Железнодорожная линия на Васильевском острове

Sep 02, 2013 20:32

Удивительно, но на Васильевском острове в Санкт-Петербурге есть полноценная железная дорога! Казалось бы, как она может существовать на острове, куда не ведет железнодорожный мост? В этом и состоит ее уникальность. Это одна из трёх полностью изолированных железных дорог (кроме неё, в России подобное есть на Сахалине - тоже острове, и в далёком суровом Норильске). При этом даже многие петербуржцы не знают о её существовании и уверены, что такого в принципе не может быть.



Местоположение железной дороги на сайте Wikimapia:


Дорога существует с 1928 года и расположена в юго-западной части острова. Пути соединяют друг с другом цеха Балтийского завода, а раньше ими пользовался также завод "Севкабель". Протяженность всех путей в настоящее время составляет 4,2 километра. Вагоны поступают на линию посредством парома через Большую Неву от станции Новый Порт на Гутуевском острове. Для этой переправы в 1972 году по специальному проекту здесь же, на Балтийском заводе, был построен уникальный паром-ледокол. Правда, почти вся линия скрыта за заборами этих двух заводов. Единственное место, где дорога доступна постороннему взгляду - это железнодорожный переезд у пересечения Косой линии и Детской улицы, рядом с трамвайной конечной. Переезд оборудован шлагбаумом и постом дежурного. Сейчас дежурного нет - это связано с минимальным объемом движения, раньше через переезд проходило гораздо больше поездов. На территории Балтийского завода, вероятно, движение по железной дороге продолжает оставаться довольно интенсивным. В 2003 году на территорию Балтийского завода прибывали на пароме 5 - 15 вагонов в сутки, преимущественно цистерн.
Железная дорога является полностью изолированной с конца 1990-х годов: к этому времени Балтийский завод и "Севкабель" перестали пользоваться услугами грузовых трамваев. На территории обоих заводов заходили подъездные грузовые трамвайные пути. Вполне возможно, что на территории завода имелись гейты - переходы трамвайных путей в железнодорожные (как, например, в Москве на Угрешской улице), и поэтому Василеостровскую железнодорожную сеть можно было назвать "полуизолированной", так как трамвай имел непосредственные соединения с "большой" железной дорогой в других местах, и в случае необходимости можно было доставить некоторые виды вагонов через городскую трамвайную сеть. С 1997 года грузовой трамвай в Петербурге исчез как явление, а последним его пользователем был именно "Севкабель".
Я убедился в существовании железнодорожной сети на Васильевском острове 31 июля 2013 года.
Вид в сторону основной части Балтийского завода:


Пост (возможно, бывший) дежурного по переезду. Имеет капитальный вид и составляет с забором архитектурное единое целое.


С другой стороны Косой линии - ворота к дальним цехам Балтийского завода, а раньше - и на территорию завода "Севкабель"


Путевое развитие за воротами:


Железнодорожный паром (фото позаимствовано с форума "aroundspb.ru"). Больше фотографий парома - на сайте "Водный транспорт"


А теперь самое интересное - доказательство того, дорога используется: видеозаписи поезда с тепловозом ТГМ23Б-3021 (сделаны не мной).

image Click to view



image Click to view


По неподтвержденным данным, в распоряжении завода имеются 3 тепловоза серии ТГМ23Б, железнодорожный кран КДЭ-161, поливомоечная машина и вагон для перевозки персонала, а также несколько товарных вагонов.
Спасибо за внимание!

P.S. В мае 2019 года на Балтийском заводе состоялся торжественный спуск на воду нового атомного ледокола "Урал". На это мероприятие допускались все желающие, а заодно можно было увидеть железнодорожные пути на территории завода, обычно скрытые от посторонних глаз. Их фотографии, в числе прочих, сделал Константин nord_ursus, в журнале которого они опубликованы. Также интересный и более подробный материал про эту железную дорогу есть у Олега Кулешова kuleshovoleg.

секретные ж.д., трамвай, подъездной путь, Железная дорога, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up