Фантастическая сага. Как создавался сценарий «Звездных войн». Часть 1

Dec 13, 2013 15:54

«Уникальный», «культовый», «феномен», «фильм поколения» - это лишь часть эпитетов, которые обычно можно встретить в описаниях, посвященных легендарной ленте Джорджа Лукаса, вышедшей на экраны в далеком 1977 году. Разумеется, фильмов, которые бы нравились всем не бывает, и «Звездные войны» не исключение. Но вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что картина Лукаса оказала огромнейшее влияние как на сам западный кинематограф, вместе с «Челюстями» фактически создав нынешнюю блокбастерную систему, так и на всю современную поп-культуру.

Более того, само словосочетания «Звездные войны» уже давно не относится только к фильмам - это целая многомиллиардная индустрия, включающая в себя компьютерные игры, комиксы, анимационные сериалы, книги и многое другое. Но самое главное, без чего всё это было бы невозможно - это миллионы преданных поклонников, верящих в созданную Лукасом вселенную, покупающих тематические продукты, во время переписи населения вписывающие слово джедаизм в графу «вероисповедание», и в данный момент так пристально следящих за всеми слухами и новостями о седьмом эпизоде саги.




Журнал Уиллса

Сейчас это кажется забавным, но вся история появления на свет «Звездных воин» представляла собой по сути один сплошной путь в неизвестность. У Джорджа Лукаса никогда не было продуманного плана того, как перевернуть кинематограф. Да, он с юношеских лет хотел сделать свою космооперу, что-то в духе «Флэша Гордона», права на которого он в свое время пытался безрезультатно выкупить, и у него было много разнообразных идей и сюжетных задумок. Проблема заключалась в том, что Лукас не знал, как соединить эти кусочки мозаики воедино и создать цельную историю.

Потому он начал с самых основ. Лукас стал собирать и записывать все самые странные и экзотические имена и названия, которые только мог найти, и перетасовывать их, образуя разные фрагменты, которые он затем пытался свести в единое повествование.

Первым пробным камнем стал написанный сорок лет назад, в январе 1973 года, маленький двухстраничный документ, получивший название «Журнал Уиллса». Он состоял из двух частей и начинался со следующей фразы: «Это История Мэйса Уинду, преподобного джедай-бенду с планеты Офучи, рассказанная нам Чуи Два Торпом, учеником-падаваном великого джедая».

Первая часть документа рассказывала нам о Чуи Торпе, отцом которого был Хан Дардел Торп, главный пилот прославленного крейсера «Тарнак». В возрасте шестнадцати лет, Чуи поступил в межпланетную академию, где начал обучение на джедая-храмовника и стал учеником Мэйса Уинду - военного советника Председателя Альянса независимых систем. Но завистники и недоброжелатели испугались того, что Уинду станет могущественнее, чем лидер Галактической империи, и организовали против него заговор. Уинду пришлось уйти со своего поста, и Чуи решил последовать за своим учителем.

Действие второй части разворачивалось спустя четыре года. Уинду и Чуи охраняют важный груз, который доставляется на планету Явин. Там их находит курьер, посланный самим Председателем Альянса, после чего Уинду и Чуи отправляются на пустынную планету Йоширо, где и начинается их "величайшее приключение". На этом текст обрывался.


Планета Явин (один из серии замечательных рисунков Ральфа МакКуорри).

Это не было ни сценарием, ни тритментом, ни даже синопсисом, но первый шаг был сделан. Лукас продолжил смешивать имена, и постепенно у него начал выкристаллизовываться тот самый странный мир, соединявший в себе элементы комиксов, бульварного чтива и космооперы, который он так хотел создать.

Синопсис
Следующим шагом стал датированный апрелем 1973 года 13-страничный синопсис (в принципе, его правильнее было бы назвать тритментом) под названием «Звездные войны».

33 столетие. По всей галактике полыхает пламя гражданской войны. Принцесса из мятежного клана вместе со своей сокровищницей и прислугой пытается пересечь контролируемую Империей территорию и достичь безопасной планеты Офучи. Управляющий Империей Сюзерен узнаёт об этом, и его флот устраивает космическому кораблю принцессы ловушку возле зелено-голубой планеты Аквила.

Принцессе, сопровождающему ее легендарному генералу Люку Скайуокеру и двум захваченных в плен глупым и жадным имперским чиновникам, которые лелеют надежду украсть некий бесценный минерал «аура спайс», перевозимый принцессой в своем багаже, удается спастись и приземлиться на поверхности Аквилы.

Выдавая себя за фермеров, Скайуокер и принцесса пытаются добраться до космопорта Гордон. По пути они сталкиваются с имперским патрулем, и после боя прячутся в руинах разрушенного храма, где, как оказывается, оборудовала свое тайное убежище группа подростков, планирующих бороться с Империей. Разумеется, они мечтают помочь принцессе. Генерал Скайуокер категорически против, но после того, как ребята убивают напавшего на них чудовищного монстра, меняет свое решение.

Добравшись до космопорта, Скайуокер заходит в местную кантину, где вскоре демонстрирует свое виртуозное владение лазерным мечом, когда группа инопланетных бандитов начинает издеваться и провоцировать его попутчиков. Герой договаривается с капитаном звездолета, чтобы тот доставил принцессу на планету Офучи.

Но имперские агенты узнают про план Скайуокера и устраивают засаду на территории космопорта. После перестрелки повстанцы угоняют первый попавшийся транспортный корабль. Начинается космическая погоня - имперские истребители преследуют героев по всей галактике, пока, наконец, их поврежденный корабль не падает на планете Явин, которую населяют огромные, покрытые шерстью аборигены, использующие для передвижения неких птицеподобных существ. Эти существа окружают выживших, и Скайуокеру приходится принять вызов и сразиться с их лидером.


Один из альтернативных дизайнов Чубакки

Скайуокер разрубает вождя племени лазерным мечом, после чего разгневанные аборигены скидывают генерала с трехсотметрового обрыва в кипящее озеро, а затем отдают принцессу имперскому отряду, который доставляет ее в столицу империи Альдераан.

Но, как выясняется, Скайуокер зацепился за лиану и остался жив. Он находит выживших подростков на ферме, которой владеет женившейся на аборигенке человек, ненавидящий империю. Тот дает Скайуокеру координаты находящейся на Явине имперской базы, после чего генерал вместе с ребятами нападает на нее и захватывает имперские истребители.

Скайуокер обучает молодежь управлению космическими кораблями, и они совершают налет на Альдераан, освобождают принцессу и доставляют ее на Офучи. В честь героев проводится парад, двух имперских чиновников, которые всё это время участвовали в одиссее героев, щедро награждают, после чего до них, наконец, доходит, что они совершили «историческое путешествие с полубогами».

Как можно заметить, для своей первой истории Лукас взял очень много элементов из ленты «Скрытая крепость» - и вряд ли кто-то удивится, узнав, что режиссер даже планировал выкупить права на ее ремейк. Дальнейшие переписывания, конечно, изменили очень многое, но всё же можно сказать, что фильм Акиры Куросавы определенно являлся одним из важнейших источников вдохновения для создания саги.

image Click to view


На эту тему можно посмотреть фрагмент документалки под красноречивым названием "Everything is a Remix".
В мае 1973 года Лукас показал свой синопсис студии United Artists. Та оценила бюджет планируемого фильм в три миллиона долларов, после чего отказалась от такого странного и дорогостоящего проекта. Следующей студией, которой Лукас предложил свой материал, стала «Юниверсал» - и снова его ждал отказ.

Наконец, предложением Лукаса заинтересовался глава студии «20 Век Фокс» Алан Лэдд-мл. Интересно, что он тоже достаточно скептически отнесся к самой идее фильма, но поверил в талант Лукаса и потому выделил ему 150 000 долларов (как позже сказал сам Лукас, «он инвестировал не в фильм, а в меня»), чтобы тот написал полноценный сценарий и затем поставил фильм.

На то, чтобы перейти от синопсиса к сценарию, Лукасу потребовался год. В мае 1974 года он представил так называемый «черновой сценарий».

Черновой сценарий
Из открывающего текста мы узнаём, что на протяжении ста тысяч лет джедаи-бенду были самыми бесстрашными воинами во всей вселенной. С их помощью Империя завоевала бесчисленное количество миров. Но после образования Новой империи и Великого восстания, рыцари ситхи уничтожили практически всех джедаев.

Действие начинается в системе Утапау. На одной из ее пяти лун прячется один из последних выживших джедаев по имени Кейн Старкиллер. Некогда один из величайших воинов, после многочисленных битв и потери конечностей он фактически превратился в киборга - от старого тела у него осталась только голова и правая рука. У Кейна есть два сына - Анникин (18 лет) и Деак (10 лет), которых он обучает искусству джедаев. Однажды на планету приземляется корабль с ситхом-ассасином. Кейн убивает его в поединке, но при этом гибнет его младший сын.

После этого Анникин и Кейн решают вернуться на родную планету Аквилу, которая находится в системе с двумя солнцами. Аквила - одна из последних независимых систем, которые отказываются подчиниться Новой империи. Планета издавна славится своими учеными умами и программой генетических исследований, и потому имеет стратегическое значение.

Мы переносимся в столицу империи Альдераан, где император Кос Дашит принимает парад войск, которые вскоре отправятся на завоевание непокорной системы. Непосредственно руководить операцией будут Криспин Хедакк (будущий губернатор планеты) и несколько военных, в числе которых персонаж по имени Дарт Вейдер (в этой версии это ничем не примечательный генерал). Позже к ним присоединится рыцарь-ситх по имени Валор.

На Аквиле тем временем царит разброд и шатание. Командующий обороной планеты генерал Люк Скайуокер (которому далеко за шестьдесят) хочет нанести превентивный удар по Империи. Король Кайос в принципе поддерживает своего военачальника, но коррумпированный сенат планеты активно противодействует этим планам, не желая войны.

В это смутное время на Аквилу прибывает Кейн Старкиллер с сыном. Повидавшись со старым другом, он просит Скайуокера завершить обучение сына, ибо сам он вскоре умрет, а Анникину не хватает дисциплины - к примеру, он сразу после прибытия начинает активно обхаживать местный женский персонал базы, что явно несовместимо с моральным кодексом джедаев.

Тем временем с Альдераана прилетает один из шпионов Скайуокера по имени Клиг Уитсан, который предупреждает о том, что к системе Аквилы движется огромная боевая станция Империи. Скайокер поручает Анникину как можно быстрее забрать дочь короля, четырнадцатилетнюю принцессу Лею из академии (что он проделает с немалым «изяществом», вырубив ее ударом в челюсть), а сам объявляет тревогу.

Но слишком поздно - Звезда Смерти уже вошла в систему и начала бомбардировку Аквилы. Большая часть защитников планеты и король погибают, но в воздух успевает подняться несколько истребителей, которые наносят немалый урон станции. Затем сенат объявляет о капитуляции.

Тем не менее, двух роботов С3РО и R2D2 (в этой версии R2 может разговаривать и передвигается, шагая на трех ногах) так сильно пугает атака истребителей, что они в панике бегут со станции Империи и приземляются на планете, где их находят Анникин с Леей. Герои добираются до так называемой «Скрытой крепости», где мать Леи готовит план побега - она планирует эвакуировать дочь и двух своих малолетних сыновей на контролируемую промышленниками планету Офучи.


Первый дизайн С23РО и R2D2

В качестве платы за помощь аквиланцы должны в прямом смысле слова пожертвовать своими лучшими умами - сопровождающий принцессу генерал Скайуокер передаст им сохраненные сознания тридцати ученых планеты, чьи тела после операции по извлечению разума уничтожаются, чтобы они не достались Империи.

Как только Скайуокер, Лея, Анникин и Уитсан отправляются в путь, королева запускает механизм самоликвидации, и скрытая крепость сгорает в пламени ядерного взрыва. Взбешенные имперцы решают любой ценой отыскать хотя бы одну особу королевской крови, с помощью которой можно было бы управлять непокорной планетой, и начинают поиски беглецов.


Разборки в кантине (автор, разумеется, Ральф МакКуорри)

Наши герои проходят через несколько имперских патрулей и добираются до космопорта Гордона, где в местной кантине Скайуокер демонстрирует свое владение лазерным мечом (это, вероятно, единственная сцена, которая без изменений прошла от синопсиса до итогового фильма), а затем встречается с членом сопротивления Ханом Соло, который должен подыскать им корабль. В данной версии Соло - зеленокожий гуманоид без носа и с жабрами.

Герои пытаются улететь с планеты, но попадают в ловушку ситха Валора, в результате чего их берут в плен. Затем им удается сбежать, пробиться через врагов и угнать звездолет. Далее следует сцена космического боя, когда корабль беглецов пытается укрыться от преследователей в астероидном поле. Героям удается этот трюк (правда, в процессе его выполнения Анникина чуть не высасывает в открытый космос), но корабль получает непоправимые повреждение и разваливается на части.


Один из ранних дизайнов "Тысячелетнего сокола"

Уитсан жертвует собой, чтобы активировать заклинившую систему отстрела спасательных капсул - и остальные персонажи приземляются на планете Явин. Принцессу Лею захватывают в плен местные охотники и отвозят ее на имперскую базу, откуда ее позже переправят на Звезду Смерти. В то же время Анникин спасает от охотников пленных вуки (которые являются коренными обитателями Явина), и после некоторых недоразумений те провозглашают его местным богом.

Тем временем Скайуокер встречает антрополога Оуэна Ларса, который рассказывает ему про имперскую базу. База, как выясняется, уже год безрезультатно осаждается племенем вуки. И генерал разрабатывает план ее штурма. Вуки выманивают имперский танк, после чего герои захватывают машину и с помощью ее тяжелых орудий пробивают защитный периметр. Вуки захватывают всю базу и в придачу несколько космических кораблей.

Аникин, который за время путешествия влюбился в Лею, не собирается терять ни минуты и сразу же отправляется на Звезду Смерти за принцессой, в то время как Соло и Скайуокер открывают среди вуки экспресс-курсы по пилотированию.

Анникину удается проникнуть на борт космической станции, но его достаточно быстро ловят и собираются казнить. Но затем, совершенно внезапно, Валор восхищается смелостью поступка джедая и помогает ему бежать. Вместе они освобождают Лею и успевают эвакуироваться со Звезды Смерти до того, как свежеиспеченные пилоты-вуки на захваченных имперских кораблях уничтожают станцию. После этого следует церемония награждения, где королева Лея провозглашает Анникина новым лордом-протектором Аквилы.


Так бы мог выглядеть постер этих "черновых" Звездных войн

Такой была самая первая версия сценария «Звездных войн». Она всё еще весьма сильно отличалась от всем известного фильма, но ее сюжет уже стал к нему чуточку ближе. Были намечены основные сюжетные линии, и, как можно заметить, несколько идей чернового сценария Лукас использовал в дальнейших частях саги. Так эпизод с астероидным полем попал в пятый эпизод, осада имперской базы и ее захват с использованием угнанного танка вошли в шестой эпизод, а подсюжет с находящейся в блокаде независимой системой очень напоминает завязку первого эпизода.

Наверное, нет смысла подробно останавливаться на недостатках этой версии - само ее название свидетельствует о том, что это лишь черновик. В ней есть откровенно схематично обозначенные персонажи, хватает мелких эпизодов, которые, вероятно, должны были продемонстрировать размах созданной Лукасом вселенной, но при этом никак не влияют на сюжет, и в ней слишком много слабомотивированных сюжетных ходов, вроде вообще ничем не объясненного перехода ситха на сторону джедаев.

Стоит отметить еще пару любопытных фактов из этого сценария. Например, столица Империи в этой работе представала в виде ослепительно сверкающего города, возвышающегося над атмосферой Альдераана на платформе, установленной на башне, чье основание скрыто от наблюдателя облаками (внешний вид этой конструкции сравнивается с грибом). Позже эта концепция трансформировалась в Облачный Город из пятого эпизода. В сценарии также можно найти почти все имена, которые так или иначе затем использовались в трилогии, но, как правило, абсолютно в другом качестве: так, Биггс - это один из королевских отпрысков, Таркин - сенатор всего с одной репликой, а Антилес - космический торговец, которого можно увидеть в баре на Альдераане.


Альдераан

Интересно также то, что в этой версии концепция Силы еще толком не проработана: джедаи и ситхи - это, по сути, просто отлично тренированные воины, и что именно дает им владение Силой нам не поясняют. Кроме того, световой (в сценарии он назван лазерным) меч является стандартным вооружением всех имперских солдат, а не отличительным атрибутом владеющих Силой воинов.

В июле 1974 года Лукас представил новый драфт, который известен как «первый сценарий». В сущности, это всё тот же черновой сценарий, с парой косметических отличий. Основная разница между ними заключается в том, что Лукас по известной только ему причине зачем-то поменял большую часть названий и имена персонажей. Вот лишь некоторые примеры:

• 18-летний Анникин Старкиллер превратился в 16-летнего Джастина Валора.
    • Отца Джастина стали звать Акирой.
    • Парочка роботов стала именоваться А2 и С3.
    • Вуки стали именоваться джавами.
    • Принцессу звали Зара.
    • Джедаи стали называться Дай Нова.
    • Империя сменила название на Новое Королевство, императора звали Сон Ххат.

Интересно, что на основе первого сценария «Звездных войн» совсем недавно был выпущен комикс, что, пожалуй, в очередной раз доказывает, каким же воистину огромным культурным феноменом является созданная Лукасом сага, если даже ее альтернативные сценарии находят свою аудиторию.

Поскольку как оказалось у ЖЖ есть ограничение на размер материала, мне вынужденно пришлось разбить его на две часть.
Читать продолжение

Весь материал на сайте Filmz.ru

альтернативный сюжет, Кино на бумаге, Обзоры сценариев, звездные войны, фантастика, джордж лукас

Previous post Next post
Up