“The Keys to the street”. Нереализованный проект Кристофера Нолана.

Apr 20, 2013 17:12

Кристофер Нолан. Многие буквально молится на это имя, кто-то считает его творчество  переоцененным, но, думаю, что и те и другие признают, что в настоящее время Нолан является одним из самых популярных голливудских режиссеров.

Но всего 13 лет Нолан был практически неизвестен широкой публике. Принесший ему с братом известность и номинацию на Оскар в категории лучший оригинальный сценарий “Помни” вышел на экраны британских кинотеатров октябре 2000 года. Сейчас в это трудно представить, но ни одна американская студия не хотела заниматься прокатом “Помни” в США, так как считали что фильм “слишком сложен” для зрителя. В итоге, компании Newmarket film пришлось самостоятельно заниматься прокатом фильма. Благодаря хорошим отзывам и стабильной аудитории, компании со временем удалось увеличить число кинотеатров, где крутили фильм с 11 до 500, и в итоге лента смогла собрать целых 25 миллионов долларов за полгода проката.

После этого успеха на режиссера обратили внимание чиновники студии Warner Brothers, которые предложили ему снять ремейк норвежского фильма “Бессонница”, а что было потом, думаю в общих чертах известно всем. Но, еще  до “Помни”, Нолан занимался другим проектом - адаптацией романа Рут Ренделл “Keys to the street”, который разрабатывался в рамках компании “Fox Searchlight”. Фильм так и не был снят, но от него остался 119 страничный сценарий, написанный Ноланом и под редакцией Майкла Стокса, датированный 18 августа 2000 года.


Обложка книги

В центре сюжета скрипта находится девушка по имени Мэри, которая, невзирая на запрет своего бойфренда Алистера, решает стать донором костного мозга для одного благотворительного фонда. Узнав о том, что Мэри пошла наперекор его воле, Алистер устраивает ей серьезную взбучку с элементами рукоприкладства, после чего она естественно бросает его.

Через некоторое время, Мэри получает письмо с благодарностями от человека по имени Лео, который был тем пациентом, который получил ее костный мозг и чью жизнь она таким образом спасла. Мэри решает встретиться с Лео, и у них быстро завязывается бурный роман. Алистер, который никак не может смириться с потерей Мэри, начинает следить за парочкой и пытается побольше разузнать о прошлом Лео, чтобы дискредитировать его в глазах своей бывшей.  А прошлое Лео действительно не безоблачно. Со временем мы узнаем, что его брат по имени Карл это достаточно темная личность, который продает наркотики и раньше занимался проституцией.

Еще один персонаж в этой истории, это аферист по имени Бин, который занимается выгулом собак состоятельных граждан, и пользуясь этим проникает в дома своих клиентов, узнает о них самые грязные секреты и затем шантажирует их. Когда бабушка Мэри умирает, и оставляет внучке огромное наследство. Алистер выходит на связь с Бином, и просит его покопаться в биографии Лео. Но при этом Алистер совершенно не подозревает о том, что Бин находится в доле с Лео, который отчаянно пытается скрыть кое-что от своей возлюбленной, и не остановится ни перед чем, чтобы сохранить свой секрет…

Этот сценарий очень необычен для всего творчества Нолана.  Во-первых, главное действующее лицо это девушка. Во-вторых, с жанровой точки зрения скрипт представляет собой смесь драмы и мелодрамы - в центре повествования любовный треугольник Алистера-Мэри-Лео, а детективная линия на удивление формальна. В-третьих, в сценарии очень много длинных любовных сцен - а это, чем фильмы Нолана никогда не могли похвастаться. Да, конечно, тут можно найти пару его любимых приемов вроде многочисленных флэшбеков и героев с темным прошлым, которое не отпускает их - но все равно, эта работа сильно отличается по духу от всех остальных его творений.

Но, при всей нехарактерности этого сценария, трудно назвать его хорошим. И причиной тому является сюжет, который чрезвычайно растянут и фактически незавершен. В концовке присутствует несколько твистов - но проблема в том, что они предполагают дальнейшее развитие истории, а вместо этого она буквально заканчивается, из-за чего возникает ощущение, что сценарий просто бросили, не став дописавать. К тому же, в скрипте много сцен, которые кажутся лишними, так как не добавляют ничего в историю и просто растягивая хронометраж. А с учетом того, как Нолан любит подчинять все действия своих фильмов основной сюжетной линии, и устраивать резкие переходы от одной сцены к другой чтобы сразу перейти к сути, это выглядит достаточно странным.

Впрочем, вероятнее всего этому есть очень простое объяснение - Нолан взялся за этот сценарий лишь потому, что в то время (он подписался на него в 1998 году) ему нужны были деньги, а эта работа была единственным на тот момент источником дохода, и у него просто на тот момент не было других вариантов. Ему не был интересен материал, не были интересны персонажи - это была просто работа. Это хорошо чувствуется при чтении сценария, и думаю что из всего этого вряд ли мог получиться хотя бы просто неплохой фильм.  Не будь на титульной странице имя Нолана, вряд ли бы сейчас кто-то обратил внимание на этот сценарий.

Неудивительно что как только у Нолана появилась возможность, он сразу же покинул этот проект. Некоторое время после его ухода сценарий все еще продолжал  разрабатываться, а на главную роль в будущем фильме рассматривалась Джемма Артертон, но в конце концов проект был заморожен и с тех пор о нем ничего не было слышно. По всей видимости, если фильм и будет когда-нибудь снят, то уже по совершенно другому сценарию.



Что же касается Нолана, то фильмом, ради которого он бросил “The keys to the street” был  байопик про легендарного магната, изобретателя и чудака Говарда Хьюза, который должен был стать следующим проектом режиссера после “Бессоницы”. Нолан написал сценарий, который охарактеризовал как один из лучших в своей карьере, и собирался пригласить на главную роль Джима Керри.

Но как это часто бывает в Голливуде, один и тот же материал привлек сразу несколько студий, которые одновременно начали разрабатывать конкурирующие проекты. Помимо Нолана, в начале нулевых фильм про Хьюза хотели снимать Мартин Скорсезе и Уоррен Битти. В итоге, оперативнее всех сработал Скорсезе, сумевший запустить фильм в производство раньше конкурентов.

После того, как съемки фильма про Хьюза были отменены, Нолан нашел замену в виде другой истории о известном миллиардере, изобретателе и просто человеке со странностями, любящем по ночам облачаться в костюм летучей мыши и бороться с преступностью.

Самое веселое во всей этой истории заключается в том, что действие фильма Скорсезе заканчивается в 1947 году, в то время как Нолан в качестве основы для сценария взял книгу, которая концентрировалась на жизни Хьюза после 1948 года. Даже после выхода “Авиатора”, Нолан некоторое время еще рассматривал возможность в будущем вернуться к этому проекту, но в конце все же отказался от этих планов.


Обложка книги

Кто знает, возможно, со временем и этот сценарий станет достоянием общественности, и можно будет представить, каким мог бы быть фильм про Говарда Хьюза, не отменись который, Нолан вполне вероятно не стал бы заниматься ребутом Бэтмена.



драма, Кристофер Нолан, обзоры сценариев, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up