Железнодорожная линия Ильино - Фролищи

Aug 19, 2014 21:22

Огромный лесной край разместился к северу от Гороховца, на стыке трех областей: Владимирской, Нижегородской и Ивановской. Посреди этой глухомани, на высоком берегу реки Лух, разместился небольшой поселок Фролищи с древним Свято-Успенским Флорищевым монастырем. К поселку ведет небольшая тупиковая железнодорожная линия от станции Ильино на магистрали Москва - Нижний Новгород. Она довольно необычно выглядит на карте - проходит почти строго по границе Владимирской и Нижегородской областей. Об этой линии - мой рассказ.



Глухая болотистая и малонаселенная местность к северу от Клязьмы издавна использовалась как место для военных учений. В 1930-е годы здесь был создан Гороховецкий артиллерийский полигон. Примерно в то же время для обслуживания полигона было проложена железнодорожная линия от станции Ильино. Первоначально она относилось не к МПС (туда она была передана в 1956 году), а к структурам Министерства Обороны. Линия Ильино - Фролищи была не единственной в этом районе: почти одновременно с ней были построены второстепенные ответвления Великое Озеро - Лух и Инженерная - Золино. Они продолжают оставаться ведомственными. Первое из них заслуживает подробного описания.
Поселок Старая Почайка, в котором находится станция Лух, стал начальным пунктом лесовозной узкоколейной железной дороги. На лесозаготовках работали репрессированные советские граждане и военнопленные немцы. Лагеря просуществовали до конца 1960-х годов, после чего поселки Старая и Новая Почайка были заброшены. Линия на Лух стала использоваться для связи с дезинфекционно-промывочной станцией для очистки вагонов. Неиспользуемая часть линии до станции Лух была разобрана. В 1970-е годы близ Дезпромстанции была построена кольцевая линия вокруг озера Великое для испытаний подвижного состава. В отличие от известной Щербинки, здесь испытывали военную технику. Сейчас от кольца осталась только северная половина - линия на Дезпромстанцию. Фотографии кольца (причем не одного!) можно посмотреть в репортаже А. Фетисова.
В начале 2009 года пассажирское сообщение на линии Ильино - Фролищи было отменено. Казалось бы, вероятность восстановления нулевая, ведь параллельно железной дороге тянется асфальтовая. Но ситуация стала развиваться необычным для последних лет образом: на просьбы местных жителей быстро отреагировало правительство Нижегородской области, и уже в апреле движение было восстановлено. Причем впервые появилась возможность добраться на поезде напрямую до Нижнего Новгорода, раньше приходилось делать пересадку в Ильино.
Поездка по железнодорожной линии Ильино - Фролищи состоялась 18 июля 2014 года. Ради этой поездки нам пришлось вставать в 3:30 ночи, чтобы успеть на 5-часовую электричку Нижний Новгород - Гороховец.
Станция Ильино встречает нас ухоженным вокзалом начала 1950-х годов:


В тупике уже стоял "рельсовый автобус" на Фролищи - дизель-поезд РА1.


Редко кто ездит здесь в такую рань. Кроме нас было еще два человека: кондуктор и еще один пассажир, ехавший до Великого Озера. Со слов кондуктора, иногда поезд бывает совсем пустой. Большинство же ездит утром из Фролищ в Нижний Новгород, вечером - обратно.


Отправление - в 6:30. Довольно долго поезд идет по окраинам поселка Ильино.


...Который резко сменяется глухим лесом.


Вдоль линии много болот и небольших озер.


Через 10 минут после отправления - первая остановка Чичерово на пересечении с федеральной автотрассой М7 Москва - Нижний Новгород. Собственно остановочный пункт здесь ограничивается табличкой "Остановка локомотива" и стойкой с расписаниями. С противоположной стороны есть трехэтажная (!) будка дежурного по переезду.


Как и следовало ожидать, никто не вошел и не вышел.
Через полкилометра - несколько стрелок и путей посреди леса. Ни станции, ни души!


Автодорога то и дело сближается с железной, пересекает ее.


На станции Инженерная регулярно производится погрузка и выгрузка военной техники. Мне удалось застать процесс в действии:


Поезд остановился и открыл двери, хотя в расписании здесь остановка не заложена. Атмосферное деревянное здание дежурной по станции:


Через несколько минут - главная промежуточная станция на линии - Великое Озеро, а также единственный на линии населенный пункт с заурядным названием Центральный. Отпочковываются пути, в основном малоиспользуемые, к многочисленным воинским частям.


Станция встречает приезжающих уникальным двухэтажным деревянным вокзалом 1930-х годов. Увы, здание по назначению не используется:


От станции Великое Озеро, помимо вышеописанного кольца от линии на Дезпромстанцию, отходят еще два (!) кольцевых ответвления. Одно из них проходит насквозь через три воинских части, второе, к северу от станции, разобрано.
Так мы преодолели ровно половину пути до Фролищ. Еще полчаса нам предстоит двигаться по лесной глуши и любоваться рассветом.


Обилие сосен и мхов напомнило мне Карелию, а именно линию Лодейное Поле - Янисъярви.


Видео:

image Click to view


Местами вдоль линии ведутся вырубки.


Наконец показываются стрелки и очередные заборы воинских частей. Поезд прибывает на конечную станцию.




Его уже ожидали пассажиры. Через 20 минут он отправится в путь в Нижний Новгород.


Я решил не создавать лишних проблем, поэтому подробно фотографировать станцию не стал. Сама станция ограничивается тремя путями и невзрачным зданием дежурного. Фото тов. FrolishiKraeved, 2006 г.:


Мы идем через лес, разделяющий станцию и поселок, в сторону монастыря.
На обратном пути (в автобусе Фролищи - Дзержинск) я догадался, почему поезд пользуется таким спросом. Среди местных шоссейная дорога во Фролищи именуется "дорогой смерти", туда отказываются ездить таксисты. Она определённо худшая, по которой я когда-либо ездил: асфальт, вероятно, не меняли с советских времен, количество ухаб на единицу длины делает невозможным передвижение со скоростью больше 20 километров в час на всем протяжении. К тому же, автобус значительно дороже поезда.
Прошу простить за некачественные фотографии, из-за неожиданных проблем с аккумулятором фотоаппарата снимать пришлось на камеру телефона.
Спасибо за внимание.

малодеятельные линии РЖД, секретные ж.д., Фролищи, Нижний Новгород, Железная дорога

Previous post Next post
Up