Всего в 15 километрах от Десногорска находится родина великого русского скульптора
КОНЁНКОВА СЕРГЕЯ ТИМОФЕЕВИЧА. И целых два летних месяца мы вынашивали планы о походе к памятному камню, что лежит на месте дома, где родился Конёнков. Сегодня всё сложилось. Обстоятельства подарили нам двух добрых попутчиков. Олег работает на Смоленской АЭС ведущим инженером. И Таня. Без неё наш поход не был бы таким содержательным. Ведь дом её родителей был рядом с домом семьи Конёнковых. И впереди - рассказ её папы Владимира, который хорошо помнит приезды Конёнкова в Верхние Караковичи. Факт, о котором я узнал сегодня: даже в годы войны Сергей Тимофеевич отправлял посылки с продуктами в деревню. Всю свою жизнь помогал землякам. Мария Петровна, жительница этой деревни, была первой учительницей этих мест. Она была близким другом семьи Тани. Конёнков дарил Марии Петровне маленькие скульптурки, копии своих больших скульптур. И Таня помнит, как в её детстве в 80- е годы они стояли на полочке у Марии Петровны. Сейчас Верхних Караковичей не существует. Только памятный камень, который, как гласит легенда, был у его дома. По этому камню сам Конёнков определил место своего разрушенного дома в свой первый приезд сюда после войны.
Восемь часов утра. Всегда жду первое фото. И оно получилось таким.
Ждём ПАЗик на Ивановское.
Атаманша-кондукторша.
Посадка в наш лимузин.
Недавно установили памятный знак.
Ну а теперь - по полю. Места обихожены. Поля засажены. Только деревни уходят в прошлое, порастая лесами. Только благодаря Тане мы шли к цели, не плутая по неприметным тропам.
Пять километров пути, и вот он, камень! Напротив - огромная яблоня. Таких великанов в жизни не видел. И хочется верить, что эти яблоки пробовал и наш великий земляк.
Как дерево, что кроной все упорней
Стремится ввысь,
Ветвями небо обняло, а корни
Глубоко под землей сплелись, -
Так я стремлюсь к просторам светлым
Грядущих дней,
А корни там, во глубине столетий,
В преданьях родины моей.
Это любимое стихотворение Конёнкова, написанное его земляком Н.И. Рыленковым.
Очень интересна история у этих строк Есенина. Однажды ночью, в страшную грозу он постучался в дом Коненкова, который жил тогда в Москве и с которым он дружил. Коненков спросонья, а может со зла за побудку сказал: "Скажи экспромт, тогда пущу". Вымокший поэт через минуту произнес:
ПУСТЬ ХЛЯБЬ РАЗВЕРГНУЛАСЬ,
ГРОМ - ПУСТЬ,
В ДУШЕ ЗВЕНИТ СВЯТАЯ РУСЬ,
И НЕБОМ ЛАЮЩИЙ КОНЕНКОВ
СКВОЗЬ ЗВЕЗДЫ ПРОЛАГАЕТ ПУТЬ,
и был впущен. Потом гуляли до утра, ночи не было, как вспоминает Коненков в своей книжке. Насквозь промокший, поэт был не так строг к тексту и форме. А "лающий" здесь, это ругающийся.
Клещей в этой глуши никто не отменял.
Нашли только этот оставшийся от деревушки палисадник.
Тут же - шикарный малинник.
А ведь ниже по течению и совсем рядом стояли ещё и Нижние Караковичи. Сюда Таня в детстве с девчонками, а потом с ребятами на мотоцикле ездила купаться на Десну.
Сейчас пляж зарос, но Десна виднеется. Но самое главное, что мы видим этот окружающий нас простор будто глазами жившего тут ещё маленького Серёжи.
Нижние Караковичи. Что-то тут было. Таня уже не вспомнит. Кругом следы копателей. Видно мечта о заветном кладе не даёт многим покоя.
Сегодняшний наш путь составил 24 километра. Когда возвращались обратно, в Старых Екимовичах увидели такую картину.
Тут же, на месте разрушенного храма.
Старые Екимовичи состояли из 6 домов, где проживали служители церкви Попов, Романов, Полканов. Земля принадлежала церкви, расположенной в этом же селе, и помещику Леутину. Церковь просуществовала до 1929 года, потом она была разрушена и служила сначала клубом, а затем школой.
На землях Леутина и церковных землях, которые были объявлены общим государственным фондом, был образован колхоз "Инвалид". Первоначально в колхоз входило 9 семей. Большинство из них были инвалиды, поэтому колхоз и получил такое название. Позже он был переименован в "Рабочий путь".
Низкий поклон силе духа наших сударушек. Они устали, но были самой главной поддержкой двум уставшим и перегретым мужикам. Ведь жара сегодня была под 30 градусов!
Добрая бабушка воды нам дала.
У реки Булдышки мои спутники воспользовались моим убеганием вперёд и дружно спрятались в высокой траве. Уж смеялся я, когда они из неё показались!
А в реке Булдышке хозяева - бобры.
Бывший деревенский магазин.
Осталось идти три километра.
Олег, как настоящий мужчина, так и не отдал Тане рюкзак. Обещал ему эту историю этой фразой и закончить, но ещё несколько слов скажу.
В удивительно красивом месте мы побывали. Именно здесь Конёнков проникся сказочным обаянием окружавшей его природы. Именно здесь он начал рисовать, когда дядя Андрей подарил ему целую стопку бумаги. Именно здесь была создана его знаменитая скульптура "Камнебоец". Сюда после войны во вновь отстроенную школу он привёз семь своих скульптур. Так и говорил. что количество душ в деревне увеличилось на семь.
Удивительная история, которая обязательно будет продолжена. Ведь ещё нас ждёт рассказ папы Тани Владимира. Он всю жизнь работал сельским учителем и хорошо знал Сергея Тимофеевича.