Имперская Либава (2)

May 04, 2015 04:57



Продолжается отсюда

29. Идемъ дальше вдоль улицы. Нѣкоторые дома заброшены полностью, а нѣкоторые еще жилые.

30. "Музей" исторіи базы тутъ можетъ попадаться практически во всѣхъ мѣстахъ - напримѣръ, въ сохранившихся старыхъ заборахъ. Исторія закончилась кстати въ 1994 году, началось survival -- выживаніе.


31. Подъѣздныхъ путей и тутъ много, проходятъ прямо черезъ жилые районы.


32. Есть и полуразрушенные дома.


33. Посмотримъ одинъ изъ нихъ изнутри.


34. Мощеніе во многихъ дворахъ и переходахъ старое, каменное, начала ХХ вѣка. Видно, что строили надолго, основательно.

35. А вотъ жилой домъ, въ хорошемъ состояніи.


36. Двери, мелкіе детали - многое уцѣлѣло еще Богъ знаетъ съ какихъ временъ. Заглянемъ внутрь?


37. Изнутри тоже фактурно. Сохранились и лѣстничныя перила съ коваными элементами, и двери, опять же, оригинальныя. Несмотря на то, что пережили много хозяевъ, оккупацій и войнъ.


38. Вдоль улицы съ южной стороны также сохранился царскій производственный фондъ.


39. Есть съ этой стороны и жилье, немного.


40. Напротивъ, на южной сторонѣ, уже видны припортовыя сооруженія внутренняго бассейна. Высокіе краны - со стороны СРЗ, восточной, а западная сторона (правѣй кадра) - территорія Подплава.


41. Здѣсь же есть и демонтированныя линіи, при томъ, что многочисленныя пересѣченія оставшихся вѣтокъ я просто не показываю - онѣ всѣ похожи другъ на друга (см. кадръ выше , № 31)


42. У парка (гарнизонное кладбище въ немъ показать увы не успѣемъ) стоитъ ровесница Цусимы - 37-метровая главная водонапорная башня съ насосной станціей, 1905 г. постройки.


43. Напротивъ нея - принципіальная развилка. Идти ли на Подплавъ, базу подлодокъ (въ кадрѣ - направленіе прямо), съ рискомъ не успѣть изъ-за темноты осмотрѣть центръ гарнизона, или всё-таки къ Собору съ мостомъ и каналомъ? Я подумалъ, и выбралъ второе. Къ тому же дождь шпаритъ,...


44. Такъ что идемъ въ основной жилгородокъ гарнизона, гдѣ соборъ. Вонъ онъ, уже показался изъ-за домовъ.


Значительная часть пятиэтажекъ недостроена, заброшена, кое-что населено Русскими , оставшимися послѣ эвакуаціи отсюда Балтійскаго флота, ликвидаціи в/ч 54605, судоремонтнаго завода СРЗ-29 и кое-какихъ еще производствъ. Вообще Русскіе составляли тогда порядка ТРЕТИ жителей города.
45. Съ инфраструктурой тутъ явная деструкція, видимо, нѣтъ денегъ совсѣмъ - вездѣ попадаются импровизированныя рѣшенія, типа вотъ такихъ водоотводовъ.

46. Выходимъ опять на центральную дорогу... Какое-то историческое зданіе. Пожилой русакъ рядомъ, увидѣвъ мой интересъ, сказалъ - "Красный Гастрономъ". Однако въ нёмъ ничего нѣтъ, окна задѣланы.


47. Приближаемся къ самому центру Порта Александра III . Рядъ старыхъ зданій представленъ тутъ только фундаментами - какъ будто кто-то огромный пришелъ и произвольно стеръ ластикомъ цѣлыя зданія.


48. Пробираемся вдоль сильно замурзанныхъ царскихъ двухъэтажекъ съ сараями на заднихъ дворахъ. Соборъ уже близко.

49. И вотъ наконецъ онъ, ліепайскій Морской Соборъ... смотритъ съ высоты на всѣ эти печальныя окрестности и запустѣніе, выплывая какъ градъ Китежъ -- и скрытый до поры , и нерушимый. ..


продолжаемъ отсюда
50. Ещё про Морской Соборъ.


Закладка и начало строительства - іюнь 1900 г. Освященіе - 22.08 (04.09 по нов.ст) 1903 г. состоялось въ присутствіи Государя Императора Николая II и его семьи. Проектъ и общее руководство строительствомъ осуществилъ Василій Антоновичъ Косяковъ, извѣстный архитекторъ изъ Петербурга. Соборъ построенъ Россійскимъ военнымъ вѣдомствомъ. Собирались пожертвованія. Главнымъ жертвователемъ сталъ Императоръ Николай II съ царской семьей. Контуры храма напоминаютъ корабль. Якорь въ основаніи креста - сѵмволъ надежды въ бурномъ житейскомъ морѣ. [...] Внутри соборъ поражаетъ объемомъ, заполненнымъ свѣтомъ. Вмѣсто привычныхъ для храмовъ такого масштаба колоннъ, соборъ имѣетъ четыре дугообразныя перекрещивающіеся арки, удерживающія сводъ съ куполомъ и центральный барабанъ. Такое архитектурное рѣшеніе позволило значительно увеличить внутреннее пространство и обезпечило возможность видѣть богослуженіе, находясь въ любой точкѣ храма.
(отсюда)

Судьба Либавского морского собора похожа на судьбу его кронштадтскаго собрата. Въ годы войны - пунктъ ПВО Нѣмцевъ (въ Кронштадтѣ - пунктъ корректировки огня РККА), послѣ войны - матросскій клубъ (въ Кронштадтѣ - кинотеатръ и концертный залъ). Однако либавскій соборъ, нѣсколько меньшаго масштаба, не разгораживался на два яруса, и богослуженія въ нёмъ возобновились раньше, въ декабрѣ 1991-го.

Интересна и ещё такая параллель: Оптинское Подворье въ СПб., архитекторъ почти буквально использовалъ этотъ-же свой проектъ.

51. Подходимъ къ скверу передъ нимъ съ западной стороны.




52. Вотъ что прямо пишетъ авторъ снимка: "Внутри съёмка была запрещена, а я, каюсь, полѣнился идти къ батюшкѣ и объяснять про себя, пытаясь испросить благословеніе на нее. Поэтому щелкнулъ наудачу съ поворотнаго экрана пару кадровъ, и больше не пытался. Соборъ весьма нестандартной архитектуры изнутри - двѣ пары плавно изогнутыхъ полуколоннъ огибаютъ пространство сверху и на потолкѣ обѣ пары перекрещиваются, оставляя пространство для барабана... впрочемъ это надо видѣть." Полагаемъ, снимать было НАДО.


53. Взглядъ отъ собора на югъ - куда, почти до Канала, ведетъ широкая эспланада.


54. Авторъ пишетъ "Рядомъ, слѣва отъ перспективы - проходъ къ памятнику. Хорошо, что я зналъ про его существованіе гдѣ-то около собора, а такъ легко и пропустить. Такъ что имѣйте въ виду." Это памятникъ въ честь моряковъ Второй Тихоокеанской эскадры. Какъ мы помнимъ по исторіи, ихъ одиссея закончилась трагически близъ береговъ Кореи.





55. Сами же либавскія перспективы реально поражаютъ: высаженныя въ строжайшемъ порядкѣ и интервалѣ деревья на прямыхъ, какъ стрѣла, широченныхъ и такихъ не ганзейскихъ улицахъ, разрослись за вѣкъ съ небольшимъ и сейчасъ представляютъ собой очень величественное зрѣлище. Особенно разителенъ контрастъ съ руинированными и заброшенными зданіями совѣтской и имперской эры. Ну и конечно, въ этихъ зеленыхъ перспективахъ затаились красивыя зданія, видимо начала XX вѣка. Увы, не установить быстро ни ихъ исторіи, ни ихъ первоначальнаго назначенія.



56. Есть и заброшенныя зданія. Остатки лѣпнины, капитальная отдѣлка - всё говоритъ о томъ, что, -- не рядовыя. Учтемъ: въ Либавѣ 1914 года проживало около 110 тыс. чел. , стало быть, для Имперіи это былъ городъ масштаба и значенія Владивостока. Тогда они были примѣрно равнозначны, при этомъ Либава была планировочно и архитектурно устроена лучше. Потомъ, конечно, судьбы двухъ городовъ радикально разошлись путями.




Это кстати по вопросу о томъ какъ въ СССР изгадили Пиллау съ Кёнигсбергомъ, Выборгъ съ Сортавалой , Ужгородъ и т.п. Извините, въ свободной республиканской Латвiи, съ ея великимъ демократизмомъ, ужасъ до чего свободной рыночной экономикой и немыслимо глубоко проведённой реформой ЖКХ, тоже кое-кого разруха покарала ( помните мои посты про разруху, которая покараетъ???) и тоже старое доброе имперiалистическое наслѣдiе оказалось новымъ прихватизаторамъ собственникамъ не по силёнкамъ!

Какъ мнѣ говорили, въ Двинскѣ (который латышскiе республиканцы кличутъ Даугавпилсомъ) , въ болѣе депрессивной Латгалiи, жилмассивъ крѣпости и гарнизона, да и прочая имперская недвижимость содержится ещё послабже. А тутъ какъ бы экономика должна быть сравнительно более живой, ибо портъ, море, рыболовство, транзитъ грузовъ, и ... что ?

57. Вокругъ зданій вездѣ сохранялось достаточное пространство для широкихъ аллей и зеленыхъ насажденій. Кое-что таки содержится сравнительно прилично.




58. Выходимъ на еще одну перспективу, вторую, что южнѣй собора.Дальше уже начинаются дома поскромнѣе. Должно быть, служебная жилплощадь господъ рабочихъ. Впрочемъ, тоже приличная недвижимость. У людей было самоуваженіе, немало самоуваженія. И: небезосновательно.




59. Послѣ третьяго пересѣченія, ближе къ каналу, стоятъ уже сталинки. Послѣвоенные. (Видимо на мѣстѣ пострадавшемъ отъ боевъ Второй Міровой , да отчасти и Первой.) Онѣ скромныя - понятно, роль Ліепаи въ СССР была намного скромнѣй, чѣмъ Либавы въ Россiйской Имперіи. Кстати , качество блюденiя и совѣтскаго жилфонда хвалёнымъ латышскимъ ЖКХ какъ видимъ можетъ быть не очень.


60. А южная перспектива отъ Собора сохраняется строгой, прямой и зеленой. Видны слѣды регулярнаго и строго соблюдавшагося плана застройки. Удивительно, что несмотря на двѣ міровыхъ войны, двѣ оккупаціи и перемѣны хозяевъ земли всё это сохранилось до сихъ поръ. Видать, не особо по силамъ что содержать, что сносить и вообще радикально перекраивать.


61. Дальше, около канала, регулярность теряется и начинается умѣренный хаосъ, мѣшанина скромныхъ одноэтажекъ.До канала парадная эспланада немного не доходитъ и тамъ уже по лѣсу разбѣгаются болѣе скромныя дороги. Надо понимать, что не всѣ аутентичныя постройки передъ Каналомъ могли уцѣлѣть, да даже и подъѣздные пути. Ну и архитектурные таланты совѣтскихъ хозяйственниковъ могли разыграться на "производственной площадкѣ" порта.




62. Выходимъ на берегъ канала. Онъ довольно широкій и сдѣланъ по уму: бетонные откосы, а наверху среди сосенъ проложена твердая тропинка, тоже бетонированная. Не для бурлаковъ-ли?

63. Вдали, на выходѣ въ аванпортъ, стоитъ красивый мостъ 1906 года постройки, спроектированный по эскизу Гюстава Эйфеля (полагаю, должны знать, кто это такой).


64. Вообще, масштабы произведенныхъ въ началѣ XX вѣка гидротехническихъ работъ просто поражаютъ. Вложили такія суммы денегъ и труда, чтобы создать такія сущности! Вдали слѣва - эксъ-стоянка судовъ Гидрографической службы ВМФ СССР, справа - работаетъ маякъ.


65. Теперь идемъ по тропкѣ къ мосту. Онъ разводной, и обѣ фермы при разводѣ поворачиваются на 90 град.Его судьба тоже весьма интересна: построили въ 1906, аккуратъ послѣ Русско-Японской войны. (То есть, въ какомъ-то смыслѣ это меморiалъ -- вотъ бы сейчасъ у насъ побольше строилось именно такихъ, дѣльныхъ, памятниковъ -- дорогъ, мостовъ, шлюзовъ, плотинъ, даже навѣсовъ ! А не многотонныхъ статуй, то грубыхъ, то изощрённыхъ до изврата! Хорошо бы какъ было ! ) Въ 1915 наступающіе Нѣмцы его повредили, и онъ долго - до 1932 г. - простоялъ недѣйствующій. Потомъ власти "Первой Латышской республики" таки ввели его въ строй, однако черезъ 9 лѣтъ, при оборонѣ совѣтской Ліепаи, въ іюнѣ 1941-го онъ опять былъ поврежденъ. Возстановленъ послѣ войны и долго служилъ пропускнымъ пунктомъ на въѣздѣ въ закрытую военную часть Ліепаи. Въ 2006-мъ въ него врѣзался грузинскій танкеръ (о-о!!!) , и его снова ремонтировали. Въ 2009-мъ онъ обрѣлъ первоначальный обликъ. Интересно, что мощёнъ онъ деревомъ -- такая элегантная конструкцiя !






Мостъ раздвигается . Снимокъ изъ комментовъ.


66. За мостомъ - видъ на аванпортъ и молы. Именно тамъ въ сентябрѣ 1904 г. (сѣвернѣй фарватера, на кадрѣ - правѣй) собиралась эскадра для похода на Тихій океанъ. Да упокоитъ ихъ Господь !

67. Однако прямой путь по берегу тутъ преграждаетъ водолазная школа. Въ отличіе отъ другихъ совѣтскихъ сущностей, она была востребована и постсовѣтской Латвіей, и сейчасъ работаетъ.

68. Переходимъ улицу близъ моста и идемъ на сѣверъ.


69. Либавскія "военно-морскія аллеи" не переставали поражать своей мощностью!


70. Опять правильная застройка. Авторъ пишетъ: "Тутъ меня издали окликнули мѣстные гопники, но я не сталъ вступать съ ними въ бесѣду, а увѣренно пошагалъ дальше....


Дверь ведетъ сейчасъ въ никуда. Интересно, куда она вела 110 лѣтъ назадъ?


...Къ госпиталю я не пошелъ, тѣмъ болѣе что онъ остался въ вѣдѣніи военно-морскихъ силъ Латвіи, и территорія была частично перегорожена. Такъ что опять свернулъ на востокъ, къ собору."


Продолжено далее ТУДА

имперскiе города, imperialism, Прибалтика, Эстэтство, baltic sea

Previous post Next post
Up