Оригиналъ взятъ у
m_gazizov въ
Попытки к сопротивлениюМне давно нужно было написать о человеке, о котором очень не хотелось писать. Это датский мыслитель Сёрен Кьеркегор.
Крайне неприятно писать о том, кто, по твоему мнению, на тебя похож. А похожесть бывает только нелицеприятного плана. Ведь любая похожесть - намёк на подмену; т.е., кто-то из двоих - лишний, и этот лишний, в любом случае - ты.
Листая записи Кьеркегора, я наткнулся на высказывание, после которого просто отбросил эти "афоризмы эстетика" в сторону, переваривая неприятный осадок:
"...судьба смеётся надо мной, показывая мне, как все мои попытки к сопротивлению превращаются в поэтические моменты...".
Эта фраза - образец сентиментализма.
Дело в том, что для романтика есть единственный внешний враг - обыватель,
филистер (spidsborgeren определению того же Кьеркегора). Но, обыватель - лишь проекция на так называемую внешнюю действительность настоящего врага - внутреннего. (С врагом во вне всегда сражаться легче, ибо он - перед тобой, а не внутри тебя; ибо при проектировании кажется, что твой внешний враг - не ты сам). Истинный враг романтика - это сентиментальность. Сентиментальность - страшна, ибо это и есть обывательщина, которая старается выдать себя за романтизм.
Что такое сентиментализм? Это жалость к себе в момент самопожертвования. То есть, ты жалеешь себя, когда идёшь на подвиг, а любой подвиг предполагает самозабвение, а ты не забываешь себя. Совершая так подвиг, ты обесцениваешь его до представления о подвиге.
Именно из сентиментализма родился экзистенциализм - когда в момент романтического порыва жалость к своему существованию доходит до физиологического переживания. Экзистенциализм - всего лишь сентиментальный натурализм.
Кстати, я уже примерно об этом
писал. .....................................................................................................................................
- Он одержим своим воображеньем.
- Идем за ним; нельзя оставить так.
- Идем. - Чем может кончиться все это?
- Подгнило что-то в Датском государстве.
А я , Кирилловецъ, кое-что сугубо своё добавлю.
Вдохновленное тутъ. Какъ знаютъ мои читатели, мой основной юзерпикъ украшаетъ датская статуя двухъ трубящихъ нордическихъ воиновъ (и есть еще юзерпикъ съ Крестомъ Шальбурга, а есть съ крестомъ и надписью съ Креста Шальбурга), и я вообще хорошо, душевно отношусь къ датскому монархизму, имперiализму, колонiализму, да кстати и фэодализму. Я противъ декаданса. Изъ написаннаго выше философски грамотнымъ авторомъ, я увидѣлъ именно что декадансъ. Я собственнно и безъ автора зналъ, что С.Кьеркегордъ есть патологическiй персонажъ, возможно съ примѣсью неарiйской крови, горбатый и, какъ говорили (скажемъ Григорiй Климовъ говорилъ) неправильно сэксуальный.
Съ другой стороны, побывавшему в Данiи, подышавшему тамъ воздухомъ и пообщавшемуся съ датскими интеллигентами, буржуа и простыми людьми наблюдателю -- очень чувствуется что Датскiй народъ по сю пору страдаетъ душевно отъ той катастрофы, что постигла его въ серединѣ XIX вѣка.
И сейчасъ я попытаюсь кое-что прозрѣть. Я же часто очень неплохо могу, правда?
По-моему, романтическая философiя, какъ больше литература нежели ученiе,-- была индуцируемымъ декадансомъ. Разжижемъ была. И глядя на датскую интеллектуальную жизнь -- это увы очень чувствуется.
Были тамъ до и параллельно Кьеркегорду и еще разлагатели , менее знаковые фигуры :
скажемъ
учитель Кьеркергорда былъ определенно подозрительнымъ типомъ , слишкомъ многое не опубликовавшимъ прижизненно, вольнодумцемъ и отставнымъ пасторомъ ,
ну или
вотъ такой сатирикъ и юмористъ вокругъ туссовался ,
а просвѣтителемъ страны въ то время былъ
неоднозначный либерально-романтическiй теологъ на нѣсколько лѣтъ запрещенный въ проповѣдованiи ,
еще были романтики-шеллингiанцы ведомые
вотъ кемъ ,....
такой разцвѣтъ мысли, знаете-ли, эмпирически предполагаетъ разпадъ жизни!
И вотъ такъ разжижъ дошелъ до роковой черты въ какой-то моментъ и
произошло одно эпическое предательство ...
ну и сразу же утратили колонiи -- вотъ
эту, вонъ
ту и вотъ
эту тоже,
а потомъ и
войну проиграли !
И, простите, кому досталось большинство этихъ датскихъ колонiй ?
Вотъ то-то же!
А ради такого выгоднаго дѣла, можно было и вложиться во внушенiе интеллектуаламъ доблестнаго и благоустроеннаго Датскаго народа неправильныхъ мыслей, поддѣрживать разжижателей Датскаго народа не одну пятилѣтку !
Итого: Будьте осторожны съ интеллектуалами! Смотрите, чтобы мѣжду ними не затѣсался декадентъ и просто половой уродъ! Особенно опасны поэтичные иррацiоналисты и бытово неустроенные критики мѣщанства. Интеллектуальная жизнь не должна быть самодостаточной (вообще реально самодостаточенъ только Богъ и желанiе иной самодостаточности есть безбожiе!) и сама по сѣбѣ не должна служить предмѣтомъ нацiональной гордости. Разцвѣтъ интеллектуализма иногда скрываетъ предпосылки очень пѣчальныхъ событiй, что иллюстрируется даннымъ случаемъ.
ВНИМ.!: мои эти ремарки еще будутъ уточняться ...
про то
какъ понимать самую разную литературу см. мою серiю постовъ .