The only thing more uncertain than the future is the past
(советская пословица от Боба Гейла)
“Назад в будущее” был задуман и снят как полностью самодостаточный фильм, однако невероятный успех картины сразу же поставил вопрос о съемках сиквела. В результате, уже на подготовительном этапе Роберт Земекис и Боб Гейл столкнулись с целым рядом проблем при разработке сюжета.
Во-первых, они изначально не собирались делать продолжения и не хотели этого - финальная сцена в первом НвБ была просто шуткой (а надписи “To be continued” в оригинальном кинотеатральном релизе вообще не было, ее добавили только после выхода фильма на видео). Поскольку историю приходилось продолжать с того места, где закончился первый фильм, сразу возникла проблема с персонажем Дженнифер - ибо и Земекис и Гейл с радостью бы выкинули ее из сюжета, но так как в концовке первой части было показано, что она села в машину, пришлось уделять время и место ее героине. Как сказал сам Земекис - знай он заранее, что будет снимать сиквел НвБ, то ни за что в жизни не дал бы Дженнифер сесть в делореан.
Дополнительной головной боли Земекису добавило то, что Клодия Уэллс решила оставить актерскую карьеру, и потому ему пришлось брать на роль Элизабет Шу (у которой это кстати говоря был кинодебют) и переснимать начальную сцену. Впрочем, традиция менять исполнителей ролей в Назад в будущем зародилась еще в 1985 году - ведь мы могли
увидеть такого Марти МакФлая.
Слева взятый изначально на эту роль Эрик Штольц, которого заменили через четыре (!) недели съемок, что для Голливуда практически беспрецендентый случай
Во-вторых, актер Криспин Гловер начал сильно “чудить” и требовать от студии гонорар как у Майкла Дж. Фокса (в итоге дошло до того, что он даже подал в суд на Стивена Спилберга) - из-за чего было совершенно непонятно, включать ли в сценарий Джорджа МакФлая или нет. А как писать сценарий, не зная будет в нем один из ключевых героев предыдущей части или нет? В итоге, как известно, стороны так и не пришли к взаимопониманию, из-за чего в итоговом фильме проблему решили использованием архивного видео и похожего актера которого снимали сбоку, со спины или издалека.
Никакие уговоры не помогли убедить Гловера. Пришлось использовать другого актера, грим, боковые ракурсы и архивные записи.
Так как Земекис был занят съемками “Кто подставил кролика Роджера”, начальный 146 страничный сценарий сиквела писал в основном Боб Гейл. Итак, насколько сильно отличался он от итогового фильма?
Начинался скрипт там же, где заканчивался первый фильм - Марти и Дженнифер садились в машину к Доку и отправлялись в 2015 год. Уже практически сразу же можно заметить отличия. Во-первых, в этой версии истории Марти вдруг ни с того ни с сего стал одержим манией разбогатеть, из-за чего весь сценарий он носится как угорелый с источником своего будущего богатства - спортивным альманахом, и упорно не желает его уничтожать. Из-за этой же жажды наживы, его взрослая версия из 2015 года на мели, дети выросли глупыми и страшными, а жена уже подала на развод.
Кино учит нас, что жажда наживы это плохо, и не в деньгах счастье. Хотя подозреваю, что голливудские продюссеры имеют другое мнение насчет этого
Во-вторых, тут абсолютно не объясняются причины по которым Док взял Марти с собой в 2015, в этот конкретный день, и что именно он хотел исправить. Ограбление банка в данной версии отсутствует, погоня на ховер-доске короче, а сама доска по ходу скрипта больше не используется.
Поскольку на тот момент спонсоры еще не были определены, в начальном скрипте не было ни Найков, ни Пепси
Так же, как и в итоговом фильме, возвращаясь в 1985 год герои обнаруживают что Хилл Вэлли полностью изменился. После нехитрых поисков, они выясняют что Бифф из 2015 отправился в 1967 год (тот год, когда он получил в наследство 25 000$) и передал сам себе спортивный альманах. В этой версии, нет сцены где Марти возвращается к Биффу в небоскреб, зато есть сцена где полиция и охрана Биффа во главе с самим мистером Стрикландом стреляют по улетающему Делориану, повреждая его привод, из-за чего чтобы набрать 88 миль в час Доку приходится увести машину в умопомрачительное пике.
А вот вторая половина сценария практически полностью отличается от итогового фильма.
Пользуясь “мудрым” советом Дока, Марти для маскировки в 1967 одевается как хиппи, отправляется к Биффу домой и выкрадывает альманах. Дело сделано, и казалось можно бы возвращаться домой, но тут оказывается что из Дока как обычно вышел никудышный советчик - жители Хилл Вэлли мягко говоря не любят хиппи и вскоре Марти задерживает полиция.
Тем временем всплывает достаточно забавный подсюжет с фермером Пибоди, знакомым нам по первой части. Оказывается, все эти годы он провел в психушке, утверждая что видел пришельцев. И вот, спустя 12 лет лечения, он вместе с супругой возвращается домой на ферму, чтобы увидеть там… правильно, летающий Делореан. Вернувшись с ружьем, он стреляет по нему, повреждая генератор перемещения во времени.
Бедный Пибоди снова оказался не в том времени и не в том месте
Тем временем, Марти находясь в тюрьме, дает через адвоката Мухаммеда Уилсона (который в будущем станет мэром Голди Уилсоном) объявление в газету, надеясь что Док его прочитает и вытащит его из тюрьмы. Вскоре, Марти действительно освобождают под залог - только к удивлению героя это делает не Док, а Лоррейн, которая как оказалось в 60-е годы была общественной активисткой и участницей антивоенного движения. При этом каким-то непонятным образом ни она, ни ее семья (да, тут снова повторяется сцена где Марти ужинает с семье Лоррейн) ни узнают его.
Самоповторы - ахиллесова пята многих сиквелов
Вскоре выясняется, что деньги которые она отдала в качестве залога, предназначались для ее поездки к мужу (который по сюжету преподает в колледже), где они планировали отмечать медовый месяц. Но так как она отдала все деньги, то поездка отменяется. Проведя нехитрые арифметические вычисления, Марти понимает, что был зачат во время этой несостоявшейся поездки. Итак, у него есть пара дней пока он не исчез из реальности чтобы организовать поездку Лоррейн к мужу, а машина времени сломана и нужно получить 1,21 гигаватта энергии чтобы они смогли вернуться в прошлое… ничего не напоминает? Все верно, вторая половина структурно очень похожа на оригинальный фильм. Вот только если в оригинале Марти нужно было за пару дней свести отца-неудачника и маму, то тут все упрощается до суммы в 500 долларов необходимой для поездки.
Еще одно ключевое отличие первоначального замысла от итогового фильма - это отсутствие слишком явных предпосылок для триквела. В этой версии Марти и Док просто возвращаются в 1985 год, где Док намекает что уже достаточно натворил дел в 4-м измерении… но к счастью остается еще пятое измерение.
Эта концовка была придумана позже
Однако, все же и в этой версии была пара весьма забавных моментов, которые я был бы не прочь увидеть. Например по сюжету Док из 1967 года (который выглядит как смесь рокера, инлийского гуру, ученого и вдобавок разъезжает на Харлее) тоже находил Марти, и в сценарии была весьма забавная сцена, где Док из 1985 прятался от Дока из 1967 за рамой от разбитого зеркала. Док из 1967 естественно не знал, что зеркала в раме нет и ужасался тому, как он плохо выглядит, в то время как Док из 1985 старался копировать все его движения.
Также, план по возвращению в 1985 год выглядел следующим образом: Док должен был путем диверсии послать напряжение в 1,21 гигаватта на линию электропередач, протянутую над очень большим каньоном. Марти же как следует разгонял делориан и буквально слетал с обрыва, чтобы используя полуработающий летательный привод спланировать к ЛЭП со скоростью 88 миль в час и зацепиться за нее крюком за те 3,3 секунды, что там будет держаться нужное напряжение. На вопрос Марти о том, как Док придумал такой “замечательный” план, Док ответил - “Я просто принял ЛСД, и оно само пришло мне в голову”.
И кто бы сомневался?
Концовка тоже была достаточно любопытной - в последний момент Марти понимает, что Док из 1967 года проводил все расчеты исходя из того, что в делориане будет всего один человек, и в результате они с Доком из 1985 начинали судорожно выкидывать лишние вещи из машины, которая уже на всех парах мчится к обрыву.
На мой взгляд, данный сценарий интересен в первую очередь тем, что позволяет взглянуть на процесс эволюции взглядов на сюжет сиквела, который к тому же изначально не планировался. Помимо слишком явного сходства второй половины скрипта с первой частью, я бы сказал что он достаточно тяжеловесен (где-то на этих страницах легкий настрой первой части был утерян), перегружен излишними деталями, ну и нельзя сбрасывать со счетов тот факт что как ни крути, но в 1967 году Лоррейн и Джордж МакФлаи были бы уже староваты для того, чтобы хипповать.
Потому неудивительно что скрипт был переписан (вероятно тогда же кому-то в голову пришла идея развернуть действие третьей части в 19 веке), что впрочем закономерно - при создании первой части, Гейл и Земекис переделывали сценарий много-много раз, буквально доведя его до блеска, результатом чего стал великолепный фильм, который заслуженно считается классикой жанра. Тут же создатели столкнулись с рядом вынужденных ограничений (как тот же отказ Криспина Гловера от съемок), которые сильно сузили объем их творческой свободы и так или иначе повлияли на выбор сюжетных ходов для сиквела.
Конечно, в итоге Земекис и Гейл сделали все возможное и невозможное, чтобы довести до ума итоговый сюжет сиквела, который вышел значительно более удачным, нежели первый пробный вариант, но на мой взгляд, в силу упомянутых выше причин, продолжения все же уступили сценарию первой части в части оригинальности и общей легкости действия.