих работах: «Творить сильные прекрасные изваяния, когда-либо существовавшие на земле и на небе, выразить в них всеобщую истину - вот плата и слава художника». Увидеть работы Нины Коненковой можно и в гостевом флигеле усадьбы Голицыных в Больших Вязёмах под Москвой, где теперь находится ее музей-мастерская. А большую часть своих произведений скульптор завещала Смоленской Художественной галерее.
Умерла Нина Андреевна Коненкова в Москве в 2006 г.
Это - малая часть того, что стало известно нам об удивительном месте на земле - о селе Даниловичи.