Пытаюсь заглянуть как можно глубже назад во время. Но отправная точка для меня именно осень 2010 года. Везу отца Алексея, матушку Светлану и их сына Арсения в Смоленск. Там решался вопрос о строительстве церкви. Моё участие в этом полотне долгого рождения Крестовоздвиженской церкви заключалось лишь в таких вкраплениях. Но даже этими мгновениями сопричастности очень хотелось бы поделиться. Огромный труд, и физический, и душевный отца Алексея. Силы, время, люди, которые помогали. И следующий момент, когда мне сложилось поучаствоватья в одном из этих этапов, - 23 ноября 2013 года. В тот промозглый, неуютный день произошла закладка капсулы в основание будущего храма. Крестный ход к месту строительства нового храма и ожидание приезда митрополита Исидора.
Арсений, как и положено, в стихаре ждёт приезда митрополита.
Всё готово к его приезду.
А вот один из моментов, когда закладывали капсулу.
Десятки людей сделали пожертвования на строительство церкви. Конечно большую помощь и поддержку оказывала Смоленская АЭС. И директор, её Андрей Петров, достоин быть упомянутым тут. Меньше чем через год, летним деньком, довелось побывать на этой прежде пустой плошадке. И вот что увидели:
Не могу не рассказать ещё об одном человеке. Артём. Поёт в церковном хоре и звонарь. Его заслуга - уникальные колокола. А история их приобретения -- интересная, заслуживает отдельного рассказа.Тут он справа с одним из благодетелей храма Дмитрием.
И колокола.
И вот наступил день. Воскресный день 22 ноября. Всё должно было совпасть. Даты, возможности присутствовать всех основных действующих лиц. В этот день прошёл чин освящения храма. И прежде, чем мы окажемся на этом событии, несколько строк о селе Екимовичи. Стоит оно на старой Варшавской дороге. 1700 жителей. 350 км. до Москвы. Основание села Екимовичи приписывают местными преданиями монахам-пустынножителям.
В старину поселились в здешних местах четыре монаха - Даниил, Яким, Савва, Кузьма. У каждого была своя келья с иконами. Не раз приходили разбойники, сжигали ту или иную келью, в пепле монахи находили икону.
На могилах монахов впоследствии построили церкви, вокруг которых образовались села, носящие имена пустынников: Даниловичи, Якимовичи, Савеево и Кузьминичи (середина 18 в.).
Один из совладельцев сельца Екимовичи, отставной гвардии поручик Степан Фомич Повало-Швыйковский (близкий родственник одного из пустынников - преподобного Зосимы), начал в 1802 г. строительство храма, завершившееся в 1823 г.. Церковь была освящена во имя Воздвижения Креста Господня. Кресто-Воздвиженская церковь была закрыта в 1931 г. и разобрана на стройматериалы. Нынешний поселок Екимовичи находится в 4 км от этого села, которое называется Старые Екимовичи и находится по дороге на Ивановское.
Неделя трудов и подготовки к этому событию... И за час до освящения удалось оказаться в алтаре. Тут всё кипело в ожидании Начала.
Прихожане тоже в ожидании.
На электроплитке разогревается воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ).
Готовы камни для забивания четырёх гвоздей в крышку престола.
Сам престол, готовый к освящению.
Священники уже все в сборе. Ждут приезда митрополита Исидора.
Приехал!
Архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водой столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих.
После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.
После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз - розовою водою, смешанною с красным вином. Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною).
После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя - «срачи€ца» и верхняя - «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.
После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен.
Затем крестный ход вокруг храма.
Литургия
И затем проповедь и награждение людей, внёсших самый большой вклад в строительство церкви.
Для прихожан была организована совместная трапеза.
А вот и сам храм.
Большая радость. Не один год мы шли к этому. Отец Алексей, матушка Светлана, Арсений, прихожане, всех с рождением храма!!!>