Имперская Либава (1)

May 03, 2015 03:59

на сей разъ по части обзора имперскихъ городовъ намъ помогаетъ заслуженный морякъ, сибирякъ
periskop,
мы будемъ основываться на его обстоятельныхъ снимкахъ октября 2012 года , я естественно малость доработалъ его текстъ, кое-что сокративъ.
По тексту Вы найдёте ссылки на более полное изложенiе
начальный текстъ

Итакъ, передъ нами городъ не менѣе значимый для Имперіи нежели Владивостокъ.
Такъ сказать, Владивостокъ Балтики.
Одна изъ главныхъ базъ имперскаго ВМФ. Къ тому-же, и это было особенно важно, Либава НЕ ЗАМЕРЗАЕТЪ ЗИМОЙ.

Если воевать съ Британской Имперіей, или Франціей такая раскладка была опредѣленно понятна, на случай войны съ Германіей (отъ Мемеля и Кенигсберга досюда недалеко) и Швеціей (отъ Готланда досюда недалеко, мобпланъ 1912 года предполагалъ войну и со Шведами тоже) Россійская Имперія понятно разполагала и менѣе уязвимыми съ суши портами. (см. картинку 22)

Но, такъ или иначе, этотъ военный портъ прикрывалъ гражданскій, и понятно экспортно-импортную -- Либаво-Роменскую ж/д (тутъ-же и Виндаво-Рыбинская неподалеку, понимаете ? ) то есть систему СТЯЖЕКЪ, связывающихъ внутреннія раіоны и судоходныя рѣки Имперіи съ Балтикой .


1. Либавскій узкоколейный трамвай (1000 мм) и гранитная булыжная мостовая.

Заборчикъ чугунный рѣшетчатый хорошъ!


2. Единственная, линія - но зато длинная, почти 15 км. Для весьма депрессивнаго 80-тысячнаго города это очень неплохой результатъ.

3. Ж/Д-вокзалъ и автовокзалъ. 1871 годъ. Преодолѣніе николаевскаго классицизма/ампира.

Архитектурное родство съ Балтійскимъ вокзаломъ Петербурга налицо.


4. Напротивъ линіи трамвая по сѣверной сторонѣ (на снимкѣ 2) и по діагонали отъ фасада вокзала стоитъ вотъ такой домъ. Собственно, напротивъ него меня маршрутка высадила - такимъ образомъ, онъ сталъ первымъ моимъ либавскимъ впечатлѣніемъ Похоже на остатки дома рабочихъ , но перестроено сильно. Немного напоминаетъ по экспрессивности домики въ штетлахъ у Марка Шагала, не такъ-ли?


5. Ладно, пересѣкаемъ площадь и идемъ къ вокзалу.


6. Внутри недавно реновировали интерьеры, поѣздовъ впрочемъ мало , поѣздъ на Ригу и что-то немножко еще.

7. Подымемся на віадукъ и осмотримъ станцію. Похоже на Або (Турку), кстати . Но тамъ аутентичнаго вокзала не сохранилось.

И тамъ, и тамъ рядомъ портъ и перевалочная станція какъ на вокзалѣ, такъ и въ самомъ порту.




8. Вокзалъ , -- вдумаемся !-- пережилъ и процвѣтающую имперскую Либаву, и двѣ міровыхъ войны, и Первую Республику, и полвѣка СССР и вотъ уже 20 лѣтъ Второй Республики. Богъ дастъ, обратно станетъ имперскимъ вокзаломъ!


9. Привокзальная парадная часть города.

Отправка трамваемъ къ югу отъ вокзала.


10. Впечатляютъ не только деревянные дома, но и качество гранитной замостки. ..




11.Трамвайная линія почти прямая, небольшой крюкъ у вокзала .




А вотъ такъ выглядитъ красная линія улицы за стѣной густыхъ деревьевъ.



12. Линія трамвая въ Либавѣ очень почтенная - ей уже 113 лѣтъ (1899), она на 8 лѣтъ старше петербургской.
Либава въ Россійской имперіи была важнымъ городомъ со стратегическими функціями, и уже тогда тамъ было населеніе, почти такое же, какъ и сейчасъ (ок. 60 тыс. чел., безъ порта Кароста).


13. Виды улицъ вдоль линіи.

14. По пути въ центръ трамвайная линія пересѣкаетъ Торговый каналъ.


15. Вдоль Торговаго Канала -- мрачные и очень фактурные склады конца XIX в.


16. Далѣе линія трамвая слѣдуетъ мимо историческаго торговаго центра.


17. Вбокъ уходятъ узкія колоритныя улочки.




18. на заднемъ планѣ - каѳедральная кирха св. Троицы.


19. Линія чуть южнѣе центра проходитъ по ул. K.Valdemar (былъ такой латвійскій мореплаватель), тамъ тоже очень фактурные виды съ деревянными домами.






продолжаемъ осмотръ: главнымъ образомъ Кароста -- военная база...
...точнѣе Портъ Александра III. Мѣсто въ цѣломъ оказалось не особо везучее - дважды базу сдавали противнику (1915 и 1941), дважды она оказывалась въ распоряженіи осколка-лимитрофа послѣ распада государственности (1920 и 1991); съ самаго начала строительства базы (1892) никакъ не могли опредѣлиться съ ея ролью, постоянно мѣняя планы. Немалые средства имперіи тутъ были въ буквальномъ смыслѣ закопаны въ землю: сперва тутъ строилась мощная крѣпость, а всего лишь черезъ нѣсколько лѣтъ начался ея частичный демонтажъ. (Что впрочемъ объяснимо сосѣдствомъ военнаго и торговаго портовъ.) Отсюда ушла въ морскую могилу подъ названіемъ "Цусима" Вторая Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Рождественскаго, произошло нѣсколько возстаній... И тѣмъ не менѣе, позитивныя страницы тутъ тоже были: имперская Либава стала колыбелью подводнаго флота Россіи - именно здѣсь въ 1906 г. былъ сформированъ легендарный "Учебный отрядъ подводнаго плаванія". .. Были осмотрѣны нами Тосмаре, центральная часть Каросты (то есть Порта Александра III ) съ соборомъ, берегъ канала и царскій мостъ, а также нѣсколько гарнизонныхъ кварталовъ. Ни молъ аванпорта, ни территорія Подплава, ни тюрьма, ни рядъ другихъ руинированныхъ объектовъ - дѣтсады, клубы, казармы ВЧ въ маршрутъ не вошли.

20. Взглянемъ на карту Балтики 1900-хъ годовъ, Либава тутъ отмѣчена мною краснымъ пунсономъ. Съ юга территорію подпираетъ выступъ границы кайзеровской Германіи съ прекрасно оборудованнымъ портомъ Мемелемъ и развитой желѣзнодорожной сѣтью Восточной Пруссіи.


Въ общемъ, выборъ мѣста для порта неоднозначенъ - при томъ, что созданіе порта потребовало рытья судоходнаго канала, устройства внутренней гавани и масштабныхъ дорогостоящихъ гидротехническихъ работъ. (Долженъ сказать, что только чисто коммерческія нужды, -- кстати трансатлантическіе пароходы причаливали именно сюда !!!, -- и необходимость въ случаѣ войны фланкировать рокадную Либаво-Роменскую ЖД могли оправдывать этотъ портъ, ну и профиль дна, профиль дна... Да, еще: отсель грозить мы будемъ Шведу... ) Была и болѣе сѣверная и отдаленная отъ границы Виндава или, скажемъ, островъ Эзель, болѣе защищенный отъ нападенія. Послѣдующая исторія показала, что Либава при такомъ разкладѣ была уязвима : въ Первую Міровую сперва её постоянно обстрѣливали нѣмцы, располагавшіе болѣе мощнымъ флотомъ и дальнобойной артиллеріей; а въ апрѣлѣ 1915-го портъ просто оставили, разрушивъ мостъ и остатки укрѣпленій, куда затѣмъ вошли кайзеровскія войска.

Но, повторимся, вопросъ былъ именно въ томъ, что порты сѣвѣрнѣе -- чаще и глубже замѣрзаютъ, да и профиль дна именно тутъ предоставляетъ выгоды; хуже того, теоретически , крупный океанскаго класса, торговый портъ стратегически нужно было прикрывать военно-морской базой.

21.Увы, въ Первую Міровую, Второй Рейхъ активно использовалъ бывшій царскій военный портъ - въ частности, отсюда былъ предпринятъ осенью 1917-го десантъ на Моонзундъ, завершившійся захватомъ острововъ. То же и въ довоенномъ СССР: латвійская Ліепая досталась ему въ относительной цѣлости и сохранности, однако разположеніе базы не давало никакихъ иллюзій, будучи пригоднымъ только для наступательной войны . При нападеніи Германіи базу оставили 27-го іюня, обороняя ея всего пять дней. Для сравненія: Моонзундскій архипелагъ Совѣтскій Союзъ оставилъ только 19 октября (ажъ черезъ полтора мѣсяца послѣ начала блокады Ленинграда), и оттуда же ВВС РККА летали на Берлинъ и другіе объекты, при томъ, что на сѣверномъ участкѣ успѣхи вермахта были очень впѣчатляющими.


Но какъ бы то ни было, цѣной колоссальныхъ затратъ къ началу 1900-хъ тутъ былъ сооруженъ крупный военный портъ, крѣпость съ артиллеріей, а также военно-морской городокъ, строившійся по регулярному плану. Территорія Порта Александра III была административно отдѣльной отъ гражданской Либавы единицей, имѣвшей свой почтовый индексъ и ограниченный доступъ.

22. Печально извѣстная 2-я Тихоокеанская эскадра на либавскомъ рейдѣ, готовится отправляться на Тихій океанъ. 2 октября 1904 года.



Итакъ, мы выходимъ въ районъ Порта Александрa III, переименованнаго въ Каросту.

23. Вотъ фрагментъ карты современной, какъ это называется латышскими республиканцами, Ліепаи. Кароста и Тосмаре - это самый сѣверъ города, стрѣлочками показанъ мой путь до Морского Собора. Правда, начиная отъ Тосмаре (переломъ направленія съ сѣверо-запада на западъ), я его продѣлалъ пѣшкомъ. Выступъ судоходнаго канала на сѣверъ и западный его берегъ - это и есть районъ Подплава -- Учебнаго Отряда подводнаго плаванія (основанъ въ 1906 г.), затѣмъ его занимали подводники совѣтскаго Балтфлота. Восточная часть - тутъ былъ СРЗ и сухіе доки для ремонта кораблей флота. Крестъ - это Морской Соборъ.

24. Что сразу же привлекаетъ вниманіе на мѣстности - это пронизанность ея ж/д путями, которые тутъ приходятъ къ береговой линіи буквально вездѣ. Здѣсь показанъ видъ на подходы къ портовому нефтетерминалу, онъ расположенъ на южномъ берегу канала.

25. Далѣе автобусъ слѣдуетъ на сѣверъ, огибаетъ тупиковую часть гавани, у поворота дороги на западъ, къ Каростѣ, и сразу же начинаются старые дома Порта Александра III.

26. Итакъ, вышли и идемъ вдоль типовыхъ царскихъ капитальныхъ домовъ, видимо, сооруженныхъ для служащихъ судоремонтнаго завода или офицеровъ базы. Понятное дѣло, что всѣ улицы сейчасъ тотально переименованы лимитрофной Латвіей на свой ладъ, и эта называется Генерала Баложа (Балодиса?) Вотъ вдоль нея мы и пойдемъ.

27. Вывѣски кое-гдѣ, тутъ и въ жилгородкахъ, остались еще совѣтскія - "независимая Латвія" въ этой страшной дырѣ особо не заморачивается полной вычисткой, разкорчёвкой русскаго духа, какъ въ другихъ, болѣе гламурныхъ мѣстахъ.


28. Магазины также размѣщаются въ царскомъ казенномъ фондѣ. Обратите вниманіе, что и тутъ на вывѣскѣ въ оформленіи попадаются русскія слова.


Продолжается ТУТЪ

имперскiе города, imperialism, Прибалтика, Эстэтство, baltic sea

Previous post Next post
Up