Он вернулся 25 лет назад. Как создавался главный фильм нашего детства

Jul 03, 2016 10:11

Человеку, чье детство пришлось на 1990-е годы, сложно поверить в то, что «Терминатору 2: Судный день» исполнилось четверть века. Казалось, еще недавно школьные тетрадки пестрели наклейками с кадрами из фильма, в киосках продавались пластмассовые фигурки мужика, которого называли терминатором (хотя он был не очень-то похож на Арнольда), а во время жарких обсуждений видеокассетных новинок кто-то хотя бы раз мечтательно произносил: «Ах, вот бы сняли Терминатора-3!»



Что ж, жвачки с наклейками больше не купить, на смену роботам из будущего пришли комиксные супергерои, а три паршивых продолжения и телесериал низвели образ Терминатора до пародии на самого себя. Осталось лишь величие фильма Джеймса Кэмерона, которому в этом году исполняется 25 лет. Так что в честь юбилея давайте вспомним, как создавался главный фильм нашего детства.



Долгая дорога к сиквелу
1984 год. Малобюджетная лента неведомого канадского режиссера, единственным известным актером которой был плохо говорящий по-английски австрийский бодибилдер, неожиданно выстрелила в прокате, собрав свыше 70 миллионов долларов при бюджете в 6 миллионов. «Терминатор» послужил настоящей катапультой для Джеймса Кэмерона и Арнольда Шварценеггера, дав им билет в высшую лигу. В Голливуде любят ковать железо пока горячо, так что казалось, что скорый сиквел «Терминатора» неизбежен. Но все было не так просто.

Кэмерону позволили лично снять «Терминатора» только после того, как он продал права на фильм за 1 доллар своей будущей супруге Гейл Энн Херд. А та перепродала половину доли студии Hemdale. Схема сработала, но в дальнейшем Кэмерон больше не хотел сотрудничать с Hemdale. Да и как можно работать с людьми, которые считали фильм второсортным ужастиком и пытались ради экономии заставить режиссера вырезать финал и закончить фильм на взрыве бензовоза? А когда это не удалось, продюсеры начали вставлять Кэмерону палки в колеса и не выделили денег на рекламу, считая, что «Терминатор» не будет никому интересен.


Кроме того, у Кэмерона были другие обязательства. Вскоре он должен был приступить к съемкам «Чужих» и никак не мог взяться за сиквел «Терминатора».Кэмерон даже как-то встретился с Мартином Кэмбеллом (сейчас он известен благодаря фильмам «Золотой глаз» и «Казино Рояль») и предложил ему эту работу. К счастью, сделка не состоялась. То было время, когда Арнольд Шварценеггер был согласен сниматься в «Терминаторе» лишь под началом Кэмерона.

Время от времени Кэмерон обсуждал со своим другом Уильямом Вишером задумки для возможного продолжения. Их первой идеей было развернуть действие сиквела во время войны в будущем. Но от нее пришлось быстро отказаться, так как стоимость подобной картины была бы непомерно высока.

Другая идея заключалась в том, чтобы каким-то образом воссоединить Сару Коннор и Кайла Риза. Но Кэмерон счел, что подобный сюжетный поворот будет слишком походить на «Назад в будущее». Он быстро отклонил и идею противостояния Т-800 с женским Терминатором, предугадав, что из этого получится комедия.


Более интересным вариантом было столкнуть двух Т-800, хорошего и плохого. В этом случае Шварценеггеру пришлось бы сыграть сразу две роли. Но как сделать, чтобы зритель без проблем отличал двух одинаковых терминаторов? Кроме того, плохой Терминатор должен был намного превосходить хорошего, иначе публике было бы неинтересно болеть за «своего». Конечно, можно было сделать плохого Терминатора сильнее и крупнее, чем Т-800, но Кэмерон понимал, что это прямая дорога к фильму категории «В».



Все изменилось в 1989 году. Кэмерон развелся с Гейл Энн Херд, а его новый фильм «Бездна» не оправдал возложенных ожиданий, заметно охладив энтузиазм Голливуда по отношению к канадскому самородку. Так что режиссеру нужно было снять что-то впечатляющее, чтобы восстановить свою репутацию.

В это же самое время Hemdale начал испытывать серьезные финансовые проблемы. Когда Шварценеггер узнал об этом, то предложил владельцам студии Carolco Марио Кассару и Эндрю Вайне выкупить у них права на Терминатора. В те годы этот тандем был главными возмутителями спокойствия в Голливуде. Кассар и Вайна любили рисковать по крупному, приобретая материл, за который не взялась бы ни одна другая студия, и выплачивая актерам рекордные по тем временам гонорары. Терминатор не стал исключением. Кассар и Вайна заплатили по пять миллионов долларов Hemdale и Гейл Энн Херд, выкупив у них все права.

image Click to view


Легендарный первый тизер «Судного дня». Он был сделан еще до того, как начались съемки фильма
И вот, в один из предрождественских вечеров Марио Кассар позвонил Джеймсу Кэмерону, рассказал о сделке и спросил, не хочет ли он снять сиквел «Терминатора». Тот ответил, что не настолько сильно заинтересован в этом проекте. Кассар не смутился и предложил Кэмерону шесть миллионов долларов - немыслимый по тем временам режиссерский гонорар.«Хорошо, теперь я заинтересован!» - ответил канадец. Но было одно «но!». Carolco уже назначили дату премьеры на 3 июля 1991 года. У Кэмерона было всего 18 месяцев на то, чтобы придумать историю и снять фильм.

Придумывая «Судный день»
Кэмерон с Вишером приступили к мозговому штурму. У них было не так и много времени, чтобы создать достойную историю. Конечно, они могли просто повторить оригинал с большим размахом. Но Кэмерон хотел пойти по пути «Чужих» и и сделать картину, развивающую идеи первой части и уводящую их в неожиданном направлении.


В фильме у Вишера было камео человека с фотоаппаратом. В первой части он сыграл копа, которого Т-800 приложил головой о машину
Однажды Кэмерон показал Вишеру бумагу, на которой было написано: «Молодой Джон Коннор и прибывший из будущего Терминатор, который становится его другом». Это короткое предложение стало той идеей, из которой вырос фильм. Кэмерон решил поставить во главу истории мальчика, который благодаря встрече с Терминатором обретает моральные принципы, осознает ценность человеческой жизни и дает Т-800 противоречащую всей его сути команду не убивать. Кэмерон видел основную идею сиквела не в том, что машины решают уничтожить человечество, а в том, что сами люди теряют человечность и становятся похожи на машины. И эта тема должна была стать центральной в «Терминаторе 2».

К негодованию продюсеров, Кэмерон отказался писать сценарий без согласия Линды Хэмилтон на участие в фильме. Он просто не видел историю без Сары Коннор и сцены, где она отбрасывает все человеческое и пытается стать Терминатором, чтобы убить Майлза Дайсона. К счастью, Хэмилтон согласилась вернуться к роли. Ее единственным условием было, чтобы Сара стала немного сумасшедшей. Кэмерон с радостью согласился упрятать героиню в психушку.

Другим критически важным фактором стал Т-1000. Еще в начале 1980-х Кэмерон придумал концепцию робота, умеющего менять форму и принимать облик любого человека. Т-1000 должен был стать идеальным злодеем, намного превосходящим хорошего Терминатора.Но прежде чем вписывать Т-1000 в сюжет, Кэмерону нужно было знать наверняка, что его можно показать на большом экране.


Ранний концет Т-1000
Кэмерон обратился в компанию ILM, которая создала знаменитое водяное щупальце для «Бездны». Тогда мастерам по спецэффектам потребовалось 9 месяцев, чтобы сделать 75 секунд компьютерной графики. Но сейчас режиссеру был нужен был полноценный персонаж. Специалисты убедили режиссера, что это возможно, показав тестовый кадр выходящего из пламени Т-1000.


Лишь после этого, Кэмерон и Вишер приступили к работе над сценарием. Сроки неумолимо поджимали. В Carolco собирались официально объявить о «Терминаторе 2» на Каннском кинофестивале, и к этому моменту авторы должны были предоставить продюсерам сценарий. На всю работу оставалось не больше двух месяцев.

image Click to view

К счастью, еще на съёмках первой части Кэмерон намеренно вырезал несколько сцен, в которых были намеки на продолжение. В одной Сара Коннор уговаривала Кайла Риза взорвать компанию Cyberdine Systems, чтобы предотвратить войну. Из другой мы узнавали, что завод, на котором был уничтожен первый Терминатор, принадлежал той самой Cyberdine. Объединив эти идеи, Кэмерон создал прочный костяк сюжета. Оставалось лишь успеть к намеченному сроку.

Сценарий
10 мая 1990 года в одном из калифорнийских аэропортов в полной готовности к взлету стоял арендованный студией Carolco самолет. На его борту находилось свыше сотни собравшихся на Каннский кинофестиваль знаменитостей, включая Пола Верхувена, Арнольда Шварценеггера и Оливера Стоуна. Как кто-то пошутил, если бы этот самолет разбился, голливудское кинопроизводство остановилось бы на пару лет.


Шварценеггер, Кассар и Вайна
Все они ждали прибытия еще одного человека. Марио Кассар нервно смотрел на часы, остальные звездные пассажиры роптали все громче. Наконец к самолету подъехал лимузин, из которого вышел Джеймс Кэмерон. Он производил ужасное впечатление: глаза налиты кровью, кожа бледная, как у покойника. Последние 36 часов Кэмерон без перерыва писал завершающие 25 страниц сценария.

Режиссер успел к намеченному сроку. В самолете он передал сценарий Кассару и Шварценеггеру, после чего немедленно вырубился. Когда самолет приземлился, Кассар объявил, что фильму быть. Сиквел должен был стать самым большой картиной в истории кино.
<







Концепты техники Скайнета которые должны были появиться в сцене войны будущего
На бумаге это был почти тот самый любимый нами «Терминатор 2: Судный день». Ключевым отличием между сценарием и фильмом оказалась расширенная сцена войны будущего. Она должна была выглядеть следующим образом. В грандиозной наземной битве сопротивление побеждает армию Скайнета и захватывает машину времени. Затем мы увидели бы, как Джон Коннор инструктирует Кайла Риза и отправляет его в прошлое, а после этого признается своим подчиненным, что Кайл его отец.







Саперы собираются взорвать установку, но Коннор останавливает их, говоря, что сперва нужно кое-что сделать. Он спускается в хранилище терминаторов и находит ряд с моделью Т-800, одна из ячеек которого пуста. Джон подходит к следующей и всматривается в хорошо знакомое нам лицо. Этот тот самый Терминатор, которого он отправит на защиту самого себя в прошлое.




К сожалению, продюсеры сразу зарубили эту сцену, посчитав, что она слишком сложна в производстве. Некоторые из наработок Кэмерона для этого эпизода нам показали во вступлении картины «Терминатор: Генезис». Также стоит упомянуть, что дизайн машины времени впоследствии использовали в фильме «Контакт» для инопланетной установки.



Помимо войны будущего, из сценария впоследствии были удалены следующие эпизоды:

  • Сцена электрошоковой терапии Сары Коннор, во время которой она вспоминала события первого фильма.
  • Посещения героями ранчо Трэвиса Ганта - сумасшедшего зеленого берета, который раньше был любовником Сары и учил Джона обращаться с оружием. Позже на ранчо проникал Т-1000 и уничтожал всех его обитателей.


  • Альтернативный сон Сары, в котором она видел стартующие с детской площадки ядерные ракеты, чье пламя сжигало ее и детей. Съемка эпизода требовала использования слишком дорогостоящих эффектов и потому ее заменили на более «скромный» ядерный взрыв.


  • Предсмертное видение Майлза Дайсона. Перед тем, как активировать детонатор, Дайсон наблюдал, как его семья сгорала в пламени ядерного взрыва. Затем тучи расступались, на небе показывалось солнце, и перед Дайсоном снова появлялась улыбающаяся жена и дети. Сияющее солнце превращалось в глаз умирающего ученого. Когда он закрывался, происходил взрыв.


Но и без этих эпизодов «Судный день» стал самым масштабным фильмом в истории. На него выделили бюджет в 88 миллионов долларов. Позднее он увеличился до 102 миллионов. С учетом инфляции это эквивалентно почти 200 миллионам. В наши дни никто бы не дал таких денег на фильм с рейтингом R.

Поиск Т-1000 и Джона Коннора
Имея на руках одобренный сценарий, Кэмерону оставалось найти два недостающих компонента - исполнителей ролей Т-1000 и Джона Коннора. Первой кандидатурой на роль жидкометаллического терминатора стал… Майкл Бин, исполнитель роли Кайла Риза. По режиссерской задумке Т-1000 должен был скопировать облик Риза. Это была дерзкая идея - поменять местами героя и злодея из первого фильма. Но позднее Кэмерон счел, что это слишком запутает зрителей.


Остается только представлять как выглядела бы сцена в психушке, если бы Сара увидела Т-1000 в облике Риза
Следующим кандидатом стал Билли Айдол. Кэмерон сделал ряд скетчей и раскадровок Т-1000 с внешностью музыканта. Увы, но Айдол попал в очень серьезную аварию, в результате которой чуть не потерял ногу. О роли Т-1000 пришлось забыть.

Лишь после этого был нанят Роберт Патрик. Кэмерон специально взял никому не известного актера, который бы идеально сливался с толпой. Для своей роли Патрику пришлось пройти через весьма интенсивную подготовку под руководством израильского коммандос Узи Гаэля, учившего его обращению с оружием (такой же курс прошла и Линда Хэмилтон). Ежедневно Патрик совершал многочасовые пробежки - ведь Т-1000 бегать, не показывая никакой усталости.

А роль Джона Коннора получил 13-летний Эдвард Ферлонг, для которого «Судный день» стал дебютом в кино. По словам Кэмерона, кастинг Ферлонга стал для него самым страшным решением, принятым во время съемок «Судного дня». Успех всего фильма зависел от того, удастся ли молодому актеру создать образ будущего спасителя человечества.


К счастью, тот не подкачал - во многом благодаря тому, что у Ферлонга много общего с его персонажем: он тоже не знал отца и фактически вырос без матери. Во время съемок Арнольд Шварценеггер фактически взял шефство над Ферлонгом, и их отношения в фильме во многом напоминали настоящие.

Съемки фильма
Съемки «Судного дня» начались в октябре 1990 года и продолжались 171 день. Позже участники вспоминали, как с самого первого дня они были поражены масштабом и сложностью картины. Первые две минуты фильма потребовали большего количества эффектов, чем весь первый «Терминатор». Огромные декорации, взрывающиеся здания и опрокидывающиеся цистерны - каждая экшн-сцена была как финал «Крепкого орешка».

Создатели часто импровизировали, чтобы сделать фильм еще зрелищнее. Скажем, в сценарии Т-800 расстреливал полицейские машины из автомата МАС-10. Но когда дошло до съемок, стало очевидно, что такому гиганту потребуется пушка побольше. Так что был приобретен шестиствольный пулемет М-134 - тот самый, что использовали в «Хищнике». Между прочим, Шварценеггер являлся единственным человеком на съемочной площадке, кто сумел поднять его.

Другой зрелищной импровизацией стал пролет вертолета под эстакадой. Его предложил сам каскадер. После того, как оператор отказался снимать трюк, ссылаясь на его опасность, Кэмерон лично встал за камеру. Во время съемок сцены погони в канале выяснилось, что грузовик Т-1000 слишком высок, чтобы проехать под мостом. Но не беда. Кэмерон использовал это обстоятельство, чтобы срезать крышу машины и сделать сцену еще более напряженной.


Время от времени случались совсем уж забавные накладки. Во время съемки эпизода явления Т-800 в байкерский бар, туда зашла женщина, которая так сильно хотела купить выпивку, что не обратила ни малейшего внимания на установленные повсюду софиты и камеры. Лишь когда она отвернулась от барной стойки, то наконец заметила стоящего перед ней Шварценеггера в семейниках. На ее вопрос о том, что тут происходит, Арни невозмутимо ответил: «Ночь мужского стриптиза».

Между прочим, представители студии, боявшиеся того что бюджет фильма составит совсем уж заоблачную сумму, пытались заставить Кэмерона вовсе отказаться от сцены визита Т-800 к байкерам. Шварценеггер позже сказал, что только бездушным студийным чиновникам могла прийти в голову такая нелепая мысль.

Создание эффектов
Сейчас многие воспринимают «Терминатор 2» через призму революции, которые произвели его компьютерные эффекты. И отчасти, это так. После выхода фильма все в Голливуде захотели, чтобы у них было как у Кэмерона, только круче. Но не стоит забывать, что на самом деле на весь фильм наберется лишь 3.5 минуты компьютерной графики. Ее создание потребовал 10 месяцев работы ILM и 5.5 миллионов долларов - то есть по 26 тысяч долларов за секунду. Так что все сцены с T-1000 были тщательно выверены, чтобы в них не осталось ни одного лишнего кадра. Иначе бы на фильм просто не хватило денег. Если к  началу съемок «Терминатора 2» компьютерной графикой в ILM занималось 35 человек, то к финалу их количество перевалило за сотню.

И все же абсолютное большинство эффектов фильмы были живыми. Это и весьма детализированные миниатюры, и великолепные аниматронные фигуры от Стэна Уинстона (многие до сих пор принимают их за компьютерные эффекты) и зубодробительные трюки. В каждый из них было вложена масса усилий съемочной группы. Потому-то «Судный день» до сих пор смотрится намного лучше многих современных фильмов.

image Click to view

Что касается звуковых эффектов, то к счастью, их создание обходилось на порядки дешевле, чем графика. Так, звук прохождения Т-1000  через прутья решетки был синтезирован из хлюпанья вываливающегося из консервной банки собачьего корма. В то время как ILM тратили десятки тысяч долларов на один кадр, себестоимость этого эффекта составила всего 35 центов.


Несмотря на огромный бюджет, Кэмерон не разбрасывался деньгами и всегда использовал возможность сэкономить. Скажем, в сцене, где Т-1000 имитировал охранника психушки, снялись два брата-близнеца. У Линды Хэмилтон  тоже есть сестра-близнец Лесли. Кэмерон нашел работу и для нее. Лесли можно увидеть в сцене появления двух Сар на сталелитейном заводе, а также в эпизоде кошмара, где Сара в образе официантки играет с малышом на детской площадке.

Но самой интересной стала вырезанная из прокатной версии сцена извлечения процессора из головы Т-800. В ней Терминатор сидит перед зеркалом, Сара достает из его головы чип, а Джон светит люминесцентной лампой. На самом деле зеркала не было. По другую сторону проёма сидели Шварценеггер и Лесли, а на переднем плане были Линда и кукла, изображавшая терминатора. Эта сцена потребовала от участников массы репетиций, чтобы добиться полной синхронности движений в кадре. Но результат того стоил.

Правда, кое-что сделать все же не удалось. В сценарии была сцена, где Т-1000 находил лагерь Салседы. Когда робот протыкал плечо мексиканца и произносил коронное «Я знаю, это больно. Скажи, где Джон Коннор?», тот выдергивал чеку гранаты. Взрыв буквально сносил Т-1000 голову, которая затем сливалась с ботинком и возвращалась на место. Эта сцена должна была сниматься одной из первых. Но к тому моменту многие из эффектов фильма еще были слишком сырыми, и от нее отказались.

Оригинальный финал
Кэмерон брался за «Терминатора 2» с четким намерением завершить историю, не оставляя никаких намеков для продолжений. Он снял концовку, действие которой разворачивалось в 2029 году в альтернативном будущем, где войны не произошло и Джон Коннор стал сенатором. Для этой сцены Стэн Уинстон разработал грим пожилой Сары Коннор. Говорят, когда Кэмерон увидел Линду Хэмилтон в гриме, то подумал, что Уинстон привел на площадку свою бабушку, чем немало повеселил съемочную группу.

image Click to view

Но этот финал не попал на экраны кинотеатров. Сейчас его можно увидеть в специальной расширенной версии фильма. Причиной этому стало желание продюсеров оставить хоть какую-то лазейку для сиквела. Кроме того эпизод был не слишком хорошо воспринят во время тест-просмотра, так как значительно выбивался из общей тональности картины.

Так что Кэмерону пришлось согласиться на изменение финала. Но с его точки зрения, в истории была поставлена жирная точка, и любой здравомыслящий человек (кроме разве что голливудских продюсеров) должен был отлично понимать это даже без специальной сцены в конце. Позже режиссер высказался о концовке следующим образом: «Я считаю, что в этой сцене [расширенном финале] просто не было необходимости. Зрители и так понимают, что битва выиграна. Я не думаю, что нам было обязательно показывать, что всё кончилось очень хорошо».

Наследие «Терминатора 2»
Еще за пару недель до премьеры фильм не был готов. Кэмерон и команда монтажеров работали по 24 в сутки, сводя картину воедино и решая, какие сцены важны, а какие можно оставить. Это было непросто, ведь они отсняли свыше 300 километров пленки. Менее 1%  в итоге попало в фильм.


Но вопреки всем сложностям, Кэмерон успел. Премьера состоялась 1 июля 1991 года, через два дня кино вышло в широкий прокат. Фильм стал огромным хитом, покорив зрителей. Картину цитировали, пародировали, но самое главное - полюбили как Джон Коннор полюбил Т-800. Уверен, многие из читающих этот текст помнят, какой была их реакция при первом просмотре фильма и как щемило сердце, когда Т-800 погружался в расплав.

Голливуд сделал из триумфа картины свои выводы. «Судный день» открыл эру, когда студии начали ценить сиквелы больше оригинальных историй, а спецэффекты стали основой успеха. А ведь несмотря на весь размах, главным в «Терминаторе» была не красивая картинка, а отличная история и интересные персонажи, которым хотелось сопереживать.


Благодаря всему этому сейчас «Судный день» ценишь еще больше. За минувшую четверть века мы видели массу красочных фильмов-калейдоскопов с кучей спецэффектов, но положа руку на сердце, сколько из них действительно запало нам в душу?

Так что хочется сказать большое человеческое спасибо Джеймсу Кэмерону за то, что он подарил нам одну из лучших фантастических киноисторий всех времен и народов. Будущее может быть и не предопределено, но свое место в нашем прошлом «Терминатор» занял давно и вряд ли кому-нибудь его отдаст.



Статья на сайте «Мира фантастики»

Джеймс Кэмерон, экшн, Кино, Терминатор, киноюбилей, фантастика

Previous post Next post
Up