Фантастическая сага. Как создавался сценарий «Звездных войн». Часть 2

Dec 13, 2013 16:00

Продолжение рассказа о том, как рождался сценарий "Звездных войн" ( первая часть).

Приключения Старкиллера. Эпизод 1. Звездные Войны

Второй сценарий «Звездных войн», датированный 28 января 1975 года и снабженный указанным выше замысловатым заголовком, стал важной вехой в истории проекта. Во-первых, его сюжет был уже куда ближе к итоговому фильму. Во-вторых, для создания облика персонажей и пейзажей планет Лукас нанял художника Ральфа МакКуорри.


Один из фирменных рисунков МакКуорри

Рисунки МакКуорри во многом заложили основу для визуального стиля картины (можно только гадать, как выглядела бы франшиза, обратись Лукас к другому автору) и они очень помогли режиссеру во время презентации сценария руководству студии, раздумывающего над тем, не прикрыть ли сомнительный проект.

«Во времена величайшего отчаяния придет спаситель, и он будет известен как: сын Солнц».
    Журнал Уиллса 3:127
Из следующих за этим эпиграфом начальных титров мы узнаём, что некогда процветающая Республика пала, раздираемая коррупцией и интригами промышленников. После трагического восстания джедаев-бенду, которые пытались спасти Республику, была образована Империя. Темные рыцари-ситхи, первым из которых стал павший джедай Дарклайтер, начали охоту на своих уцелевших бывших собратьев. Через некоторое время семьдесят систем под предводительством легендарного Старкиллера восстали и нанесли первое поражение Империи.

Разумеется, ситхи не собирались сидеть без дела и ждать, пока восстание перекинется на другие системы, и начали охоту за Старкиллером. В начальной сцене мы видим, как имперский крейсер идет на абордаж повстанческого звездолета. Имперские штурмовики буквально прыгают сверху на корабль, пробивают дыру в корпусе и проникают внутрь, где начинается яростное сражение на световых мечах.

Деак Старкиллер (один из сыновей того самого легендарного Старкиллера) бесстрашно дерется со штурмовиками, у которых, кажется, нет ни единого шанса против него. Но затем появляется воин-ситх Дарт Вейдер (у него уже есть фирменная дыхательная маска, и вдобавок в этой версии он очень любит злодейски смеяться), который, используя силу Богана, деморализует Старкиллера и берет в плен.


Деак Старкиллер против Вейдера (рисунок Ральфа МакКуорри). Можно заметить, что изначально у джедаев световые мечи имели алый цвет, в то время как у ситхов - голубой.

Тут стоит сделать небольшое отступление и отметить, что концепция Силы в этом сценарии, пусть и стала ближе к тому, что получилось в итоговом фильме, но всё еще с ней не совпадает. Светлая сторона Силы называлась Ашла, темная - силой Богана. Не только джедаи, но и обычные люди могли чувствовать колебания в Силе, причем сила Богана позволяла ее обладателю ломать дух противника, заставляла его сложить оружие и сдаться.



Побег дроидов от джав

Перед своим пленением Старкиллер отправил дроидов R2D2 и С3PO на планету Утапау с заданием найти Оуэна Ларса. Роботы попадают в плен к джавам, но затем сбегают и добираются до фермы Ларсов, где у своего дяди нашли пристанище Люк Старкиллер и два его малолетних брата-близнеца. Персонаж Леи присутствует в данном сценарии - но тут она 16-летняя дочь Ларсов, которая появляется лишь в паре начальных эпизодов.

Люк получает послание брата, в котором тот просит передать отцу, находящемуся на осажденной имперским флотом планете Огана, Киберкристал. Киберкристалл - это своего рода хранилище, позволяющее накапливать и затем высвобождать огромное количество Силы. В данном сценарии он, по сути, служит Макгаффином.

Несмотря на все джедайские тренировки, Люк вовсе не горит желанием отправляться на помощь отцу, которого он никогда в жизни не видел (в этой версии он вообще хочет стать археологом, а не джедаем), но дядя убеждает его, что так будет правильно.


Люк (женская версия персонажа) осматривает Мос Эйсли. Рисунок Ральфа МакКуорри

Люк отправляется в дорогу и добирается до космопорта Мос Эйсли. Там он знакомится с контрабандистом Ханом Соло (тут он уже человек и носит бороду) и его соратниками: вуки Чуббакой и деловым партнером Монтроссом Холдааком - в этой версии уже этот персонаж является киборгом, у которого от тела осталась только рука и голова. Почуявший большой куш Соло похищает у своего босса космический корабль (ибо на свой он еще не заработал), после чего герои отправляются к Огане.


Чубакка мог выглядеть и так

Прибыв на место, Люк и Соло обнаруживают только обломки планеты, уничтоженной неведомой силой (к этому моменту про Звезду Смерти еще ничего не рассказывается). Люк решает попытаться проникнуть в столицу империи Альдераан, где должен содержаться его брат, и освободить его. Соло и его экипажу, которые вместе с уничтожением Оганы лишились своей обещанной оплаты и по понятным причинам не могут вернуться назад, не остается ничего другого, кроме как последовать за ним.

Герои проникают в имперский город и освобождают изувеченного пытками ситхов Деака. Спасаясь от штурмовиков и преследующих их ситхов, герои вынуждены пройти через подземелья города, где обитает монстр, известный как Дай Нога (напоминающий помесь паука и кальмара), а затем пройти через мусоросборник.

В конце концов, героям удается вернуться на свой корабль, после чего они вылетают к Явину, где находится форпост повстанцев и куда уже направляется Звезда Смерти.

Отец Люка использует Киберкристалл, чтобы побороть упаднические настроения среди командования повстанцев, после чего решает атаковать Звезду Смерти. К станции отправляется несколько истребителей повстанцев (Лукас пишет, что их шесть, но в дальнейшем явно сбивается со счета), в числе экипажей которых и Люк, вместе с С3PO, R2D2 и навигатором Антилесом (в этой версии сценария все истребители повстанцев имеют экипаж из двух человек и двух дроидов).


Ранний дизайн повстанческих истребителей и Звезды Смерти

Начинается космическая битва. Во второй раз за сценарий появляется Дарт Вейдер, истребителю которого почти удается сбить Люка. Но в решающий момент Хан Соло возвращается и сбивает все преследующие героя имперские истребители.

Из-за повреждений корабль Вейдера теряет управление и врезается в судно контрабандистов. Ситх погибает, что касается Соло, Чубакки и Монтросса, то им удается воспользоваться спасательной капсулой. Люк взрывает Звезду Смерти, после чего следует церемония награждения героев, которую сменяет следующий титр.

«И тысячи новых систем присоединились к восстанию, пошатнув всю империю. Имя Старкиллера снова стало вселять ужас в сердца рыцарей ситхов, но прежде его сыновьям пришлось пройти через множество испытаний… самым трудным из которых стало похищение семьи Оуэна Ларса и поиски Принцессы Ондоса».

Стоит добавить, что когда эта версия сценария была готова, Лукас посчитал, что сюжету недостает женского персонажа и раздумывал над тем, чтобы поменять пол главного героя на женский. Были даже сделаны скетчи и наброски - но в дальнейшем Лукас отказался от этой идеи.


Хан Соло (с бородой) и женская версия Люка


А вот, Соло и Чубакка


И наконец, все вместе. Тут, персонаж Люка - подросток.

Как бы то ни было, но переделанный сценарий и великолепные рисунки МакКуорри сыграли свою роль - Лукасу удалось окончательно убедить студию дать зеленый свет проекту, на который был выделен бюджет в 8 250 000 долларов. Впрочем, студийные чиновники всё равно особо не надеялись на большие сборы и потому, чтобы максимально сократить издержки, согласились оставить за Лукасом все права на персонажей и 40% от кассовых сборов ленты, получив взамен урезание его режиссерского гонорара. Интересно, как сложилась бы судьба франшизы, останься все права на нее за «20 Век Фокс»?

Приключения Люка Старкиллера

К лету 1975 года проект вступил в стадию подготовки к съемкам, и Лукас столкнулся с неожиданной проблемой, которая могла поставить крест на всем - студия «20 Век Фокс» закрыла отдел по производству спецэффектов. В результате Лукасу пришлось создать собственную компанию, которая могла бы заняться созданием спецэффектов к фильму. Так родилась знаменитая Industrial light and magic.


Лагерь джав

Параллельно Лукас продолжал дорабатывать сюжет, в чем ему помогали сценаристы Глория Кац и Уиллард Хайк, с которыми он уже работал вместе над «Американскими граффити».


Уже более привычный дизайн "Сокола"

1 августа 1975 года Лукасом была представлена очередная, еще более близкая к итоговой, версия сценария под названием «Приключения Люка Старкиллера». В ней впервые появлялся персонаж Кеноби - легендарный генерал и автор «Дневников клонических войн». В этой версии он имел роботизированные конечности (Лукас явно очень хотел хоть как-то использовать тему полуробота-получеловека) и первоначально не горел желанием помогать Люку в его миссии.  Кроме того, в отличие от фильма, Кеноби не погибал, а улетал вместе с героями на Явин.


Также из основных отличий скрипта от будущего фильма:

• В сценарии всё еще присутствовал Киберкристалл, который служил предметом религиозного поклонения ситхов, число которых всё еще не ограничивалось лишь одним Дартом Вейдером.
    • Световой меч из обыденного оружия штурмовиков, наконец, превратился в эксклюзивное оружие джедаев (хотя в одном из эпизодов его еще использовали песчаные воины).

• Люк Старкиллер знал, что его погибший отец был джедаем (в этой версии он, разумеется, не был Дартом Вейдером), и у него хранился его световой меч.
    • Эпизоды с освобождение принцессы всё еще разворачивались на Альдераане, а не на Звезде Смерти.
    • В начале сценария присутствовали эпизоды с лучшим другом Люка по имени Биггс Дарклайтер - но после этого он больше не появлялся и не участвовал в атаке на Звезду Смерти.

• В этом сценарии всё еще не было аналога персонажа Таркин. Само имя использовалось для обозначения одного из повстанческих командиров.

Съемки фильма

Стоит отметить, что даже к началу съемок Лукас всё еще продолжал вносить коррективы в сюжет, некоторые из которых даже не были записаны на бумаге. Так, в режиссерском сценарии, датированным 15 марта 1976 года (ровно через неделю начались съемки в Тунисе) главного героя на большинстве страниц все еще звали Старкиллером.

В этой версии персонаж Дарт Вейдер оставался жив, а погибал уже Кеноби. Причем по поводу авторства последней задумки мнения расходятся - и Лукас, и игравший генерала сэр Алек Гиннесс утверждали, что это была их идея убить персонажа.

Сам режиссерский сценарий носил весьма пространное название «Приключения Люка Старкиллера, как они записаны в журнале Уиллса (Сага 1). Звездные войны». Лукас всё еще хотел хоть как-то использовать в создаваемой им мифологии Журнал Уиллса, с которого, собственно, и начались «Звездные войны», но, в конце концов, так и не смог реализовать эту идею.

Что же касается названия картины, то в итоге оно сократилось до простого заголовка «Звездные войны». Известно, что студийные чиновники были недовольны им, но когда Лукас предложил им подобрать вариант получше, никто так и не смог придумать ничего вразумительного. Подзаголовок «Эпизод IV: Новая надежда» был добавлен в открывающие титры уже во время повторного проката картины в 1981 году.

Самыми значительными из эпизодов, присутствовавших в сценарии, но вырезанных в процессе монтажа, стали сцены в начале фильма, где Люк наблюдал в бинокль происходящую на орбите битву, и его последующий разговор с Биггсом.

Из-за этого в итоговом варианте монтажа главный герой впервые появляется на экране примерно на 17-й минуте, что достаточно необычно.

Еще одна отснятая, но затем вырезанная сцена, позже была выпущена при переиздании ленты - речь идет об эпизоде разговора Соло с Джаббой Хаттом. Правда, в оригинале Джаббу играл актер Декланд Маллхоланд, одетый в меховой костюм.

Стартовавшие 22 марта 1976 года съемки сопровождались рядом сложностей - из-за разразившейся в первые же дни песчаной бури были повреждены декорации и сорван весь съемочный график. Затем игравший С3PO Энтони Дэниелс получил травму ноги.

Когда съемки переместились в Англию, стало еще хуже, ибо большинство членов съемочной группы не верили в итоговый продукт и относились к фильму достаточно пренебрежительно. Отношения Лукаса с оператором Тейлором Гилбертом не сложились с первого дня: Гилберт считал, что Лукас со своим мнением насчет того, как устанавливать освещение и какие линзы стоит использовать для съемок той или иной сцены, лезет не на свою территорию, и потому вообще старался как можно меньше общаться с режиссером и сознательно избегал встреч с ним.

С монтажером Джоном Джимпсоном дела пошли еще хуже - Лукасу категорически не понравилась черновая версия картины, и после того как Джимпсон отказался перемонтировать фильм, Лукасу ничего не оставалась кроме как уволить его на середине производства. Впоследствии, новым монтажом ленты занимались Ричард Чю, Пол Хирш и тогдашняя жена режиссера Марсия Лукас.

Из-за всех этих сложностей Лукас впал в депрессию, которая усугубилась, когда он вернулся в Калифорнию и узнал, что собранная им команда из ILM полностью сделала только 3 из 365 запланированных спецэффектов фильма, но при этом уже потратила один миллион долларов, что составляло ровно половину от всех выделенных ей денег.

В тот же день у Лукаса разыгрались сильные боли в груди. Когда режиссер вышел из больницы, то дал клятву, что во чтобы то ни стало завершит картину, после чего никогда больше не будет снимать. В результате ILM пришлось фактически в авральном режиме делать эффекты к фильму, потратив куда больше денег, чем изначально планировалось.

Когда Лукас показал отснятый материал (еще без большинства спецэффектов) своим друзьям-режиссерам Стивену Спилбергу, Мартину Скорцезе, Брайану Де Пальма и Джону Милиусу. Все из них, кроме Спилберга, посчитали, что Лукаса ждет провал.

Впоследствии, вера Спилберга в проект принесла ему немалые деньги - режиссер поспорил с Лукасом насчет того, что «Звездные войны» окажутся куда большим хитом, чем «Близкие контакты третьей степени». Тогда Лукас, абсолютно уверенный, что фильм Спилберга станет самой кассовой картиной 1977 года, предложил другу «обменять» 2,5% от прибыли «Контактов» на 2,5% от прибыли «Звездных войн». Тот согласился, и, как выяснилось несколько лет назад благодаря одному из его интервью, этот спор до сих пор приносит ему деньги.

По сути, единственным источником поддержки для Лукаса оставался Алан Лэдд-мл. Когда из-за простоев и задержек общий бюджет картины вырос с 8 до 11 миллионов долларов, ему удалось уговорить правление не закрывать проблемный проект. Но на полноценный маркетинг картины денег уже не осталось.

Из-за всего этого релиз фильма был перенес с Рождества 1976 на май 1977 года. Известно, что владельцы кинотеатров отказывались демонстрировать никому не известный фильм с сомнительным сюжетом, и студии приходилось буквальной силой уговаривать их ставить сеансы, угрожая, что в противном случае они не получат картину «Другая сторона полуночи», на которую в том году возлагали весьма большие ожидания. Сам Лукас не захотел приходить на премьеру фильма в Калифорнии и уехал с женой в отпуск на Гавайи, убежденный, что его картину ждет оглушительный провал.

И вот, 25 мая 1977 года, проект, в который мало кто верил, дебютировал в тридцати двух кинотеатрах. А всё, что было потом, уже давно вошло во все кинолетописи.

Весь материал на сайте Filmz.ru

P.S. Рассказ про создание сценария пятого эпизода саги



Или клик по картинке

альтернативный сюжет, Кино на бумаге, Обзоры сценариев, звездные войны, фантастика, джордж лукас

Previous post Next post
Up