Вышедший в уже далеком 1990 году “Вспомнить все” (Total Recall) Пола Верхувена оказался исключительно успешным проектом. Кино с бюджетом в 65 миллионов долларов, из-за характерного для голландского режиссера уровня насилия и жестокости чуть не получившее рейтинг Х, собрало в мировом прокате убедительные 260 миллионов долларов, заняв почетное пятое место в списке самых кассовых фильмов года (если кому интересно, первые четыре позиции достались лентам “Привидение”, “Один дома”, “Красотка” и “Танцы с волками”).
Успех экранизации сразу поднял интерес Голливуда к творчеству покойного писателя Филлипа К. Дика, следствием чего стало массовое приобретение продюсерами прав на экранизацию его произведений. В числе них был и один из сценаристов “Вспомнить все” Гэри Голдман, приобретший в 1992 году права на несколько рассказов Дика, в том числе на “
Особое мнение” и “
Золотого человека” (экранизация последнего позже мутировала в фильм “Пророк” с Николасом Кейджем).
Как утверждал сам Годман, идея адаптировать “Особое мнение” под сиквел “Вспомнить все” родилась у него после разговора с Полом Верхувеном, отметившим что данный материал можно использовать в качестве базиса для продолжения. Поскольку по условиям контракта подписанного при съемках "Вспомнить все", Рональд Шусетт получил эксклюзивное право написать первый драфт к сиквелу, Голдман обратился к нему с предложением заняться сценарием. Недолго подумав, тот согласился, а вскоре к проекту присоединился еще один сценарист Роберт Гохалс. Вскоре, это трио представило 113 страничный сценарий под названием Total Recall II.
Итак, после событий первой части прошло 8 лет. Марс теперь имеет пригодную для дыхания атмосферу, водную систему и активно терраформируется. Вдобавок, на уже не красной планете проводится уникальный эксперимент по профилактике преступлений - как оказалось, некоторые марсианские мутанты могут предугадывать ближайшее будущее, и потому полиция активно использует их видения для предотвращения убийств.
Идиллию омрачает лишь продолжающаяся война между Северным и Южным блоком (к сожалению, сценаристы не удосуживаются уточнить, что из себя представляют эти образования и где, собственно говоря, они воюют). Сепаратисты из Южного блока раз за разом устраивают диверсии, стремясь вывести из строя добычу ценного минерала "турбиния" на Марсе.
Отряд полиции из службы по предотвращению преступлений пытается задержать одного такого диверсанта, обвиняя его в убийстве женщины, которую по его словам он никогда не видел. Пытаясь бежать, преступник взрывает бомбу, от обломков которой погибает один мирный житель. Как нетрудно догадаться, ей оказывается та самая женщина. Комиссар полиции, лицо которого нам всем хорошо известно, лично проводил неудачную операцию, и теперь подвергается валу критики со стороны местной прессы.
Встречайте - Даглас Куйэд, который за 8 прошедших лет стал руководителем всей марсианской правоохранительной системы. У него бурный роман со свой подчиненной Лизой, и в настоящее время он ожидает прибытия на Марс полицейского из Нью-Йорка Дэнни Уитвера. Что касается Мелины, то сценаристы ограничиваются невнятным упоминанием того, что она была кем-то убита вскоре после событий первой части.
Cловами не передать, как я "люблю", когда авторы убивают персонажей в промежутке между сиквелами
Уитвер действует по поручению некоего влиятельного сенатора Салливана. Эксперимент по предотвращению убийств еще до их совершения сочтен настолько успешным, что на Земле задумываются о расширении его масштабов и списка предотвращаемых правонарушений. Куэйд категорически против такого поворота, опасаясь что система будет использована в политических целях. Он устраивает Уитверу бурную дискуссию с элементами рукоприкладства, а вскоре узнает что Провидцы выдали его имя в качестве убийцы некоего Леопольда Каплана, которого Куэйд ни разу не встречал.
Куйэд сбегает из полицейского участка, но вскоре его ловят неизвестные и отвозят в роскошный особняк, обладателем которого является тот самый Каплан - высокопоставленный офицер разведки Северного блока, которому по его словам стало любопытно посмотреть на его предполагаемого убийцу. После беседы, подручные Каплана снова хватают Куйэда, чтобы сдать его в руки полиции. Но к счастью для героя, ему помогает спастись неизвестные доброжелатели из Южного блока, для которых важно чтобы Куэйд остался на свободе и не совершил убийство, доказав тем самым что система профилактики небезупречна.
Герой снова бросается в бега, а Уитвер, который уже занял его место и пытается завоевать сердце его девушки, пытается любыми способами поймать беглеца. В процессе погони Куэйд прячется на автоматизированной фабрике по производству автомобилей, а затем пытается скрыться в жилом секторе. Но Уитвер хорошо экипирован, и использует крошечных роботов-насекомых, которые отслеживают Куэйда по его запаху и приводят полицию к нему.
После ареста, героя отправляют в тюрьму на спутнике Марса Деймосе, начальником которой по невероятному стечению обстоятельств является никто иной как Рихтер, каким-то образом переживший событий первой части и разжившийся парой красивых кибернетических протезов.
Рихтер. Спасибо что живой.
В тюрьме Куэйд встречает создателя системы профилактики преступлений доктора Хайнмайна, который рассказывает ему про то, что иногда Провидцы не могут придти к общему мнению насчет того, осуществится ли преступление или нет. Видение Провидца, который считает что убийство не состоится, называется “особым мнением”. Хайнеман знал об этом недостатке системы, и когда попробовал рассказать о нем прессе, военные арестовали его и сослали на Деймос.
Полный решимости найти “особое мнение” по своему делу Куэйд решает бежать. Разумеется, никакие стены тюрьмы не могут удержать героя и уже через 10 страниц он без особых проблем возвращается на Марс. В ходе последующих, крайне сумбурных, 15 страниц ему удается проникнуть в помещение к Провидцам, выкрасть записи, потерять их, поучаствовать в воздушной погоне, быть снова пойманным полицией и наконец освобожденным людьми Каплана.
Оказывается, Каплан решил устроить небольшой военный переворот, использовав в качестве повода добытое его людьми (как оказалось теми же самыми, которые в начале скрипта как бы помогали Куэйду бежать от самого Каплана) “особое мнение”. Он арестовывает Уитвера и сенатора Салливана, восстанавливает Куэйда в должности, а затем приказывает отключить Провидцев.
Вскоре все становится на свои места - пользуясь отключением системы люди Каплана безнаказанно убивают Провидцев, а сам он летит на Деймос, уничтожает всю охрану вместе с Рихтером и освобождает заключенных из Южного блока. Оказывается, с самого начала Каплан был агентом Южного блока, чьей миссией было дать его проигрывающей стороне шанс на победу. Он планирует установить на поверхности Деймоса заряды, чтобы изменить его орбиту и “уронить” спутник на поверхность Марса, уничтожив планету вместе со всеми запасами турбиния. Провидцы безусловно задолго смогли бы “увидеть” такую катастрофу, потому Каплан и ликвидировал их первыми.
Big bada boom на Марсе. В фильме вероятно смотрелось бы повнушительнее.
Куэйд и Уитвер пытаются помешать злодею, но не успевают - заряды детонируют, и Деймос начинает сходить с орбиты. Но не беда - у Куэйда быстро рождается план, как спасти Марс. Он сажает свой шаттл на другой спутник Марса Фобос, после чего они с Уитвером устанавливают на его поверхности бомбы.
В поражающей воображение по степени фееричности концовке, Куэд взрывает заряды, направляя Фобос наперерез Деймосу. Каплан прилетает на своем шаттле и пытается остановить Куэйда. В конце концов, Уитвер и Каплан погибают, а Куэйда спасает Лиза, которая, невзирая на то, что Фобос уже вошел в атмосферу (!) Марса, умудряется сесть на его поверхность на полицейском корабле и подобрать возлюбленного. Деймос и Фобос сталкиваются в атмосфере Марса почти что над головами мирных жителей без каких-либо последствий (!!) для планеты, не считая того, что теперь вокруг нее образовалось красивое кольцо подобное кольцам Сатурна. Лиза шутит, что так как Куйэд все же убил Каплана, это значит что система с самого начала работала как надо. Хэппи-энд.
Начиная разбор сценария мне признаться даже трудно определиться, по какому из его элементов хочется высказаться в первую очередь. В целом, скрипт Голдмана и Шуссета достаточно незатейлив, прямолинеен, и пожалуй просто слишком лениво написан. При чтении физически ощущается, что в процессе разработки сценаристы не особо напрягались придумывая сюжетные повороты. Персонажи достаточно безлики, как в общем-то и Куэйд, который абсолютно не похож на себя самого из первой части. Злодей по идее должен вызывать отвращение, но опять же, его план уничтожить планету не вызывает никаких эмоций - и главным образом по причине того, что авторы так и удосуживаются рассказать, а за что собственно борются эти блоки и каковы их цели. Конечно, в скрипте присутствовало несколько потенциально неплохих моментов - но увы, должного развития они так и не получили.
Но самая основная проблема скрипта заключается пожалуй не в стерильности повествования, и даже не в невероятной по зрелищной глупости концовке (думаю господа Бэй и Эммерих должно быть глубоко признательны провидению, что фильм так и не был снят - ибо они никогда не смогли бы превзойти этот уровень), а в том, что на первой странице данного скрипта стоит название“Total recall II”.
Читая сценария, не ощущаешь практически никакой связи между ним и фильмом Верхувена. Ладно, можно еще смириться с тем, что сценаристы выкинули и забыли как страшный сон изящную концепцию двойной реальности. Пускай все события первой части происходили на самом деле. Но помимо имени главного героя, Марса и весьма бессмысленного камео Рихтера (серьезно, зачем надо было вставлять его в скрипт в качестве свадебного генерала на пару страниц, чтобы затем этого замечательного персонажа просто пристрелил злодей?), скрипт не имеет практически никакого отношения к фильму Верховена.
Герои не вспоминают события прошлой части, не используют технологии из первого фильма, Куйэд за весь скрипт не отпускает ни одной приличной реплики и убивает только одного человека. Стилистически скрипт также никак не соответствует ни фильму Верхувена, ни собственно говоря творчеству Филлипа К. Дика. По сути Куэйд и известная нам предыстория в виде первого фильма являются просто инородными элементами во всем данном сюжете.
Подобно Куэйду, сценаристы кажется тоже забыли с чего все начиналось
Был бы такой сиквеле успешен, выйди он в середине 90-х? Лично я не думаю, что он стал бы большим хитом. Звезда Шварценеггера к тому моменту уже начала катиться к закату, фильм требовал значительно больших вложений нежели оригинал, а ведь по сути главным преимуществом проекта являлось лишь его громкое название. Честно говоря, сильно сомневаюсь что у создателей получилось бы выехать лишь за счет этого.
Как бы то ни было, но в 1994 году некогда знаменитая студия Саrоlcо, под чьим патронажем находилась разработка фильма, бесславно обанкротилась. Этот крах похоронил ряд как крайне интересных проектов, вроде “
Крестового похода” который должен был снимать Пол Верхувен с тем же Шварценеггером в главной роли,
“Человека-паука” Джеймса Кэмерона и данный сиквел.
После этого судьбы двух франшиз окончательно разошлись - права на постановку "Особого мнения" перешли к студии Fox, а права на сиквел "Вспомнить все" получило Dimension Films и небезыизвестный Харви Вайнштейн (их дальнейшая история весьма любопытна - Голдман с Шуссетом написали еще несколько драфтов, прямо продолжающих события первой части и играющих на теме реальности/нереальности происходящего - если мне когда-нибудь удастся найти один из них, я обязательно расскажу про них подробнее)
Что касается киноадаптации "Особого мнения", то после нескольких лет забвения, для написания нового сценария был нанят Джон Коэн. Первоначально планировалось что режиссером ленты станет Ян Де Бонт, но после провала "Скорости 2" и "Призрака дома на холме", студия охладела к его кандидатуре. Возможно, проект так бы и сгинул в производственном аду, но к счастью для студии звездный тандем Стивена Спилберга и Тома Круза, почти десятилетие искавший проект для совместной работы, заинтересовался сценарием. Бонту пришлось спешно переквалифицироваться в продюсеры, а Спилберг начал работу над материалом с того, что собрал 15 известных экспертов-футурологов и устроил им трехдневный мозговой штурм, целью которого было создать как можно более реалистичный мир 2054 года.
Фильм вышел в 2002 году, и был вполне успешен, собрав в мировом прокате 350 миллионов долларов (хотя справедливости ради стоит отметить что студия нацеливалась на 500 - 600 миллионов), запомнившись интересным визуальным стилем и очень хорошо проработанным с технологической точки зрения миром будущего. Что касается наследия, оставшегося от начального драфта Голдмана и Шуссета, то из него в итоговом фильме остался только эпизод с автомобильной фабрикой и пара общих идей, вроде роботов-насекомых, ищущих героя.
С позиции сегодняшних дней пожалуй остается радоваться что все случилось именно так, и "Особое мнение" стало самостоятельным фильмом, а не таким сиквелом. Тем более, что как показывает практика, умело обращаться с Верхувенской классикой в Голливуде пока что так толком и не научились.