Предыдущую часть повествования смотрите
ЗДЕСЬ ===============================
И наконец - ещё несколько слов напоследок
Напоследок хочется всё-таки сформулировать некоторые итоги - пусть они не претендуют на оригинальность, но к ним мы пришли на собственном тогдашнем опыте, и они остаются для нас актуальными и по сей день. Вот они.
Люди по большей части склонны к состраданию и наделены понятием о справедливости.
Однако степень активности и образ действия (от самопожертвования до насилия), основанные на этих побуждениях, очень разнятся в зависимости от особенностей личности и воспитания.
Те, чья активность принимает социально значимые (особенно - политические) формы - не лучше и не хуже других, но, поскольку именно их деятельность сразу и заметно расширяет всеобщие возможности борьбы за свободу, истину и милосердие (и при этом зачастую ведёт к жертвам в их рядах), постольку на политических борцов возлагаются особые надежды и им вверяются особые полномочия (и/ или сами они на себя смотрят соответствующим образом).
Такой статус, а также специфическая для тайного противостояния привычка к воинственному неприятию ценностей и резонов окружающего большинства, могут привести политических борцов любого возраста и масштаба к иллюзии элитарности, вседозволенности, непогрешимости, к атрофии ответственности за свои поступки и их последствия - и даже вовсе лишить обратной связи с реальностью.
Можно сказать проще: когда человеку хочется избавиться от изнурительного груза личной ответственности, ему предоставляются два равно удобных пути: либо самому записаться в ряды "всегда-идущих-верным-курсом", либо записать туда своих предводителей. Да и обществу как таковому удобнее разделить своих членов на пастырей и пасомых, чтобы не корчиться в муках постоянных сомнений - кого слушать, кто прав. Последствия такого курса, иногда отдалённые, весьма горестны. Пока дело касается тебя одного или группки единомышленников - опомниться легче, а вот если приняло исторический размах!.. А когда всё-таки настаёт час осознавать ошибки и расхлёбывать последствия - вступает в силу невесёлый каламбур, и вчерашние соратники делятся на два потока: коммунары (кому нары) и коммунисты (кому не сты -дно).
Скорректировать угрозу такого исхода может только осознанная установка каждого человека и общества в целом на открытость, готовность к диалогу, доверие к доброй воле и разуму собеседника (пока он аргументированно не доказал их отсутствие) - и в равной мере к своему собственному разуму, совести и понятию о справедливости.
Очень хотелось завершить нашу "пару слов" - парой слов из А.Галича как певца прежде всего человеческой, а уж потом - политической свободы. Мысленный взор, разбежавшись среди всевозможных замечательно подходящих цитат - "Я выбираю свободу быть просто самим собой", "Моя война, моя вина, и смерть опять - моя", "Я не избран, но я - сужу"…- сконцентрировался в неожиданном месте: пожалуй, вот оно - необходимое условие светлого будущего для всех:
Спрашивайте, мальчики,
Спрашивайте,
А вы, люди, ничего не приукрашивайте,
А вы, люди, объясняйте всё как есть…
февраль 2008 - июнь 2010