какъ понимать литературу-46 : индукцiя упадка

Jan 30, 2014 15:23


Оригиналъ взятъ у m_gazizov въ Попытки к сопротивлению
Мне давно нужно было написать о человеке, о котором очень не хотелось писать. Это датский мыслитель Сёрен Кьеркегор.
Крайне неприятно писать о том, кто, по твоему мнению, на тебя похож. А похожесть бывает только нелицеприятного плана. Ведь любая похожесть - намёк на подмену; т.е., кто-то из двоих - лишний, и этот лишний, в любом случае - ты.



Листая записи Кьеркегора, я наткнулся на высказывание, после которого просто отбросил эти "афоризмы эстетика" в сторону, переваривая неприятный осадок:

"...судьба смеётся надо мной, показывая мне, как все мои попытки к сопротивлению превращаются в поэтические моменты...".

Эта фраза - образец сентиментализма.
Дело в том, что для романтика есть единственный внешний враг - обыватель, филистер (spidsborgeren определению того же Кьеркегора). Но, обыватель - лишь проекция на так называемую внешнюю действительность настоящего врага - внутреннего. (С врагом во вне всегда сражаться легче, ибо он - перед тобой, а не внутри тебя; ибо при проектировании кажется, что твой внешний враг - не ты сам). Истинный враг романтика - это сентиментальность. Сентиментальность - страшна, ибо это и есть обывательщина, которая старается выдать себя за романтизм.
Что такое сентиментализм? Это жалость к себе в момент самопожертвования. То есть, ты жалеешь себя, когда идёшь на подвиг, а любой подвиг предполагает самозабвение, а ты не забываешь себя. Совершая так подвиг, ты обесцениваешь его до представления о подвиге.
Именно из сентиментализма родился экзистенциализм - когда в момент романтического порыва жалость к своему существованию доходит до физиологического переживания. Экзистенциализм - всего лишь сентиментальный натурализм.
Кстати, я уже примерно об этом писал.

.....................................................................................................................................

- Он одержим своим воображеньем.
- Идем за ним; нельзя оставить так.
- Идем. - Чем может кончиться все это?
- Подгнило что-то в Датском государстве.

А я , Кирилловецъ, кое-что сугубо своё добавлю. Вдохновленное тутъ.

Какъ знаютъ мои читатели, мой основной юзерпикъ украшаетъ датская статуя двухъ трубящихъ нордическихъ воиновъ (и есть еще юзерпикъ съ Крестомъ Шальбурга, а есть съ крестомъ и надписью съ Креста Шальбурга), и я вообще хорошо, душевно отношусь къ датскому монархизму, имперiализму, колонiализму, да кстати и фэодализму. Я противъ декаданса. Изъ написаннаго выше философски грамотнымъ авторомъ, я увидѣлъ именно что декадансъ. Я собственнно и безъ автора зналъ, что С.Кьеркегордъ есть патологическiй персонажъ, возможно съ примѣсью неарiйской крови, горбатый и, какъ говорили (скажемъ Григорiй Климовъ говорилъ) неправильно сэксуальный.

Съ другой стороны, побывавшему в Данiи, подышавшему тамъ воздухомъ и пообщавшемуся съ датскими интеллигентами, буржуа и простыми людьми наблюдателю -- очень чувствуется что Датскiй народъ по сю пору страдаетъ душевно отъ той катастрофы, что постигла его въ серединѣ XIX вѣка.

И сейчасъ я попытаюсь кое-что прозрѣть. Я же часто очень неплохо могу, правда?

По-моему, романтическая философiя, какъ больше литература нежели ученiе,-- была индуцируемымъ декадансомъ. Разжижемъ была. И глядя на датскую интеллектуальную жизнь -- это увы очень чувствуется.

Были тамъ до и параллельно Кьеркегорду и еще разлагатели , менее знаковые фигуры :

скажемъ учитель Кьеркергорда былъ определенно подозрительнымъ типомъ , слишкомъ многое не опубликовавшимъ прижизненно, вольнодумцемъ и отставнымъ пасторомъ ,

ну или вотъ такой сатирикъ и юмористъ вокругъ туссовался ,

а просвѣтителемъ страны въ то время былъ неоднозначный либерально-романтическiй теологъ на нѣсколько лѣтъ запрещенный въ проповѣдованiи ,

еще были романтики-шеллингiанцы ведомые вотъ кемъ ,....

такой разцвѣтъ мысли, знаете-ли, эмпирически предполагаетъ разпадъ жизни!

И вотъ такъ разжижъ дошелъ до роковой черты въ какой-то моментъ и произошло одно эпическое предательство ...

ну и сразу же утратили колонiи -- вотъ эту, вонъ ту и вотъ эту тоже,

а потомъ и войну проиграли !

И, простите, кому досталось большинство этихъ датскихъ колонiй ?

Вотъ то-то же!

А ради такого выгоднаго дѣла, можно было и вложиться во внушенiе интеллектуаламъ доблестнаго и благоустроеннаго Датскаго народа неправильныхъ мыслей, поддѣрживать разжижателей Датскаго народа не одну пятилѣтку !

Итого: Будьте осторожны съ интеллектуалами! Смотрите, чтобы мѣжду ними не затѣсался декадентъ и просто половой уродъ! Особенно опасны поэтичные иррацiоналисты и бытово неустроенные критики мѣщанства. Интеллектуальная жизнь не должна быть самодостаточной (вообще реально самодостаточенъ только Богъ и желанiе иной самодостаточности есть безбожiе!) и сама по сѣбѣ не должна служить предмѣтомъ нацiональной гордости. Разцвѣтъ интеллектуализма иногда скрываетъ предпосылки очень пѣчальныхъ событiй, что иллюстрируется даннымъ случаемъ.

ВНИМ.!: мои эти ремарки еще будутъ уточняться ...

про то какъ понимать самую разную литературу см. мою серiю постовъ

.

imperialism, империализм, какъ понимать литературу?, духовность, приличие, Дания, интеллигенция, истина, baltic sea, феодализмъ&крѣпостничество, инволюция, europe, коварный Альбiонъ, отрава, пространство, философское

Previous post Next post
Up