Каким мог стать сиквел "Бегущего по лезвию"? Обзор сценария "Blade Runner Down" от 01.11.1997 года.

Dec 22, 2012 22:57


Разговоры о необходимости съемок сиквела культового "Бегущего по лезвию" (или по крайней мере фильма чьи события будут разворачиваться в той же киновселенной) происходят каждый раз при приближении очередного юбилея выхода творения Ридли Скотта на экраны. Собственно и сейчас, в год 30-летия картины мало что изменилось. Весной 2011 года компания "Alcon Entertainment" приобрела права на франшизу у Бада Йоркина, да и сам Ридли Скотт в одном из интервью в очередной раз намекнул о своей заинтересованности в проекте.

Впрочем, 15 лет назад все было примерно также - долго ходили слухи о том, что съемки продолжения не за горами, что Скотт совсем не против снять фильм, что некие европейские компании уже готовы инвестировать деньги в проект... Уверенность подкреплялась наличием 126 страничного сценария сиквела под названием Blade Ruuner Down написанного Стюартом Хэзелдайном по мотивам романа "Blade Runner 2: The Edge of Human". Роман был опубликован еще в 1995 году, его автором был К.У. Джеттер - один из друзей покойного Филлипа К. Дика.  Что касается самого Хэзелдайна, то впоследствии он отметился сотрудничеством с Алексом Пройасом над сценарием "Потерянного рая", а также режиссурой триллера "Экзамен".




Обложка той самой книги К.У. Джеттера.

В итоге, слухи так и остались слухами - сценарий хоть и достаточно длительное время циркулировал среди заинтересованных лиц и в итоге даже понравился агенту Харрисона Форда, но до ключевой фигуры во всем процессе (Бада Йоркина) так и не добрался. Все что получили фанаты - это хорошую компьютерную игру выпущенную все в том же 1997 году к юбилею фильма. Впрочем, вероятно это и к лучшему - ибо лично меня работа Хэзелдайна не сильно впечатлила. Впрочем, обо всем по порядку.

Сюжет Blade Runner Down во многом базируется на известной ошибке фильма 1982 года, основанной на количестве репликантов которых нужно было “изъять из обращения” Декарду. Как известно и в театральной и режиссерской версии Бегущего звучала фраза о том, что всего на Земле высадилось шесть репликантов, один из которых поджарился при попытке проникнуть в пирамиду Тайрела, и теперь Декарду нужно найти оставшихся четырех. У многих естественно возник резонный вопрос “куда же делся шестой репликант?”, на который фанатами, несогласными с тем что это просто ошибка монтажера, было предложено множество версий, самая популярная из которых сводилась к тому что шестой репликант это сам Декард. Все окончательно разрешилось лишь после выхода  т.н. Final cut, где фраза была наконец исправлена и количество поджарившихся репликантов увеличилось до двух. Но это произошло в 2007 - а в 1997 году Хэзелдайн имел все основания построить на этой загадке основную интригу своего сценария.



Так сколько репликантов все таки поджарилось? Один или два?

Итак, февраль 2029 года. С событий первого фильма прошло 10 лет. Декард и Рейчел все эти годы скрывались в домике где-то в лесах Орегона. Они все еще любят друг друга, но время неумолимо - срок жизни Рейчел подходит к концу. Не желающий мириться с этим Декард решает вернуться в Лос Анджелес и сделать то, что не удалось Рою Бэтти - добраться до руководства корпорации Тайрелл чтобы узнать как продлить жизнь своей возлюбленной. По приезде в город, его сразу же засекает полиция - в тело каждого Блэйдраннера имплантирован датчик, позволяющий отслеживать их перемещения. Декард самолично вырезал свой, но оказывается что есть и еще один, про который ему не рассказали.

Капитан Холден (который после стычки с Леоном не может существовать без системы жизнеобеспечения и вообще теперь больше напоминает машину), сменивший на посту погибшего несколько лет назад Брайанта, отправляет своих людей, чтобы они нашли и по быстрому убрали Декарда. Тут мы знакомимся с вторым главным действующим лицом истории - голубоглазым скандинавом Андерсоном, лучшим Блэйдраннером образца 2029 года. Он как раз “изымает из обращения” двух Нексусов, хладнокровно застрелив девочку-подростка, а после непродолжительной погони по коспопорту (цитирующей сцену с Зорой) и ее компаньона, выстрелом снеся ему голову с расстояния в сотню метров.

Декард пробирается в штаб-квартиру Тайлера, где встречает Сару - племянницу Тайрела, по образу и подобию которой делалась Рейчел. Сара, на которую теперь пало бремя управления компанией (чему она совсем не рада), предлагает сделку - Декард находит того самого шестого репликанта, который представляет угрозу для корпорации Тайрел как самим фактом своего существования (ведь его запрограммированный четырехлетний срок жизни давно истек, а он все еще жив), так и тем, что как предполагается, именно он шантажирует корпорацию выдвигая требования при невыполнении которых он раскроет СМИ правду о себе и парочку других грязных секретов Тайрела. Ситуация осложняется тем, что на Земле все ширится движение техно-террористов, которые борются со сложившейся системой использования репликантов во внеземных колониях и устраивают всевозможные диверсии против корпорации и властей.



Декарду ничего не остается кроме как согласиться. Но, не успев приступить к поискам, он сам становится объектом охоты - Андерсон со своими коллегами находят его, и следующие 40 страниц скрипта напоминают помесь "Беглеца", "Вспомнить все" и "Особого мнения" - полиция повсюду бегает за Декардом, тот прячется, отстреливается, взрывает спиннеры, потом проникает в участок чтобы воспользоваться базой данных, его снова обнаруживают, происходит новая погоня уже в полицейском здании, после чего Декарду опять удается скрыться.



У Харрисона Форда уже был опыт побега от правоохранительных органов

В третьем акте всплывает заговор между полицией и корпорацией Тайрелл по использованию репликантов, а также выясняется личность шестого репликанта - оказывается им все это время был ничего не подозревающий Андерсон (хотя после того, как за сценарий нам трижды намекнули что у него проблемы с памятью и показали его странный сон этому твисту было сложно удивиться). Узнав правду о себе, Андерсон переходит в режим Терминатора - разносит полицейскую штаб-квартиру, а затем устраивает кровавый мятеж репликантов, чей центр приемки/сдачи как раз находится под пирамидой Тайрелла. Следует еще парочка экшн-сцен, Декарду удается спасти Рейчел и бежать, а Андерсон, уложив отряд своих коллег, погибает под руинами пирамиды. Сара сдержала свое обещание - Рейчел будет жить дальше, и в конце,  Декард со своей возлюбленной улетают во внеземные колонии. Хэппи-энд...

Первая половина сценарий пожалуй достаточно неплоха - приятно было побывать как в старых локациях, вроде кабинета Брайанта, квартиры Себастьяна и зала корпорации Тайрелл с совой, так и новых - подземке, космопорту, ветеринарной клинике и кое-где еще. Идея возвращения постаревшего и размякшего Декарда в сильно изменившийся Лос-Анджелес мне также понравилась. Также достаточно необычна задумка о том, что почти все действие вопреки первому фильму должно было происходить в светлое время суток (хотя и днем там почти все время идет дождь) - я бы определенно не отказался взглянуть на мегаполис будущего под таким ракурсом. Но вот вторая часть откровенно неудачна: она не отвечает на ряд поставленных первой половиной вопросов, а на ряд других дает такие ответы, что честно говоря уж лучше бы их просто не было.

Но самая главная проблема этого сценария заключалается пожалуй в его излишней стерильности. Сюжет всегда можно исправить (в конце-концов с точки зрения формальной логики сценарий фильма 1982 тоже имел пару проблем), диалоги отполировать, концовку сделать не такой приторно-сладкой. Просто в скрипте Хэзелдайна совсем не наблбдается того, что сделало фильм Скотта таким культовым - в нем нет было души, “слез под дождем”, своего Роя Бэтти...  он не ставит перед нами никаких моральных дилемм и вопросов, не оставляет никакого послевкусия. И никакие напряженные экшн-сцены и подрывы пирамид не отменят этого факта.



I've seen things you people wouldn't believe... Классика

Так что я рад, что этот сценарий так и остался на полке - фантастических боевичков о борьбе с системой снято уже предостаточно, и превращение сиквела Блэйдраннера в подобное кино было бы весьма прискорбным. Не знаю, выйдет ли когда-нибудь фильм по этой франшизе, или все эти разговоры стихнут, чтобы потом с новой силой вспыхнуть где-нибудь в 2020 году, но все же надеюсь, что если действительно дойдет до продолжения, сценарий будут выбирать не по принципу наибольшего количества бахов, а по наличию в нем "души" - как бы смешно для Голливуда это не звучало.

сиквел, Обзоры сценариев, фантастика, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up